"Новая Украина" обнародовала экспертное заключение о результатах 9 Мая для страны: "Это была демонстрация массовой поддержки «другой Украины» - свободной от шовинизма"
Институт стратегических исследований "Новая Украина" обнародовал экспертное заключение "День Победы: новое содержание старого праздника". Его авторы - известные украинские ученые главный советник института Виктор Щербина и эксперт института Александр Левцун.

Перепечатываем фрагменты текста.
"В нынешнем году празднование 9 Мая проходило в особой атмосфере. Накануне идеолог декоммунизации В.Вятрович предложил перенести выходной день с 9 мая на 8 мая. Таким образом, статус Дня Победы понижался, а государственным (официальным) праздником окончания войны с нацизмом становился День Памяти и примирения. Данная инициатива преследует совершенно определенную цель – постепенно вытеснить на периферию общественного сознания День Победы, как праздник не соответствующий господствующей идеологии национального строительства. Многие восприняли новацию Вятровича как сигнал (уведомление) о том, что День Победы будут отмечать в Украине в последний раз".
"По данным МВД, 9 мая в Украине состоялось около 1700 мероприятий по случаю празднования 72-й годовщины победы над нацизмом. Акции памяти проходили в разных форматах (возложение цветов, торжественное шествие, митинг, праздничный концерт) и получили различный содержательный контекст. Только по официальным данным, в акциях, посвященных Дню победы в Украине приняли участие около 600 тысяч человек. Анализ фоторепортажей с места проведения акции дает основание утверждать, что в акциях приняли участие представители разных поколений – и молодые, и пожилые, и граждане среднего возраста. Таким образом, следует исключить предположение, что акции, приуроченные к 9 Мая, подпитываются ностальгическими чувствами пожилых людей."
"Показательно, что наиболее многочисленными были акции в тех областных центрах, где население особенно критично относится к руководству страны. По данным февральского (2017 г.) опроса, проведенного Группой «Рейтинг» в феврале 2017 года, хуже всего оценивается деятельность Президента Украины в таких областных центрах, как Николаев, Одесса, Харьков. В Днепре подавляющее большинство жителей также негативно характеризуют работу Президента.
Хотя акции 9 Мая были санкционированы властями, само участие в акции, прирученной ко Дню Победы, а не ко Дню памяти и примирения, уже само по себе было формой протеста. Недовольство властью, несогласие с политическим курсом выражалось также в том, что некоторые участники акций использовали запрещенную символику – красные знамена с серпом и молотом, георгиевские ленты, портреты советских военачальников и др. Самым первым задержанным стал житель Одессы, который 7 мая поднял флаг с красной звездой, серпом и молотом. Также участники демонстраций использовали плакаты и скандировали лозунги, направленные против национализма и нынешнего политического курса (см. ниже).

Тем не менее, акции 9 Мая в целом нельзя характеризовать как радикально-протестные (бунтарские). Использование запрещенной символики не было массовым, всеобщим, а организаторы акций старались не дать повода для конфликтов и провокаций. Участники имели желание выразить (манифестировать) свой протест (несогласия с происходящим в стране), но у них не было намерения бунтовать, превращать этот протест в организованные, несанкционированные действия".
"В ряде случаев участники демонстраций использовали плакаты и скандировали лозунги, направленные против национализма и политики декоммунизации. К примеру, в Киеве звучали такие слоганы: «Киев город-герой, нацистов с города долой!», «Ганчірки Бандери - геть від Стели!» (требование убрать красно-черные флаги, которые радикалы принесли к памятнику павшим воинов). В провинции на акциях использовали песни военной поры, в т.ч. – «Священная война», «Бухенвальдский набат» и др. Эти песни в нынешней политической ситуации приобрели новый контекст – как отражение тревоги в связи с правой угрозой в нынешней Украине.
Резюмируя можно сказать, что участников акции 9 Мая объединил общий протестный настрой, протест против сложившейся политической ситуации и политического курса, который проводит власть. Это был своеобразный «майдан» граждан, ориентированных на идеалы «постсоветской Украины» - мирной, индустриальной, экономически развитой и социально ориентированной страны, лояльной к советскому культурному наследию. Этот «майдан» был направлен против попыток навязать украинцам иные представления о прошлом их семей, их персональной истории, места в обществе. При этом акции 9 Мая не имели определенной политической повестки, что позволило максимально расширить круг участников.
В условиях установившейся в обществе цензуры акции 9 мая стали для её участников возможностью открыто продемонстрировать своё присутствие в публичном пространстве. Это была демонстрация массовой поддержки «другой Украины» - свободной от шовинизма – той, которой нет в современных масс-медиа, нет в официальном политическом дискурсе"
"Полиция действовала в целом беспристрастно, взвешенно и корректно. С одной стороны имели случаи задержания и претензии к участникам акций в связи с использованием запрещенной символики. Однако, по признанию самих участников акций, усердия правоохранителей по части символики не были чрезмерными. Их усилия были направлены скорее на то, чтобы исключить возможность для конфликтов с национал-радикалами, нежели на исполнение запрета тоталитарной символики.

Важным символическим обстоятельством явилось то, что полиция пресекала провокации со стороны национал-радикалов, в частности, «ветеранов АТО» в Днепре и активистов ОУН в Киеве. Эти действия соответствовали общественному запросу на удаление «с улицы» экстремистских элементов, обеспечениеобщественного порядка и безопасности гражданв целом. В глазах граждан полиция не превратилась в слепое орудие власти (нынешнего политического режима). Таким образом, события 9 Мая стали основанием для возникновения в массовом сознании определенных ожиданий. А именно: в кризисной ситуации полиция может проигнорировать преступные приказы властей подавить социальные выступления и встанет на защиту граждан".
"Резюме
Массовые акции 9 мая 2017 г. стали проявлением общественно-политической активности, которая не имеет сегодня своего места в политической системе. Речь идет о социальном массовом протесте с левой повесткой. Нет и политической силы, которая смогла бы превращать эту активность и соответствующие ей установки в фактор политической жизни страны, включить в систему политического представительства.
Существуют только попытки «вписать» этот протест в действующие политические сценарии и идеологические мифы. Действующая власть в лице высших руководителей попыталась представить события 9 Мая как в лучшем случае социальный атавизм («совок»), а в худшем – как сознательную провокацию со стороны антигосударственных сил, элемент «гибридной войны». Радикальные силы, обвиняя власти в потакании «реваншистам», требовали провести репрессии против оппозиции. Праворадикальные группировки увидели в гражданах Украины, идущих с цветами к памятникам, «внутренних врагов». Прозвучали угрозы насилия в адрес людей, иначе относящихся к прошлому страны и ориентированных на другое её будущее. Эти заявления не получило должной оценки в правовом поле.
Так или иначе, в Украине формируется новая социальная и политическая повестка, в которой события 9 мая становятся аргументом для различных политических сил. Проявившийся разрыв между политическим курсом власти и социальным запросом также стал фактом, с которым будут «работать» политические субъекты. События также показали, что национал-радикальные группировки не имеют массовой поддержки. Их политическое влияние обеспечивается, с одной стороны, отсутствием альтернативной политической повестки и, с другой – поддержкой в лице отдельных политиков, находящихся у власти. Также нет и поддержки тем, кто пытался спровоцировать действия против полиции, спровоцировать «левый» бунт. Радикальный настрой оценивается обществом негативно, люди требуют мира и согласия, устали от вранья и шовинизма. Цензурные ограничения и репрессии в отношении инакомыслящих не запугали людей. Они готовы выражать свою позицию в виде мирных акций; простые граждане не оставляют надежды на то, что их голос будет услышан.
Возникший политический сюжет продолжает свое развитие и не достиг ещё завершённой формы. Арестованы люди, сожжены офисы политических партий, в социальных сетях инспирируется очередная волна разделения и ненависти.
Ещё неясно, каким уроком для политико-правовой системы Украины послужит манифестация гражданской позиции, имевшая место 9 Мая. Удастся ли национал-радикальным силам и идущим в связке с ними политикам сформировать атмосферу «охоты на ведьм», задавить проявившийся социальный протест или же украинский политикум сумеет стать проводником нового социального запроса? Сохранятся ли основы правового порядка или же стихия «улицы» и вооруженное насилие станут диктовать свою волю руководству страны? От того, каким будет практический ответ на этот вопрос, уже в ближайшее время будет зависеть дальнейшая судьба демократии в Украине".
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии















