Украинский бизнес пытаются заставить заплатить за декоммунизацию
Государственная фискальная служба напомнила о переименовании улиц. Своим письмом от 25 июля фискальный орган разъяснил, что при смене названий населенного пункта или улицы, расположенные в таких местах предприятия должны в пятидневный срок подать заявления в налоговую по месту регистрации кассовых аппаратов для изменения их регистрационных удостоверений. Об этом пишет UBR.

Разъяснения касаются предприятий и точек, торгующих алкоголем и сигаретами, а также всех, кто использует в своей деятельности регистраторы расчетных операций (РРО). В тот же срок предприниматели обязаны переоформить лицензии на право работать с алкоголем и табаком. Поскольку в приложениях к ним должны быть указаны новые учетные данные каждого РРО, используемого по каждому отдельному адресу. Использовать аппарат (РРО) в другом месте нельзя.
«В лицензии указывается юридический адрес предприятия, а в приложении к лицензии – «прописка» каждого РРО, сколько бы их не было. Фактически кассы закреплены за конкретной торговой точкой по конкретному адресу. И адреса на кассовых чеках, выдаваемых покупателю, должны совпадать с данными лицензий», — объяснила UBR.ua в юридическо-консалтинговой компании «Де-юре» юрист Алена Берназ.
Без внесения изменений в эти документы предприниматель не имеет права вести торговую деятельность.
Миссия невыполнима
С точки зрения налоговой все просто: название улицы/города изменилось — предприниматель подает заявку в нужные органы для внесения корректировок в документы. Но они забывают, что кроме простой, по их мнению, перерегистрации документов, предпринимателю надо вызывать уполномоченную сервисную службу, наделенный правом вскрывать РРО. Она должна перепрограммировать аппарат, внести необходимые изменения, чтобы в расчетных документах отмечался новый адрес торговой точки и РРО.
С сервисными компаниями также предстоит переподписать договора. Все это выливается в дополнительное время и деньги, особенно, если кассовый аппарат не один.
«Надо закрыть магазин, чтобы привести в соответствие данные в договорах, в регистрационных записях кассовых аппаратов, в самой лицензии. Затем можно подавать заявку в налоговую на внесение изменений по РРО, а потом — в лицензию. Только после этого можно будет распечатать чек. Иначе та же налоговая штрафовать будет. А когда это делать — все за одну ночь? Все надо менять: уведомлять поставщиков, менять налоговые накладные, вносить изменения в бухгалтерское ПО. Ведь это ключевой реквизит, он прописывается везде», — рассказала юрист одной из торговых сетей Киева.
Об изменении данных, надо уведомить и органы, которые могут контролировать и проверять предприятие. «Это зависит от лицензии. По каждому из видов лицензий есть орган, который помимо налоговой уполномочен осуществлять контроль», — отметил UBR.ua управляющий партнер адвокатского объединения «Suprema Lex» Виктор Мороз.
Не меньше вопросов возникает и по договорам аренды помещения для торговой точки. Его также предстоит обновить с собственником помещения, для указания нового названия улицы. Ведь в старом договоре внесены правоустанавливающие документы арендодателя, с таким же старым адресом в свидетельстве права собственности на помещение. Если арендодатель не торопится с декоммунизацией в правоустанавливающих документах на недвижимость, на основании которых заключен договор аренды, то предприниматель не сможет обновить ни лицензию, ни регистрационное удостоверение РРО.
Но с принятием закона о декоммунизации, запустившего процесс переименований улиц и городов, собственников недвижимости не обязали перерегистрировать права на новый адрес.
«Они не спешат. Их правоустанавливающие документы сохраняют юридическую силу, ими можно пользоваться. Иначе был бы ажиотаж и в 4 утра занимали бы очереди, чтобы привести документы в порядок. А мы вынуждены в лицензии и документах на РРО указывать идентичные адресу нашего арендодателя данные», — объяснил Мороз.
Только если владелец арендуемого имущества (помещения/земельного участка) при переименовании улицы решит сам обновить документы, например, для продажи, и по его заявлению внесут изменения в реестр имущественных прав на недвижимое имущество, любой предприниматель сможет изменить и свои документы. Более того, в этом случае он будет обязан это сделать.
«С такой позицией Государственная фискальная служба выступила еще в апреле 2016 года», — напомнила Алена Берназ.
Закон против спешки
Опрошенные UBR.ua юристы и эксперты отметили, что изменений в законодательстве, которые могли бы заставить предпринимателей спешно менять документы, не было. Возможно, что-то принято на уровне подзаконных актов ГФС, предположил эксперт Реанимационного пакета реформ Илья Несходовский. Но подобных данных у него нет.
«Если что-то изменилось — это неправильно. Лицензии должны отработать до окончания срока их действия. Переименований было много, и немало предпринимателей столкнутся с этим вопросом. А ведь это еще и дополнительная возможность встретиться с бизнесом, о чем-то ему напомнить, создать преграды, пересмотреть какие-то документы. Не исключено, что это может стать поводом для чистки рынка. Смотрю на это отрицательно», — подчеркнул он.
Юристы утверждают, что письма и разъяснения ГФС имеют только разъяснительный характер и по приоритетности не могут опережать законодательные нормы. Те в свою очередь не менялись. А именно:
Закон по декоммунизации не устанавливает предельных сроков для проведения действий по переоформлению документов. Это означает, что субъект хозяйствования сам может решать, когда проводить регистрацию изменений.
Ранее ГФС, ссылаясь на закон о госрегистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей, отмечала необходимость осуществить госрегистрацию изменений в связи со сменой названий улиц. Но граничный срок регистрации таких изменений в едином госреестре не установлен. Четко оговорен лишь срок регистрации в случаях, когда данных по предприятию не было вообще — не более 10 дней. И срок для случаев, когда принимается решение об изменении юридического адреса. Так, плательщик обязан зарегистрировать изменения в Единый госреестр юрлиц и физлиц-предпринимателей в течении 3 дней после принятия решения.
Закон о применении регистраторов расчетных операций не устанавливает конечных сроков внесения изменений в правоустанавливающие документы.
Государственная регуляторная служба Украины еще в 2015 году заявила, что изменение названий улиц не приводит к смене местонахождения предприятия, а значит, и к переоформлению соответствующих лицензий.
«Никаких ограничений нет. Однако разъяснения фискальных органов, исходя из практики, часто имеют определяющее значение для сотрудников учреждения. Не исключено, что они начнут использовать данное письмо в ежедневной практике. При их неправомерных действиях, предпринимателям следует обращаться в судебные инстанции для обжалования», — рассказал UBR.ua управляющий партнер юридической компании «Волхв» Александр Навальнев.
Непредсказуемые риски
Июльское разъяснение налоговой оформлено в виде индивидуальной консультации под запрос конкретного лица. Значит, остальных участников оно касаться не должно. Но, как показала практика, мнение налоговой в части индивидуальных разъяснений также может меняться. Случалось, что ведомство в судах оспаривало действия плательщика, которые он провел, руководствуясь разъяснением сотрудников ГФС.
В случае, если у налоговой будут претензии из-за некорректных данных в связи с переименованием улиц, предпринимателю желательно иметь при себе справку о переименовании улицы. В которой указано местонахождение юридического лица в соответствующем органе исполнительной власти.
«Адресную справку можно получить в Департаменте градостроительства и архитектуры. Лучше перестраховаться, пусть будет на руках. С этой адресной справкой выиграть судебный спор не составит труда», — посоветовала Алена Берназ.
Следует помнить и о том, что ни закон по декоммунизации, ни закон о применении РРО не устанавливают ответственность субъектов хозяйствования, если те не внесли изменения в правоустанавливающие документы. В том числе в документы на право собственности или иные документы, дающие право на размещение торговой точки с использованием РРО. А вот штраф за иные несоответствия в документах получить можно.
«В практике был случай, когда не совпадала одна маленькая буква. Отбиться от претензий было очень сложно — настолько придирались. Если же ошибка, даже самая незначительная, обнаружиться в документах, касающихся алкоголя/табака, не исключено, что торговца обвинят в продаже товара без лицензии», — рассказала юрист торговой сети.
Если контролирующий орган докажет наличие систематического нарушения, штраф может составить 100% выручки от товара, проданного с нарушением, а также чреват лишением лицензий.
«Четко этот вопрос не прописан. И по вопросам систематических нарушений возникает огромное количество споров», — предупредил Виктор Мороз.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии















