"Самая большая взятка". Закончено расследование дела экс-министра экологии Николая Злочевского о подкупе руководителей антикоррупционных органов за 5 млн$
Национальное антикоррупционное бюро и Специализированная антикоррупционная прокуратура завершили специальное расследование по подозрению бывшего министра экологии и природных ресурсов (в 2010-2012 годах) Николая Злочевского в организации попытки подкупа руководителей антикоррупционных органов для закрытия уголовного производства против него. Его защите следствие открыло материалы дела для ознакомления, рассказывают ГРАТЫ.
Злочевский находится в розыске, поэтому расследование проводилось по специальной процедуре — в его отсутствие, сообщает пресс-служба антикоррупционного бюро. Уголовное производство в отношении еще троих обвиняемых выделено в отдельное производство, дело рассматривает Высший антикоррупционный суд.
«Ґрати» рассказывают о деле с самой большой выявленной взяткой в криминальной истории страны.
Самая большая взятка
12 июня 2020 года детективы НАБУ задержали троих человек, которые, по версии следствия, пытались дать взятку для закрытия уголовного производства по подозрению экс-министра экологии и природных ресурсов Николая Злочевского в причастности к завладению средствами стабилизационного кредита Национального банка, выданного «Реал банком», и легализации этих средств. Задержанными оказались бывшая начальница департамента Государственной фискальной службы Елена Мазурова, бывший первый замначальника Государственной налоговой службы в Киеве Николай Ильяшенко и бывший менеджер компании Burisma Group Андрей Кич. Их обвинили в пособничестве Злочевскому.
По словам руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры Артема Сытника, сначала в качестве взятки предлагали миллион долларов, чтобы дело передали другому следственному органу, после отказа предложили 5 миллионов долларов для закрытия производства. По данным следствия, дело должны были закрыть за взятку до дня рождения Злочевского — 14 июня, чтобы он смог вернутся в Украину. Сытник отметил, что это самая большая взятка в истории страны. Ее передали наличными.
«Операция века»
Переговоры проводил, по данным следствия, Евгений Шевченко — бизнесмен и бывший доброволец батальона «Донбасс», который сотрудничал с НАБУ и САП. Он написал заявление в антикоррупционные органы в июне 2020 года и работал под фамилией Харченко.

Расшифровка разговора между якобы Евгением Шевченко и Николаев Ильяшенко. Фото: скрин видео НАБУ
По данным обвинения, он был знаком с Ильяшенко. После нескольких разговоров Шевченко под именем Харченко встретился с Мазуровой, Киче и Ильяшенко и передал постановление на тот момент директора НАБУ Назара Холодницкого якобы о закрытии дела. Однако Мазурова, прочитав документ, сказала, что у нее есть замечания по этому поводу — в документе говорилось, что дело закрыто, поскольку не установлено достаточно доказательств, а не из-за отсутствия состава преступления. Стороны договорились, что мотивацию изменят и тогда произойдет передача взятки. Кича якобы дал конкретные советы по исправлению постановления и предложил самостоятельно составить текст, чтобы Холодницкий его подписал.
Через несколько часов Шевченко передал им исправленное постановление, Ильяшенко отвел его в подземный паркинг столичной фискальной службы, где посчитали деньги — всего 6 миллионов долларов. После этого мужчины снова поднялись в кабинет Ильяшенко, где оставались Мазурова и Кича.
Позже они вернулись на парковку и Ильяшенко отдал Шевченко забрать 5 миллионов долларов для передачи Холодницкому и при необходимости генеральному прокурору. Еще 1 миллион долларов он якобы оставил себе за услуги.
В материалах дела есть переписка между Шевченко и Ильяшенко. Часть записей разговоров между ними и другими обвиняемыми НАБУ обнародовало в открытом доступе.

Расшифровка разговора между Евгением Шевченко и фигурантами дела. Фото: скрин видео НАБУ
По словам прокурора Андрея Перова, во время задержания Ильяшенко пытался бежать и хотел отстреливался. Сложил оружие он только после того, как ему сообщили, что ведется видеозапись, а также прибыли работники управления спецопераций НАБУ.
В апреле этого года дело по обвинению Ильяшенко, Кича и Мазуровой передали в суд. А в июне Высший антикоррупционный суд выделил в отдельное производство обвинение против Мазуровой, после того, как она заключила соглашение о признании вины с прокурором. Суд приговорил ее к пяти годам с испытательным сроком в два года. Решение скрыто в реестре.
Адвокаты Ильяшенко и Кича считали действия Шевченко провокаций получения взятки, а также ссылались на множественные процессуальные нарушения во время расследования.
Роль Николая Злочевского
По данным обвинения, Злочевский организовал попытку передачи взятки для руководителей антикоррупционных органов.

Николай Злочевский. Фото: Wikimedia
Бывший министр находится в розыске с 2018 года, подозрение ему отправили по почте по месту регистрации, а также с помощью телефонных мессенджеров, сообщает прокуратура. В августе прошлого года Злочевского заочно арестовали.
На судебном заседании о предоставлении следственным органам возможности расследовать дело против Злочевского по специальной процедуре — как в отношении человека, который скрывается от следствия — адвокат Злочевского Евгений Степанов заявил, что его клиент проживает на Кипре с 2014 года, последний раз в Украине был в 2018-м, а сейчас прилететь не может по медицинским показаниям. Детективы, по мнению адвоката, не вручили ему подозрение по процедуре, предусмотренной законодательством, поэтому он не может считаться подозреваемым.
Дело за дело
Уголовное производство по подозрению Николая Злочевского в причастности к завладению средствами стабилизационного кредита Национального банка
, выданного «Реал банком», и легализации этих средств
было открыто в ноябре 2014 года. Подозрение ему было составлено спустя пять лет.
Схема преступления, по данным НАБУ, выглядела следующим образом: в сентябре 2013 года «Реал банк» предоставил кредиты нескольким коммерческим компаниям, подконтрольным преступной организации, созданной бывшим президентом Виктором Януковичем. Те через фиктивные фирмы перевели полученные средства на счета двух других компаний, которые положили деньги на срочный депозит в том же «Реал банке» с правом досрочного прекращения договора и изъятия средств в течение пяти рабочих дней с момента заявления.
Через месяц руководство банка составило заявление о досрочном расторжении депозитного договора и последующеме изъятии средств. Такая ситуация, по данным следствия, стала формальным основанием для обращения банка за поддержкой в НБУ, который предоставил ему стабилизационные кредиты на общую сумму 787 миллионов гривен под залог имущества, стоимость которого, как впоследствии установило следствие, завысили в семь раз.
Полученные от НБУ средства руководство «Реал банка» в сговоре с другими участниками преступной организации вывели через фиктивные компании и перевели в наличные, сообщает НАБУ.
В суд пока попало дело по обвинению лишь одного руководителя такой компании — Николая Лобенко, который возглавляет ООО «Юрай». Дело рассматривает Высший антикоррупционный суд с ноября 2020 года.
Согласно информации в едином реестре судебных решений, расследование уголовного производства по подозрению Злочевского было выделено отдельно, его восемь раз останавливали и возобновляли, в связи с отсутствием подозреваемого в Украине.
А 1 октября 2020 года судья Печерского райсуда Киева Ирина Литвинова по жалобе адвоката экс-министра обязала прокурора закрыть уголовное производство в связи с окончанием срока досудебного расследования. Хотя подобные решения не подлежат обжалованию, как адвокаты Злочевского, так и прокуратура подавали иски в апелляцию. Но решение не было изменено.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии















