Гарячі новини

В Украине отмечают годовщину саммита в Париже. Мира на Донбассе и восстановления территориальной целостности страны пока нет

Ровно год назад состоялся парижский саммит лидеров стран "Нормандской четверки" (N4). Тогда еще не совсем уставший и полный энтузиазма президент Владимир Зеленский встретился со своими коллегами из России, Франции и Германии. Судя по тому, как вел себя украинский гарант во время встречи, его ожидания от общения с Владимиром Путиным были слегка идеализированными в отношении возможности договориться о мире. Саммит стал для Зеленского некой проверкой боем, переговорным экзаменом. Однако за год стало понятно, что стороны, в том числе и наш президент, сдали этот экзамен на "троечку". Об этом пишет газета "Вести".

На переговорах в декабре 2019-го, Зеленский выглядел очень искренним в своем стремлении к миру. Вероятно, он действительно думал, что маховик переговорного процесса наконец-то запустится после длительного застоя. Заржавевший переговорный процесс все-таки тронулся с места, однако сильного прорыва не произошло. Более того, после встречи Зеленский впервые осознал реальность – быстрого мира не будет. 

Мнение о том, смогли ли стороны, в том числе и Украина, выполнить требования, прописанные в коммюнике, разделились. Разные точки зрения высказывают даже в окружении Зеленского. Например, пресс-секретарь президента Юлия Мендель считает, что Украина выполнила все условия, которые были предусмотрены встречей N4. "Можно ли было сделать больше и быстрее? Безусловно, если бы ситуация зависела исключительно от украинской стороны", – заявила она.

С нею соглашается министр по делам реинтеграции Донбасса Алексей Резников. "Если перечислить договоренности в Париже, то можно сказать, что стороны все выполнили", – говорит он.

По словам советника главы ТКГ Алексея Арестовича, договоренности были выполнены только наполовину. Он напомнил, что было только два обмена пленными, прекращение огня является относительным, но количество обстрелов уменьшилось в пять раз, количество погибших – от 10 до 14 раз.

"Сам факт прекращения огня, которое длится уже 4 месяца, – довольно беспрецедентное событие для военного конфликта, где погибли 16 тысяч человек за последние 6 лет", – заявил он.

Сам же глава украинской делегации Трехсторонней контактной группы Леонид Кравчук говорил, что Украина справляется с выполнением обязательств, однако ждет со стороны России сдвигов в переговорном процессе. По его словам, именно Россия своими ультиматумами мешает выполнять "проблемные" пункты "Минска".

По словам экс-советника главы СНБО Сергея Сивохо, маленькие победы все-таки были. В течение года были сделаны первоочередные шаги: развод войск в трех точках, обмен пленными, строительство новых КПВВ, разминирование, и самое главное – начал действовать режим тишины.

"Но вместе с тем за год мы так и не продвинулись в реализации Минских соглашений. Вместо переговоров и поиска консенсуса – непонятные кадровые телодвижения и куча пустых заявлений. Мирный процесс зашел в тупик. Новой "нормандской встречи" не будет, "Минск" бесплоден, все стоит на длительной паузе, и пока выхода из этой ситуации не видно", – заявил Сивохо.

В России считают, что Украина не выполняет ни "Минска", ни договоренностей, к которым пришли в декабре 2019-го, и сетуют на то, что наши власти якобы не хотят мира. Как сказал зампостпреда РФ при ОБСЕ Владимир Жеглов, в РФ не видят конкретных политических шагов Зеленского.

"Все элементы успеха хорошо известны – это субстантивный диалог Киева с представителями Донбасса в Контактной группе по всем аспектам урегулирования", – подчеркнул дипломат.

Еще в апреле, когда должна была состояться встреча лидеров N4, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров подчеркивал, что украинская сторона выполнила только один пункт – обмен удерживаемыми лицами. Он указал на отсутствие прогресса в согласовании конкретных аспектов включения "формулы Штайнмайера" в законодательство.

Политические эксперты же говорят, что заявления представителей власти по поводу выполнения пунктов, озвученных в Париже, чересчур оптимистические. По их словам, нельзя говорить о том, что договоренности были выполнены полностью или даже наполовину.

Энрике Менендес, руководитель Аналитического центра "Донбасский институт региональной политики":

"Следует отдать должное – был выполнен пункт по безопасности. Сейчас наблюдается рекордный режим тишины... К сожалению, совершенно нет прогресса в политической части договоренностей. Коммюнике включало в себя очень четкое и обозначенное мнение об имплементации формулы Штайнмайера, внесения закона об особом статусе… Кроме того, под угрозой срыва новый обмен задержанными, который должен был состояться до конца года. Скорее всего, он не состоится. Россия озвучила довольно четкую позицию – никакого обмена до прогресса в политической части. То, что Арестович заявил, что договоренности выполнены 50/50 – не соответствует действительности. На 80% не выполнено, и перспективы пока никакой нет".

"У нас поломана логика всего переговорного процесса. "Нормандский формат" – это высший уровень. Работа также должна происходить в рамках ТКГ. Там сейчас самая плохая ситуация за все шесть лет конфликта. Статус работы в ТКГ практически заблокирован. Все говорят о переходе к так называемому плану Б, потому что "Минск" хромает на обе ноги. То, что он хромает – это признак отсутствия политической воли. Нет воли разрабатывать новые документы, согласовывать позиции", – заявил Менендес. 

"Я думаю, что интерес Зеленского – показать хоть какую-то работу или прогресс. Это будет для него медийный повод. Богдан же говорил, что горизонт планирования команды Зеленского – это следующий эфирный день. Это похоже на правду. Для них встреча на высшем уровне, чтобы Зеленский поручкался с лидерами мирового масштаба – победа. Какие там результаты будут – не важно. Они путают процесс с результатом", – говорит Менендес. 

Руслан Бортник, директор "Украинского института политики":

"Ни один пункт не выполнен полностью, частично выполнены договоренности, которые касаются перемирия, снизилась эскалация… Я считаю эти договоренности стратегической победой России – даже несмотря на то, что договоренности не выполнены, Россия получила от Зеленского переутверждение Минских соглашений… Зеленский год назад в Париже подтвердил "Минск" в целом, в том числе и пункты, касающиеся вопроса "сначала выборы – потом границы". Зеленский не внес никаких изменений. Он взял на себя ответственность части реализации формулы Штайнмайера… Это тактически или стратегически победа России, которая позволяет держать Украину в треке Минских соглашений. Они в целом России с самого начала были более выгодны".

Вадим Карасев, директор "Института глобальных стратегий":

"И "Минск", и парижские договоренности очень компромиссны. И в этом вся проблема. В Украине для многих компромисс рассматривается как предательство. Власть, понимая риски внутренней дестабилизации как раз очень осторожно, не всегда последовательно, иногда нехотя, пытается решить эту проблему, но не решается пойти на полноценную реализацию всего, к чему пришли за круглым столом… Выполнение Украиной всех пунктов зависит от геополитического контекста. Если этот контекст будет меняться в пользу РФ – будет больше давления на Украину и, возможно, власти придется выполнять соглашения. Если наоборот – Украина, вероятнее всего, будет действовать жестко, будет играть на своих условиях… Еще есть третий вариант – будет выработан комплексный план с учетом доработок "плана Кравчука" и того, что предложили "ЛДНР".

Алексей Якубин, политолог, кандидат политических наук:

"За этот год определенная позитивная динамика наблюдалась, но потом ситуация усугубилась, когда власти отказались создавать консультативный совет, о котором договаривались… Если анализировать, то половинчато выполнены только два-три пункта. Их можно рассматривать как компромисс. Но вместо того, чтобы выполнить тот же "Минск", у нас пытаются его переписать. Это такой вот подход в стиле "Википедии" – не выполнять, а переписать. Стороны продолжают не доверять друг другу, они воспринимают друг друга с точки зрения разной риторики".