Гарячі новини

Абсурдная жестокость на Донбассе (Часть 1)

Война в Донбассе отличается абсурдной жестокостью. Люди гибнут в квартирах, на балконах, во дворах домов, на улицах. Гибнут, не будучи участниками военных действий. Эта жестокость пронизала пространство Интернета. На странице в Facebok размещен «детский рисунок»: танк с российским триколором наехал на человеческую фигурку, зажимающую в руке украинский флажок. Из фигурки брызжет кровь. Преподаватель университета опубликовал этот рисунок во время боев за Славянск. Сам он активно выступал за тех, кто разъезжал по Донбассу на танках с триколором. И не важно, как бы он ответил на сакраментальный вопрос: а был ли мальчик? Реальная жестокость готовилась жестокой информационной войной.

«Комплекс супермена»

В Луганской области и в Донбассе в целом на поле боя происходят чудовищные даже для войны события.

Популярная в Западной Украине газета «Експрес» (Мартинець Світлана. Останній бій героя // Експрес, 24 – 31 липня 2014 р. – с. 7) описывает гибель командира роты, старшего лейтенанта Богдана Завады,которому недавно посмертно присвоено звание Героя Украины. Поражают даже не обстоятельства самого боя, а то, что произошло после него. «В тот день в Запорожье в квартире Завады зазвонил мобильный телефон. Таня, жена командира, трясущимися руками схватила трубку. На дисплее высветился номер мобильного телефона ее Богдана. «Живой», - выдохнула счастливо. Но звонил не Богдан. Таня услышала чужой голос, по-русски. А еще смех и выстрелы. Молодая женщина не знала, что это стреляют в ее Богдана, уже мертвого. Террористы вытащили телефон из кармана уже убитого гвардейца и решили развлечься. Смеясь, рассказали: под их ногами лежит «бандеровец, защитник Украины», её муж. Еще рассказали, что они с ним делают теперь, с мертвым, сколько пуль уже выпустили в тело и как будут издеваться над телом потом…».

Не отступим от истины, когда скажем, что еще в марте - апреле, уже исполненными болью от аннексии Крыма и тревожными ожиданиями, мало кто ожидал, что насилие и запредельная жестокость разольются по земле Донбасса. Как же они проникли в наше общество? Видимо у них были два истока и два пути.

«Жестокость на импорт»

Как заявляет доктор социологиченских наук, профессор Луганского национального университета имени Тараса Шевченко Илья Кононов, первый исток ведет в Россию.

« Здесь, как свидетельствуют факты, милитаризм и мачизм расцвели пышным цветом как ответы на травмы национального сознания, - говорит он. - Не будем подробно останавливаться на этой проблематике, которая нуждается в самостоятельном исследовании. Отметим лишь, что первой травмой был развал СССР, который русские привыкли воспринимать как свое пространство.

Вторая травма была нанесена чередой таких событий, как чеченские войны, террористические акты, «цветные революции» в соседних странах.

В итоге жизнь в России уже несколько десятилетий наполнена страхами. Полицейский и милитаристский характер нынешнего Российского государства стимулирует поиск выхода из этих травматических ситуаций на пути развития комплекса супермена. Это объясняет феномен Владимира Путина и его длительной популярности. Но это же объясняет и подозрительное отношение ко всем соседям, в которых, прежде всего, видели и видят угрозу. Мне самому приходилось общаться в российских поездах со случайными спутниками. Практически все охотно начинали ругать американцев, англичан, французов и немцев. Обиходным определением, естественно, было: «Козлы!». Когда я спрашивал собеседников, а кто же из современных народов так не может быть охарактеризован, они впадали в ступор. Когда я говорил, что являюсь гражданином Украины, собеседники несколько смущались и находили для разрядки ситуации нечто наподобие следующей сентенции: «Ну, на Украине есть и хорошие моменты».

Россия: «национальные травмы»

Как считает луганский социолог, национальные травмы России нашли свое выражение не только в массовом сознании. Комплексы этого сознания были подхвачены и огранены представителями интеллигенции.

