Гарячі новини

В России обеспокоились, что Чувашия может пойти путем Татарстана, а за ней пойдут и другие национальные республики

В России обеспокоились, что Чувашия может пойти путем Татарстана, а за ней пойдут и другие национальные республики. Этому посвящена статья Александра Ашурова "Тоской по суверенитету из Чувашии вдохновились на Украине" в издании EurAsia Daily.

Еще 8 декабря в Чебоксарах прошла научная конференция, посвященная 25-летней годовщине провозглашения государственного суверенитета Чувашской Республики. Однако к освещению этого события автора толкнула солидарность с идеями чувашских националистов укаинского ученого Дмитрия Каниболоцкого. Дмитрий Каниболоцкий является кандидатом химических наук и председателем Религиозной общины Святителя Нестория в Дарницком районе г. Киева Святой Апостольской Соборной Ассирийской Церкви Востока. Однако в публикации он представлен чуть ли не как ключевая фигура духовной жизни Украины: "На Украине этот маргинал от исторической науки хорошо известен. Цель изысканий пана Каниболоцкого — доказательства того, что тюркские народы России и украинцы на самом деле — единый народ, чье историческое предназначение — освободительная борьба против «Российской империи».

Через злобу и ругательства в статье Александра Ашурова проступает и то, что же собственно говорили участники конференции в столице Чувашии. Он пишет: "Костяк делегатов составили представители общественного объединения «Чувашский национальный конгресс» (ЧНК). Докладчики от ЧНК сетовали на то, что в России идет «усиление великодержавных настроений», а на фоне этого Москва уничтожает фундаментальные свободы народов России, завоеванные теми в результате «парада суверенитетов».

Автор статьи прибегает и к цитированию докладов на конференции: "Стоит процитировать высказывания некоторых докладчиков. Активист «Чувашского национального конгресса», юрист из Чебоксар Николай Лукианов: «Общественность Чувашской Республики беспокоит усиление великодержавных настроений в руководстве РФ. Сомнительны цели и последствия пропаганды и прямой поддержки „Русского мира“ в других суверенных государствах. А кто будет отстаивать национальные интересы народов в самой РФ? История показывает, что империи, где интересы народов и наций не учитываются, неизбежно распадаются».

Филолог Атнер Хузангай: «Понятие „суверенитет“ тесно связано с понятием „свобода“. За свободу надо бороться. Её надо отстаивать в политике, экономике, образовании. Власть должна разговаривать с народом на родном чувашском языке. Надо определить политический статус Чувашской Республики (…). Мы встали на путь независимого развития. Но не поверили в свои силы. Должна была родиться новая политическая философия. Опираясь на международные правовые документы — международные пакты о гражданских, политических, социально-экономических и культурных правах (1966), Акт ОБСЕ (1975) и других (…). Но мы в 1990-м году не смогли открыто предъявить и осуществить свои права. Наш великий демократ Андрей Сахаров писал: „Надо начинать с демонтажа имперской структуры государства“. Мы начали это дело, но пока не нашли своего места…».

Говоря о 1990 годе, когда Чувашия «упустила возможность осуществить свои права», Хузангай, вероятно, имел в виду знаменитый призыв Бориса Ельцина к татарской элите: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Вспоминая это время, чувашский национал-активист сказал: «Позже в центральных московских СМИ издевательски писали о „параде суверенитетов“ в СССР и РСФСР. Но они будто не помнили, что это движение началось в „советских“ (так в тексте стенограммы выступления Хузангая — EADaily) республиках Прибалтики, а потом в РСФСР».

О Борисе Ельцине и его печально известном призыве «глотать суверенитет» на конференции в Чебоксарах говорили с нескрываемой ностальгией. Писатель Анатолий Кипеч, который в те годы был депутатом Чебоксарского горсовета, сказал: «Мы все сейчас вспоминаем те переломные годы. Вспомним и Бориса Ельцина. Без демократизации не было бы чувашского языка в школах, национального движения, возрождения». Кипач посетовал, что сейчас в России «некоторые ругают Ельцина и демократию». «В обществе важны две стороны — Любовь и Страх, — сказал чувашский активист. — В начале девяностых годов царила Любовь. Сейчас царит Страх. Боимся сейчас. Тогда были смелые публикации в СМИ, смелые выступления на сессиях в Государственном Совете Чувашской Республики. А теперь? В СМИ пропагандируют священники. Никто это не критикует, их засилье».

"На конференции много говорили о том, что в Чувашии идет интенсивная русификация, и молодежь практически не знает чувашского языка. Ситуация с чувашским языком в России была квалифицирована как катастрофическая. Но выход был найден совсем не в области народного просвещения и популяризации культур народов России. Докладчики решили: во всем виноваты прежние руководители республики, которые не последовали в 1990 году примеру соседнего Татарстана и не выторговали у слабеющего Центра полагающийся чувашам суверенитет. Как итог, Татарстан сегодня обладает всеми формальными и реальными признаками суверенного государства, а Чувашия как была, так и осталась типичной российской глубинкой. Прямого призыва «Делай, как татары!» (или как чеченцы при Дудаеве) ни в дискуссионном зале, ни в кулуарах не было, но намеки на это звучали более чем отчетливо. Уже цитировавшийся выше почетный президент Чувашского национального конгресса Атнер Хузангай задал делегатам риторический вопрос: ««Хватит ли у нас сил стать субъектом международного права? Или мы — не свободный народ, который не сможет взять на себя ответственность за свою Свободу?!».

В статье есть симптоматичный раздел "Дурной пример заразителен". Это - о Татарстане и о влиянии его опыта на другие национальные республики в составе РФ. Он завершается таким резюме: "Конечно, можно спустить проблему на тормозах и отмахнуться от суверенных игрищ в Поволжье как от необходимых издержек российской демократии. Но дурной пример Поволжья (в частности, Татарстана) оказывается заразителен. К примеру, в том же Дагестане некоторые эксперты от национальных сообществ видят альтернативу национального развития республики в том, чтобы перенять пример Татарстана и сделать национальные языки Дагестана обязательными для изучения, а также делового и бытового употребления — наравне с русским. Татарстанский опыт «коренизации» эти эксперты из Дагестана не только одобряют, но и хотят расширить на всю Россию. К примеру, по их мнению, каждый русский житель Коми или Якутии должен изучать со школы якутский и коми языки. Если местный русский по каким-то причинам не желает этого делать, он должен покинуть регион".

Сейчас в мировом экспертном сообществе обсуждается возможность распада России из-за чрезмерной централизации, коррумпированности и отсутствия способности к стратегическому планированию у политического класса РФ. Статья Александра Ашурова подтвержает, что эти суждения имеют под собой весьма серьезные основания.