Гарячі новини

Умер поэт Борис Олийнык

Украинский поэт Борис Олийнык скончался сегодня, 30 апреля, на 82-м году жизни. Об этом пишет журналист Михаил Маслий. Так о смерти поэта сообщил 112 канал.

"30 апреля в 11 часов 45 минут на 82-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни скончался легендарный украинский поэт Борис Олийнык ... Царство Небесное ... Когда-то он сформулировал свое жизненное и творческое кредо: "Писать, как живешь, а жить, как пишешь".

Родился Борис Ильич Олийнык 22 октября 1935г. в с. Зачепиловка на Полтавщине. Стихи начал писать в школьном возрасте. Он «топтал тропу к пятому классу Зачепиловской семилетки», когда увидел в новосанжаровской райгазете «Ленинским путем» своё небольшое стихотворение и свою фамилию.

В 1953г., после окончания школы, поступил на факультет журналистики Киевского университета имени Т. Г. Шевченко, а уже в 1958г. начал работу в редакции газеты «Молодь України». Поэт и журналист, часто ездил в командировки, в частности на ударную комсомольскую стройку - Лисичанский химкомбинат, о ней же и о молодом городе Северодонецк напечатал в газете серию очерков и издал документальную повесть «За Северским Донцом» (1959).

Пережитое в детстве и в годы молодости составило основу первого его сборника стихов «Бьют в сталь кузнецы» (1962).

Второй сборник - «Двадцатый вал» (1964), отмечена Республиканской комсомольской премии им. Н. Островского.

Б. Олейник пишет своеобразные стихотворные «портреты» - монологи о сельских тружеников, например больного хлебороба ( «О храбрости»), инвалида с фронта ( «Дядя Яков»), «собеседование» со скромной учительницей В. И. Левкович ( « Формула »), посвященный М. Рыльского стихотворение« Песня », автобиографические заметки« О себе ».

Выходят сборники «Выбор» (1965), «Круг» (1968), «Эхо» (1970), «Движение» (1973).

Поражает разнообразие поэтического творчества Олейника: задушевно-лирическое слово о матери ( «Мать»); философское размышление о нерушимости связи человека с землей ( «Заземление»); сокровенное, интимное ( «Дума о Аэлите», «Ты жди ...»); лирика, полна драматизма и конфликтности: «Баллада о огонь и принципы», «Ринг», «Триптих бдительности», «Предостережение», ряд стихотворений из цикла «Круг» и др .; публицистичность в «Триптих бдительности» и в таком же чилийском триптихе «На тревожной струне».

Лиризма полны циклы «Сковорода и мир», «Опыт», «На линии тишины», «При гончарном круге. Олесю Гончару »,« Седые солнце мое. Памяти матери ».

Наоборот, драматические, острые поэзии - «В рамке прицела», «Прометей прирученный», «О очереди», «Погоня ... И выстрел ...».

Поэт применяет также условность, выдумку, элементы сказки, фантастики, аллегорическую и символическую образность в таких произведениях, как «Принцип», «О середину», «Притча о ноги», «Притча о славе», «У поэта деньги завелись» и др .

В сборнике «Заклинание огня» (1978) поэт поместил цикл стихов «От Белой хаты в Белый дом ...»

Поэт является лауреатом Государственной премии СССР (1975, за книгу «Стою на земле») и Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко (1983, за книги «Седая ласточка», «В зеркале слова», «Дума о городе»).

Свою творческую работу он всегда сочетал с активной общественной деятельностью. В 1971 - 1973pp. и с 1976-го года он - секретарь правления Союза писателей Украины, секретарь правления Союза писателей СССР, секретарь парткома Киевской писательской организации. Был депутатом Верховного Совета УССР 10-го и 11-го созывов.

Источник

РОЗМОВА З УЧИТЕЛЕМ

 

Старомодний  поет
                                 ген  із  того  наївного  часу,
Де  ще  княжила  совість  і  честь  викликали  на  звіт,  -
У  якімсь  напівсні
                   відхиливсь  я  од  звичної  траси
І  не  згледівсь,  як  зопалу  вибрався  у  потойсвіт.

Мов  сновида,
             бреду  у  слизькій  до  огидності  твані,
Де  жують,  і  жеруть,
             і  злягаються  на  видноті,
І  над  Вічним  вогнем  потирають  долоні  захлані,
І  справляють  нужду
                         на  солдатські  могили  святі.

І  снують,  і  кишать,
                         і  розпродують  все,  до  зернини.
В  цьому  хижому  шабаші
                           я  -  одинокий,  мов  перст.
А  довкруг  -  ні  душі,
                             позаяк  замість  душ  -  порожнини,
Лиш  такий  же  самотній  до  ніг  моїх  тулиться  пес.

Що  за  скрегіт  вночі?
                         Углядаюся  в  темінь  погрозну:
Двоє  чад  із  надгробка  здирають  дідівську  зорю
І  здають  дефіцитну  -  
                       за  мірою  циніків  -  бронзу,
І  на  виручку  колються,
                         сходячи  в  землю  сиру...

І  коли  вже  здушило  щось  темне  відразно  і  вогко  -
Спам'ятався:
         стою  біля  хати  в  далекім...  колись.
Із  вікна  мені  світить  дитинства  довірливий  вогник,
А  над  книгами  звично
                       мій  перший  учитель  схиливсь.

Він  пита  мене:
-  Сину,  а  що  це  ти  зблід,  як  з  навроків?
-  Та  приснилось,  -  затнувся,  -
                                               таке...  хоч  на  дерево  лізь.
-  То,  козаче,  не  сон.
Прогуляв  ти  в  дитинстві  уроки  -
Саме  ті,  на  яких  ми  проходили...
                                                     капіталізм.