«На службу этому были поставлены даже исторические достижения российской общественной мысли, - поясняет он. - Так, известно, что концепция цивилизаций в мировом масштабе была обоснована российским социологом Николаем Данилевским (1822 – 1885). Современные российские авторы, соединив идеи Н. Данилевского, К. Леонтьева и американца С. Хантингтона, создали идеологию, которую я бы назвал «цивилизационизмом». В ней Россия рассматривается как отдельная цивилизация, хранительница высших ценностей. Как таковая она противопоставляется всем остальным цивилизациям, существующим на нашей планете. Наверное, лучше всего сам дух этой идеологии выразил выдающийся интеллектуалВадим Цимбурский (1957 – 2009) в формуле «Остров Россия». В рамках этого идеологического течения сформировалось и евразийство А. Дугина, который стал одним из вдохновителей аннексии Крыма и вторжения в Донбасс».

По мнению Ильи Кононова, идеи цивилизационной отдельности России нашли отражение в массовой культуре.

Дескать, ярким примером этого могут служить произведения Сергея Алексеева. В серии его романов«Сокровища Валькирии» Россия представлена как носительница древнего высшего знания, как «посредник между Западом и Востоком». «Но это не медиатор, а участник постоянной войны на нашей планете, - отмечает Кононов. - Я не хотел бы, чтобы меня поняли в том смысле, что Сергей Алексеев ответственен за беспредельную жестокость в нашем регионе. Талантливый писатель как барометр отражает колебания общественной атмосферы. Но он их не только отражает, но и усиливает. Милитаризм и мачизм в значительно большей степени усиливались российской кинопродукцией. Достаточно вспомнить «Брат» и «Брат-2» Алексея Балабанова».

«Творческий дуэт» Гиркин-Бородай

По мнению Кононова, свою лепту в проповедь милитаризма внесли некоторые нынешние прямые участники донбасской трагедии. С конца 1990-х в творческом дуэте состоят Александр Бородай и Игорь Гиркин.

 

« В качестве военных корреспондентов они работали на одиозную газету «Завтра». – говорит он. - Сейчас широкую известность приобрел их давний (1999 года) текст «Кадарская зона» . Несмотря на длиннотность он заслуживает внимания. Приведу несколько цитат. «Не успели колеса старенького Ми-8 коснуться земли, как в салон запрыгнул здоровый, увешанный оружием мужик. Следом за ним в вертолет втянули два дрожащих человеческих тела, прячущих окровавленные, коротко стриженные головы в воротники рваных телогреек. Спецназ внутренних войск только что захватил этих ваххабитских боевиков, решивших спасти свои жизни и пытавшихся просочиться через кольцо окружающих долину федеральных войск. Пленники падают на колени, прижимаются лбами к полу, как мусульмане на молитве, дрожат от страха, а вертолет тут же взмывает в воздух. Через несколько минут один из неудачливых "борцов за исламские джамааты" пытается приподнять голову, но на шею ему опускается тяжелый ботинок бортстрелка». «Командиры ваххабитов не думали, что российские генералы, презрев "соображения гуманности", станут спокойно и открыто применять по населенным пунктам авиацию и артиллерию. Применять столько, сколько надо, чтобы по максимуму сберечь жизни русских солдат. Они крупно просчитались». «Наутро распогодилось. Кристальной чистоты горный воздух, кажется, приближает стоящие в долине домики и вершины горных хребтов. Но общая пасторальность картины нарушается белыми дымками разрывов, вспухающими над остатками Карамахи. На сей раз бьют по селу стоящие рядом с КП танки.
Вскоре прилетает уже знакомая нам вертушка, на закопченном борту которой за прошедшую ночь к надписи "За Родину" прибавилось "Слава России". Впрочем, на другом боку вертолета значится "Sex mashine"». «И все-таки зачистка окончилась вполне благополучно. Все семь домов с примыкавшими хозяйственными постройками забросали гранатами и, обыскав, сожгли. В столбах пламени и клубах дыма поднималось к небу материальное благополучие "истинных последователей Пророка". В одном огне сгорали папахи горских старейшин и японские стиральные машины, дорогие ковры, хрустальные люстры и горы исламской литературы, полуразобранные краденые КамАЗы и многолетние запасы овса, картошки, комбикорма. Трупов в постройках спецназовцы не обнаружили, хотя тяжёлым их запахом несло от земляных насыпей почти в каждом дворе. В огонь отправили также россыпи автоматных патронов, выстрелов к ручным гранатомётам и много другого военного хлама, брошенного оборонявшимися ваххабитами». «Отряды проходили мимо горящих добротных домов и полей, заваленных гниющими коровьими тушами. Спецназовцы мечтали, чтобы проклятый ваххабитский анклав был стерт с лица земли вакуумными бомбами или хотя бы сожжен дотла, чтобы сюда уже никто не пожелал вернуться. Мы не сомневались: остающиеся в селах омоновцы постараются исполнить это желание.Боевой дух российских военных высок как никогда, и подавляющее большинство рядовых не просто готово, но даже рвется воевать с чеченцами и ваххабитами, стремясь не только отомстить за падших товарищей, но и кровью смыть общую обиду "за державу"».

