Самая большая цена из закупленных в Украине в 2021 г троллейбусов оказалась у г. Северодонецка (Луганская обл.), сообщает северодонецкий правозащитник Алексей Светиков.
Согласно данным сайта transphoto, в 2021 годы на маршрутах городов Украины появились 167 новых троллейбусов. В том числе в Харькове – 58; в Николаеве – 27; в Сумах – 19; в Луцке и Полтаве – по 15; в Житомире -12; в Виннице – 8; в Днепре – 4; в Киеве и Северодонецке – по 3; в Херсоне – 2; в Чернигове – 1.
Из этого числа 71 машина – это луцкие Богданы, 47 – броварские PTS-12, 30 – днепровскае «Днепр Т203», 28 – белорусские АКСМ, 1 – черниговский «Электрон».
По словам А.Светикова, большая часть этих троллейбусов была приобретена за средства кредитов Европейского инвестиционного банка, тендеры по которым проводятся не в «Прозорро», а на европейской площадке TED.
Поэтому официальные данные о стоимости одного троллейбуса по таким торгам получить достаточно сложно.
Из неофициальных источников известно, что, например, для Харькова за счет кредитных средств закупают 50 низкопольных троллейбусов PTS-12 с длиной кузова 12 м и с автономным ходом не менее 20 км, стоимость 1 единицы которых составила 10,4 млн.грн. В 2021 году в Харькове введены в эксплуатацию 39 таких машин.
В Сумы в 2021 году за 4 млн. евро (кредит ЕИБ) поставили 19 троллейбусов Богдан Т70117, правда автономный ход у них составляет только 0,5 км. Стоимость единицы в гривнах по курсу равна 6,74 млн.грн.
Не состоялись в 2021 году торги по двум объявленным тендерам на покупку троллейбусов с автономным ходом за счет соответствующих местных бюджетов. Черновицкое троллейбусное управление хотело взять в лизинг 5 машин, объявив торги на 50 млн.грн. (то есть 10 млн. грн. за 1 троллейбус).
Киевпастранс объявлял тендер на приобретение 137 троллейбусов с автономным ходом на общую сумму 1,6185 млрд. грн. Правда, из указанного количества 72 машины должны были быть сочлененными, длиной 18,5 м.
Из закупок, информация о которых имеется в prozorro.gov.ua, по самой низкой цене приобрело подвижный состав в 2021 году Черниговское троллейбусное управление. Которое закупило 4 троллейбуса «Еталон-Т121» за 19,78 млн. грн (идентификатор UA-2021-01-29-011461-b). Или 4,945 млн. грн. за единицу. В середине января 2022 года это предприятие объявило очередной тендер (UA-2022-01-18-009404-a) – на приобретение 5 новых троллейбусов с объявленной стоимостью закупки 26,5 млн.грн. Или за 5,3 млн. за единицу. Правда, это троллейбусы без автономного хода.
"Самая высокая цена покупки троллейбуса была установлена в торгах идентификатор UA-2021-06-06-000128-b, по результатам которых за 3 троллейбуса «Днепр-209» из бюджета Северодонецка было уплачено 32,427 млн. грн., - сообщает Светиков.- Или 10,81 млн. грн. за единицу. Ранее мы писали о нарушениях, которые были допущены при проведении этого тендера. ОО «Институт «Европейская слобода» в частности, обращалась ко второму участнику торгов с предложением оспорить эти нарушения в суде, однако ООО «БКМ-Украина» решила этого не делать".
В случаях, когда троллейбусы приобретались не за кредитные деньги, а за средства городского бюджета, городские советы часто предпочитали приобретать троллейбусы, которые раньше использовались в странах ЕС.
Так, «Запорожэлектротранс» приобрел сочлененные троллейбусы Van Hool AG 300T длиной 18 м с количеством мест для сидения 42, которые до 2013 года работали в городе Арнем. Эти троллейбусы также имеют возможность для автономного хода - за счет встроенного дизель-генератора. Каждая такая машина обошлась городу 2,4375 млн. грн.
В Тернополе закупили троллейбусы Škoda 24Tr, которые раньше эксплуатировались в городе Марианске-Лазне. Каждый такой троллейбус обошелся городской казне в 15,6 тис. Евро (закупка UA-2021-08-26-012913-a).
3 троллейбуса Volvo V 7000 AT закупили (идентификатор закупки UA-2021-07-27-007832-b) в 2021 году для Ивано-Франковска. Это тоже сочлененный троллейбус, который раньше работал в австрийском Линце и имеет возможность автономного хода на расстояние 18 км за счет встроенного дизель-генератора.
Всего в 2021 году на линии городов Украины вышли 17 троллейбусов, которые раньше перевозили пассажиров в городах Евросоюза.
Наконец, интересный опыт пополнения подвижного состава сложился в Виннице. Винницкая транспортная компания приобретает не троллейбусы в сборке, а т.н. машинокомплекты. Из которым самостоятельно собирает машины. В 2021 году предприятие приобрело у ООО «Политехносервис» 10 машинокомплектов за 40,98 млн. грн. В начале 2022 года объявлен тендер на закупку еще 10 машинокомплектов.