Заместитель секретаря Совбеза РФ Рашид Нургалиев заявил, что главным направлением внешней политики России будет укрепление связей в рамках СНГ
Заместитель секретаря Совбеза РФ Рашид Нургалиев заявил, что главным направлением внешней политики России будет укрепление связей в рамках СНГ. Так он прокомментировал один из важнейших тезисов новой Стратегии национальной безопасности России, которая начала действовать с декабря прошлого года. Об этом сообщает издание "Свободная пресса".
«Россия продолжит интеграционные процессы на пространстве государств — участников СНГ в рамках самого Содружества, Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического союза, Союзного государства России и Белоруссии, — сказал Р. Нургалиев. — Безусловно, что взаимодействие с этими государствами по различным аспектам региональной и международной безопасности оказывает стабилизирующую общую обстановку как в самих государствах, так и регионах, граничащих с ними».
Замысел правящего класса Росии разъяснил замдиректора руководителя Центра стран СНГ Института Европы РАН, доктор политических наук Алексей Гусев. Речь фактически идет о попытке достигнуть автаркии для России за счет партнеров по СНГ.
"Для нас очень важно, чтобы страны, входящие в Евразийский экономический союз, участвовали вместе с Россией в создании общего рынка. Рынка капитала. Рабочей силы. Миграционных процессов. Безопасности. Дело в том, что есть такое понятие, как самодостаточность государства. Она обеспечивается численностью потребителей примерно в 200 млн. человек. Вот Советский Союз был самодостаточным.
То есть, о чем это говорит? Это говорит о том, что за счет внутреннего рынка это государство (или союз государств) сможет выжить даже без учета каких-то экспортно-импортных операций. Только за счет внутреннего потребления. Поэтому для нас является принципиально важным увеличить численность потребителей до 200 млн. человек. Пока нас в России 146 млн. С учетом четырех стран-членов ЕЭС численность составляет 183,5 млн. человек. Мы не дотягиваем", - сказал он.
Специально А. Гусев остановился на отношениях с Украиной. "Конечно, было бы важно для нас включение в орбиту евразийства и Украины. Но Украина избрала отдельный путь — путь движения в сторону Европы. Это ее суверенное право. И, как говорится, флаг — в руки. Мы без Украины проживем. Пусть Украина проживет без нас".
Далее его тон становится откровенно нервным. "Двери Евразийского экономического союза открыты для всех. Понимаете, мы работаем в зоне свободной торговли. Украину мы выставили из этой зоны с 1 января 2016 года. А как мы должны были поступить, если она хотела сидеть на двух стульях. Мы свои интересы должны защищать и тех стран, которые входят в наш экономический союз. Причем здесь Украина? Если она желает идти в Европу, пусть идет. Пусть там им создают зону свободной торговли вместе со странами ЕС. Нельзя открыть все двери, чтобы европейские товары хлынули к нам. Они обвалят наш рынок. Такого быть не должно.
Поэтому мы открыты для тех государств, которые входят в Евразийский союз. Захочет Украина в него вступить — милости просим. Но при определенных условиях: имплементация законодательства, тарифных стандартов и тарифного регулирования. Естественно, по импортным пошлинам.
Как наблюдатель или стратегический партнер она нас не устраивает. Как член ЕЭС — пожалуйста. Тогда еще получит преференции. А нет, так пусть гуляет. На собственных хлебах. Потом смотрим, как. Мы народ терпеливый в России. Никого насильно загонять не собираемся. Ни Молдавию. Ни Грузию. Ни Узбекистан. Ни Украину. Пускай решают сами.
Вот для стран, которые вошли, мы создаем преференции. Для них есть серьезные уступки со стороны РФ. Та же, допустим, Армения покупает у нас природный газ по цене в 165 долларов за тысячу кубов. Потому что у нас общий рынок. У нас нет таможенных барьеров. Мы все функционируем в рамках единого пространства — торгового, экономического, военного, оборонного, экологического, социального, гуманитарного… и т. д."
Доцент кафедры международных отношений на постсоветском пространстве СПбГУ, кандидат исторических наук Игорь Грецкий более реалистичен в своих комментариях. "Что касается СНГ, как приоритетного направления внешней политики, то, собственно, я не вижу здесь ничего нового. Отношения со странами СНГ всегда считались ключевыми для России. Проблема в том, что за прошедшие после распада СССР двадцать пять лет, нам не удалось предложить постсоветским государствам привлекательную модель экономического — прежде всего — развития".
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии















