Гарячі новини

Российски ученый Виктор Макаренко опубликовал статью о необходимости духовно-политической терапии населения современной России

Известный российский ученый Виктор Павлович Макаренко – доктор философских и доктор политических наук, профессор, директор Центра политической концептологии ЮФУ (Ростов-на-Дону) - в "Независимой" газете опубликовал статью "О войнах и воинах, тайных и явных". Текст посвящен духовно-политической терапии населения современной РФ, которая превратилась в полицейское государство.

Несколько цитат из статьи.

Связь власти и бюрократии очевидна и может быть всегда обнаруженной в общих характеристиках управления любой страной. К ним относятся полновластие и монополия чиновников на выработку и проведение внутренней и внешней политики, отсутствие выборности, назначаемость и привилегированность чиновников сверху и, наконец, политическая подчиненность народа всем управляющим структурам государства.
Указанные характеристики отражаются в деятельности всех звеньев государственной машины – законодательства, суда, прокуратуры, полиции, армии… Хотя каждое из них претендует на относительную самостоятельность, собственную специфику и ведет скрытую борьбу с другими звеньями машины. Такова рутина повседневной государственной жизни, которая с успехом существует и в нынешней России.

Не зря же современное российское государство квалифицируется профессиональными политологами и юристами как постмилитаристское, административное или полицейско-бюрократическое.

Тридцать лет назад я даже предложил разделить все советское общество на две крупных группы: полицеизирующих и полицеизированных индивидов.

В состав первой группы тогда входили аппарат КПСС, кадры профессиональных военных, государственной администрации, органов внутренних дел и госбезопасности, а также пенсионеры всех указанных структур.

В состав второй группы входили все те, кто реально или потенциально был, хотел или пытался быть предельно свободным от влияния первой группы. В то же время понятно, что постсоветская история России сформирована представителями как раз первой, можно сказать, силовой группы. Это такое оригинальное меньшинство, которое никогда не было и не будет «безмолвствующим большинством», если воспользоваться образом французского историка Фернана Броделя.

Впрочем, полицию как институт власти я никогда (и ни в каком государстве) не видел на последнем месте среди остальных структур, обеспечивающих порядок и безопасность общества.

Если же говорить о России, то на протяжении последнего 30-летия наша полиция потихоньку выдвинулась на первые роли. Ее бытие уже невозможно представить без давления и пропаганды. Полиция обычно применяет то и другое для защиты той версии политического режима и социального порядка, которые существуют здесь и сейчас.

А принцип «здесь и сейчас» не может не противоречить праву и морали."

"Место полиции в обществе можно определить и как диалектику принципов насилия и сотрудничества. Эти принципы по-разному проявляются во множестве сфер социальных отношений, деятельности и сознания. В истории не было полиции, действующей только с опорой на насилие. Но не было и полиции, с которой сотрудничает все общество, хотя некоторые страны стремятся к этому идеалу.

Отношение между принципами насилия и сотрудничества определяет место полиции в любом обществе – от древних Египта и Греции до современной России, США и остальных стран. Но при этом невозможно доказать, что чем больше полиция сотрудничает с обществом, тем меньше полицейского насилия.

Такой процесс возможен только при эволюции монархий и диктатур в направлении гражданских обществ и правовых государств. В результате такой эволюции физическое насилие заменяется нормами права, сильным чувством правопорядка и связанным с ними давлением общества на индивидов.

В правовых государствах полицейское насилие направлено на асоциальных индивидов. Такое направление одобряется большинством граждан и строго регламентируется законом. Но это не значит, что в отдельных случаях оно не может быть суровым и даже дискриминирующим не признающих правил поведения граждан.

Обычно не общество стремится к сотрудничеству с государством, а государство само навязывает его населению при реализации полицейских задач. Сближение населения с полицией мотивируется государством как программа социализации полиции.

В ее состав входит выработка такого принципа терпимости к власти, когда лояльность отождествляется не просто с подчинением ее приказам, а подчинением конкретных людей конкретным «ментам» здесь и сейчас. А между тем соблюдающий закон полицейский может вызывать отрицательную реакцию. Поэтому социализация полиции есть процесс воспитания верноподданных вместо сознательных граждан."

"С политическим вмешательством в полицейские заботы появляется концепция страны как осажденной крепости, в которой то и дело возникают внутренние враги.

Это очень эффективный, исторически проверенный миф, способствующий росту внутреннего контроля государства над населением."