Гарячі новини

Профессор Университета Северной Флориды Кеглер: Поиск мира в Украине должен быть морально обоснованным

В этом году в журнале  European Journal of Social  Theory  развернулась дискуссия о войне в Украине и о перспетивах её завершения. Инициировал дискуссию профессор Университета Северной Флориды Ганс - Герберт  Кёглер статьей  "Демократия или диктатура. Моральный призыв к защите Украины".

Статья общирная  и достаточно разнородная, в ней содержится философское рассмотрение соотношения войны, политики и морали.

Вопреки  общепринятой точке зрения,  согласно Кеглеру, политика должна быть "продолжением морали", а , следовательно, и поиск мирного урегулирования войны в Украине должен включать  в себя "этический компонент".

Кёглер утверждает, что многие теоретики и эксперты на Западе плохо понимают мотивы  воюющих сторон (РФ-Украина): дескать, именно отсюда вытекает взгляд, что война в Украине является абсурдной и ее нужно немедленно остановить "любыми средствами", включая прекращение поставки Украине вооружения.

Автор приходит к выводу: данный взгляд  - ложный.

Он рассматривает  представления Путина об Украине, а также анализирует доктрину российского идеолога евразийства  Александра Дугина, который считается  теоретиком, оказывающим непосредственное влияние на принятие решений правящей российской группировкой.

Кёглер ссылается на хорошо известные тезисы Путина, что Украина - "искусственная страна" и потому задача России - вернуть Украину в "родное лоно" . 

Дугин в своих рассуждениях идет еще дальше - отталкиваясь от западных идей, в том числе идей постструктурализма и постмодернизма, он заявлет, что общечеловеческих ценностей нет. Любой набор ценностей связан с конкретной цивилизационной общностью. С его точки зрения, для России характерно доминирование целого над частями, подчинение личности высшей национальной общности.Именно из этого вытекает необходимость жесткой иерархии, во главе которой стоит Вождь, отвечающий за сохранение этой целостности.

Кеглер отмечает, что вопреки утверждениям Путина, ориентирующегося на фашиста Ильина, и того же Дугина, своебразно перетолковывающего западную философию, основной массив русской культуры имеет совершенно иную направленность.

Кеглер упоминает  роман Тургенева "Отцы и дети", из которого  Европа узнала о нигилизме, роман Достоевского "Идиот", а также, как он выражается  "эпосы от Толстого до Шолохова". В этих произведениях личность всегда выступает самостоятельной, мыслящей, принимающей нестандартные решения, а вовсе не марионеткой "целостности" или "вождя". Именно в этом значении русская культура стала частью мировой культуры.Из этого следует, что те, кто отвергает русскую культуру, всю и безоговорочно - Пушкина, Достоевского, Толстого, Чехова - по сути дела, подыгрывают Путину и Дугину.

Кёглер с осторожностью проводит параллель между  Путиным и Гитлером, делающем акценты на "биополитике". Он говорит, что согласно Дугину, цель РФ состоит в доминировании в Евразии. Украина здесь выступает препятствием. Сформулированая цель реализуется с помощью биополитики. Эта биополитика не предполагает истребления всего населения Украины, но его "атомизацию", в результате чего люди должны себя почувствовать "голыми биологическими сущностями", для которых важнейшей ценностью является их индивитуальное выживание. В такой ситуации атомизированные человеческие существа вынуждены будут отказаться от своей прежней коллективной идентичности и влиться в "российский коллективный организм". Этим, кстати, Кёглер объясняет жестокости российских войск, совершенных на захваченных территориях. В силу сказанного, Кёглер утверждает, что эту войну невозможно остановить единовременно и призывет западных лидеров не прекращать поддержку Украины.

Одновременно с этим он ищет платформу для морально обоснованной формулы мира.

Выделяет 4 пункта:

- во-первых, обе стороны обязаны безоговорочно признать этико-политический и культурный суверенитет друг друга и других стран;

- во-вторых, признать территориальную целостность друг друга, изменение границ теоретик допускает лишь в результате взаимоприемлемых соглашений  и с использованием демократических процедур;

в-третьих, в Украине и в России должны быть защищены права этнических и религиозных меньшинств. Кеглер прямо подчеркивает, что это, в первую очередь, касается русских граждан Украины, чьи права украинская власть обязана обеспечить; 

в-четвертых, социальные трансформации должны осуществляться не насильственно, военные средства допустимы только для самообороны.

"Предыдущее и нынешнее игнорирование прав русского гражданского населения Украины должно быть отвергнуто и преодалено", - считает профессор Университета Северной Флориды.