Гарячі новини

Состоялись телефонные переговоры Путина и Байдена. Что известно об их результатах

У Вашингтона нет намерений развертывать на территории Украины ударные наступательные вооружения. Об этом стало известно по итогам телефонного разговора президентов России и США Владимира Путина и Джо Байдена, который состоялся ночью с 30 на 31 декабря. Тем не менее Соединенные Штаты готовы ввести масштабные санкции в случае эскалации ситуации вокруг Украины. Принятие новых ограничений станет серьезной ошибкой, фактически грозящей полным разрывом отношений, предупредил коллегу глава российского государства. Об этом пишет газета "Известия".

Спустя несколько недель после российско-американского виртуального саммита, который прошел 7 декабря, Владимир Путин и Джо Байден вновь провели переговоры. На этот раз президенты ограничились телефонной беседой, которая состоялась по инициативе российской стороны. В Кремле подчеркнули, что в целом разговор носил откровенный характер и оказался весьма полезным.

— Байден, как и Путин, хорошо подготовился к разговору, и диалог получился серьезным. Естественно, что лидеры поздравили друг друга с наступающим Новым годом и пожелали успехов и счастья народам государств. В то же время важно понимать, что был не новогодний разговор и святочные посиделки, — сказал по итогам переговоров помощник президента РФ Юрий Ушаков.

Владимир Путин и Джо Байден на протяжении 50 минут обсуждали прежде всего предложенные Москвой проекты договора между РФ и США о гарантиях безопасности и соглашения о мерах обеспечения безопасности РФ и НАТО. Их российская сторона направила Вашингтону еще 15 декабря. Владимир Путин и Джо Байден во время разговора подтвердили, что в январе продолжится диалог по этому вопросу.

На 9–10 января запланированы двусторонние переговоры. Между тем 12 января пройдет Совет Россия–НАТО в Брюсселе, а уже на следующий день начнутся дискуссии в ОБСЕ. При этом главы государств договорились держать под личным контролем ход дискуссий на упомянутых переговорных треках и особенно в двустороннем формате с прицелом на скорейшее достижение конкретных результатов, сообщили в Кремле.

Эксперты уверены, что сам факт состоявшейся беседы можно считать положительным моментом для нормализации российско-американских отношений. 

Одно из главных требований РФ заключается в том, чтобы НАТО отказалось от дальнейшего расширения на восток и приема в альянс государств, ранее входивших в состав СССР. На территории этих стран США также не должны создавать свои военные базы и использовать их инфраструктуру для ведения любой военной деятельности.

Таким образом Москва пытается прежде всего препятствовать стремлению Киева присоединиться к Североатлантическому альянсу. Российская сторона неоднократно предупреждала, что воспринимает появление военной инфраструктуры НАТО на территории Украины как пересечение «красной линии», поскольку это создаст серьезную угрозу в сфере безопасности. Разумеется, РФ обеспокоена и потенциальным принятием других стран постсоветского региона в НАТО, включая, например, Грузию.

Хотя диалог по вопросам предоставления России юридических гарантий находится только в самом начале, уже сейчас есть определенные подвижки.

— Основной момент, который прозвучал с американской стороны в ходе этого разговора, — президент Байден четко заявил о том, что США не намерены размещать на Украине ударные наступательные вооружения, — уточнил Юрий Ушаков.

По мнению политолога Александра Домрина, Джо Байден, который курировал украинское направление во время президентства Барака Обамы, прекрасно понимает, что использовать российско-украинские отношения как средство давления на Москву бесконечно нельзя.

В то же время Джо Байден призвал Россию снизить напряженность в отношениях с Украиной, напомнив, что США и их союзники готовы решительно ответить на вторжение РФ в соседнюю страну. То есть западные страны готовы принять новый пакет санкций в случае российской агрессии. До этого в СМИ появлялась информация, что одной из мер могло бы стать отключение России от банковской системы SWIFT. Впрочем, Владимир Путин отметил в разговоре с американским коллегой, что принятие новых ограничений стало бы серьезной ошибкой, фактически грозящей полным разрывом российско-американских отношений.

— Пока что мы можем сказать, что призыв к переговорам в Вашингтоне был услышан. И это важно, поскольку система безопасности в Европе и в мире разрушена или близка к полному разрушению. Часть договоров в одностороннем порядке закрыты, другие прекратили свое существование по взаимному согласованию, у каких-то соглашений кончается срок. В результате мир остается без каких-либо правил и контроля над вооружениями, — рассказал «Известиям» директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта при МГУ Юрий Рогулев.

Хотя, по его словам, в полном объеме российские предложения практически нереализуемы, так как НАТО вряд ли пойдет на изменение устава, в котором закреплен так называемый принцип открытых дверей. Согласно этому принципу, члены альянса по всеобщему согласию могут предлагать любому другому европейскому государству присоединиться к военно-политическому блоку. Тем не менее главное, что диалог по вопросам безопасности вообще начался, а Россия и США приступили к обсуждению расширения НАТО на восток, уверены эксперты.

По мнению президента Американского института в Москве Эдуарда Лозанского, Владимиру Путину и Джо Байдену сейчас стоит вспомнить ключевые моменты переговоров Хрущева и Кеннеди, позволившие избежать ядерной войны во время Кубинского ракетного кризиса в октябре 1962 года. К слову, Байден в ходе прошедшей беседы несколько раз подчеркнул, что нельзя начинать ядерную войну, заметил Юрий Ушаков.

— В окружении Байдена в Белом доме и среди членов конгресса есть также много горячих голов, советующих отвергнуть требования России о гарантировании ее безопасности перед лицом наращивания угроз со стороны НАТО и Украины, — сказал «Известиям» Эдуард Лозанский.

Тем не менее пример однопартийца Кеннеди должен вдохновить Байдена принять правильное решение и предложить Путину взаимоприемлемые условия для выхода из нынешнего, возможно, самого серьезного кризиса за всю историю отношений России и США, уверен политолог.