 

Любители высокой литературы, наверное, с раздражением укажут на стиль низкопробных детективов. Но меня в данных отрывках интересуют комплексы их авторов. Я бы их определил как некрофилию и садизм. Они не просто описывают происходящее. Им нравится, когда тяжелый ботинок опускается на голову врага, когда горят или взрываются дома, им приносит наслаждение картина, когда сквозь воздух кристальной чистоты видны взрывы и клубы дыма. Им просто сексуальное удовлетворение доставляет унижение противника. А боевой дух отождествляется с готовностью использовать вакуумные бомбы во внутреннем конфликте».

Игорь Гиркин в газете «Завтра» подвизался и в качестве аналитика. Сейчас интересно то, что в Донбассе он делал все то, против чего российская армия в 1999 году боролась на Северном Кавказе. Дескать, достаточно актуально выглядит такой его «пассаж»: «Планы тех, кто рулит конфликтами из тихих кабинетов, предельно ясны: спровоцировать единую по времени серию вооруженных конфликтов на Северном Кавказе. Тогда в дело вступят экономические, внешне- и внутриполитические факторы, способные привести к серьезным внутренним катаклизмам и новому "параду суверенитетов" — развалу Российской Федерации. В сложившейся обстановке только решительными ударами по бандам боевиков и их быстрым разгромом можно сорвать планы "кукловодов". Любые затяжки, топтание на месте, нерешительность — преступны, потому что обрекают нас на очередное поражение. Товарищи офицеры! Вам не кажется, что мы слишком долго отступали?» .

«Достаточно только Россию заменить Украиной, а Северный Кавказ Донбассом и прогноз можно считать адекватным нашей ситуации. Против Гиркина и иже с ним действительно нужно действовать, не мешкая, - размышляет луганский социолог. - В целом писания Бородая и Гиркина заставляют предположить, что перед нами члены какой-то гностической секты, которая культивирует некрофилию и видит в мире воплощение зла. Впрочем, может быть, это общее мировоззрение российских силовых структур».

Тему происхождения запредельной жестокости во время войны в Донбассе готов комментировать и доктор педагогических наук, профессор Восточноукраинского университета имени Владимира Даля (Луганск)Сейфулла Рашидов. Он обратил внимание на роль некоторых структур гражданского общества Российской Федерации в продуцировании и распространении идеологии ненависти в Украине. Это, дескать, стало одним из факторов сбоя гражданского чувства у жителей Донбасса. «Деятельность российских институтов гражданского общества (СМИ, религиозных организаций в лице Московского Патриархата, казачества, некоторых политических партий и т. д.) по отношению к Украине стала дополнительным фактором формирования агрессивных настроений в обществе.

Александр Костомаров , ОстроВ г.Луганск (Продолжение следует)