Гарячі новини

Почему резко меняется курс гривни?

Минфин и Нацбанк не поделили курс гривны. Из-за чего национальную валюту начало прилично лихорадить. Если еще вчера она уверенно укреплялась, пройдя психологическую отметку 25,0 грн./$, то уже сегодня к обеду котировки подскочили аж до 25,40 грн./$. «Плюс» 55 копеек за день – «неплохая прибавка к пенсии». Об этом пишет UBR.

Как развивались события

На протяжении всего лета, с небольшими передышками и отскоками, гривна уверенно укреплялась. Виной всему очень высокая доходность наших ОВГЗ, в которые бросились вкладываться западные инвесторы через инвестфонды. Они заводили валюту в Украину и меняли ее на межбанке, чтобы рассчитаться с Минфином за бумаги.

Нацбанк при этом вел себя, по мнению того же Минфина, весьма неосмотрительно.  Покупал понемногу, плавно снижая курс. В результате вместо положенных по бюджету 29,2 грн./$, котировки спустились ниже 25,0 грн./$.

И все бы ничего, да только столь глубокая ревальвация прямо сказывается на доходах экспортеров, а значит – и на бюджетных поступлениях. К тому же, казначеи не раз обращали внимание на весьма загадочное поведение НБУ. Тот на межбанке мог выкупить у одного участника валюту сначала, скажем, по 25,10 грн./$, а через десяток минут брать у других на 10 копеек дешевле.

У регулятора, правда, теорию заговора отмели. Сказали, что Минфину стоило бы порасторопней снижать ставки по ОВГЗ, чтобы не создавать ажиотаж на аукционах. И напомнили о своей нормативке, согласно которой у НБУ нет задачи держать курс гривны железобетонным. Максимум влияния НБУ – демпфирование перекосов спроса и предложения. Что он, в общем, и делал.

Но слова тут же разошлись с делом. Практически сразу после обвинения со стороны Оксаны Маркаровой Нацбанк сменил тактику. Застолбил курс и фактически дал сигнал рынку к развороту.

Что дальше

А сегодня на рынке появился еще один слух. Поговаривают, что Минфин всерьез решил резко ограничить продажи наших ОВГЗ. Правда ли это, и как именно собирается ведомство ударить линейкой по рукам инвесторам – неясно. Вариантов тут хватает: от установления жестких лимитов (такую практику чиновники применяют давно по коротким выпускам), до резкого снижения доходности.

Так или иначе, результатом перепалки НБУ и Минфина уже стал резкий курсовой разворот. Который очень кстати второму и совсем не радует первого. Ведь, как ни крути, девальвация стимулирует инфляцию. А в Нацбанке уже больше 4-х лет бьются над тем, чтобы сократить этот показатель хотя бы до однозначного числа.