Гарячі новини

Пленки Андрея Деркача, или Как П. Порошенко поставил Украину под внешнее управления

"Боль в заднице". О чем пленки Деркача и что они изменят

Отвечаем на главные вопросы о разговоре Порошенко и Байдена
 

В Киеве очередной скандал, связанный с П. Порошенко. Перепечатываем материал "Боль в заднице". О чем пленки Деркача и что они изменят из газеты "Вести". 

Внефракционный нардеп Андрей Деркач опубликовал несколько аудиозаписей переговоров пятого президента Петра Порошенко с вице-президентом США Джозефом Байденом. Аутентичность их пока не доказана, однако из содержания можно сделать выводы, которые явно не понравятся украинскому обществу. Во-первых, украинская власть консультировалась и во многом покорялась воле Вашингтона. Во-вторых, понятие «политическая коррупция» не только не пресекалось, но и подстегивалось «стратегическими партнерами» Украины. В-третьих, и в главных: Киев снова выходит на первый план во внутриполитической борьбе в США (сейчас там в разгаре избирательная кампания, и Дональду Трампу противостоит как раз главный фигурант «пленок Деркача» — Джозеф Байден), и наша роль в этом процессе самая незавидная.

Деркач показал 11 аудиозаписей, сделанных с декабря 2015 по ноябрь 2016 года. По его словам, это — лишь верхушка айсберга (т. е. записей значительно больше, а решено было показать лишь наиболее значимые эпизоды). «Вести. Люди» выделили наиболее скандальные моменты:

Увольнение Виктора Шокина

Джон Керри (единственная запись, где фигурирует экс-госсекретарь США) просит Порошенко уволить главу ГПУ. Тезис о $1 млрд, которые Украине обещаются взамен, не звучит. И в следующей записи Порошенко рассказывает Байдену, что встречался с Шокиным и просил уйти его в отставку. «Час назад он принес мне письменное заявление, — говорит Порошенко. — Это второй шаг по соблюдению обязательств, что я взял на себя». Миллиард долларов фигурирует в следующей записи — обязательным условием Байден называет «новое правительство и нового генпрокурора». «Очень сильная мотивация», — отвечает Порошенко. То есть подтверждается элемент «заинтересованности» верхушки власти — кадровые перестановки согласовывались явно с упором на финансовые стимулы.

«Надзор» США за ведомствами

В мае Рада изменила законодательство «под Юрия Луценко» (главой ГПУ смог стать человек без юридического образования). Порошенко говорит об этом Байдену и сообщает, что обязал Луценко «выйти на связь с вашим посольством» (имея в виду посольство США). «Я буду доволен, если у него будет конкретный человек или из Вашингтона, или из другой страны. У нас тут есть американский прокурор украинского происхождения... Он готов приехать и быть помощником и советником». Речь о Богдане Витвицком, помощнике федерального прокурора США, который в мае 2016-го действительно стал главой конкурсной комиссии в ГПУ. Скандальность в том, что открыто прозвучали данные о де-факто «смотрящем» от США в украинском госоргане.

МВФ и тарифы

Весной 2016 года тарифы на услуги ЖКХ для населения выросли вдвое, как «реформа» в ответ на пожелания МВФ. Петр Порошенко рассказывает об этом Байдену. «Мы демонстрируем значительный прогресс в сфере реформ. Проголосовали за 100% (рост. — Авт.) тарифов, несмотря на то что МВФ ожидал только на 75%».

 

Идея в том, что США должны понравиться наши реформы. Однако при ближайшем рассмотрении посыл Петра Порошенко выглядит весьма цинично: он затягивает пояса жителям своей страны в угоду другому государству.

Советы по коалиции

В феврале 2016-го коалиция в Раде распалась с выходом из нее трех фракций, «Батькивщины», «Самопомочи» и Радикальной партии. Рада не проголосовала за постановление о доверии Кабмину, и Петр Порошенко жалуется на это Байдену. «Лично я заблокировал отставку правительства, потому что я это вам обещал. Ну сейчас, когда две из четырех фракций вышли из коалиции, у нас нет большинства в парламенте, — говорит экс-президент, добавляя трогательный пассаж: — После Майдана я ненавижу идею покупки голосов». Сам факт того, что президент мог пообещать кому-либо вне Украины какие-либо действия уже может «тянуть» на серьезные обвинения.

Давление на украинских политиков

Политкризис прогрессировал, весной 2016-го маячила возможность перевыборов Рады. До назначения Гройсмана премьером о желании возглавить правительство сообщила глава Минфина Наталья Яресько. Байден спрашивает, почему на нее не хватает голосов — и Порошенко кляузничает на своенравную позицию Андрея Садового, лидера «Самопомочи». «Наши партнеры и наши американские друзья имеют значительное влияние на лидеров «Самопомочи», и я попросил Павла позвонить Тори и связаться с послом для возможного увеличения давления и поддержки кандидатуры Яресько «Самопомичью», — раскрывает карты Петр Порошенко. В следующем разговоре добавляет: «Это то, о чем я прошу Джеффри (Пайетта, тогда — посла США. — Авт.) — пожалуйста, не давайте грантов «Самопомочи», не давайте им денег. Это не финансирование оппозиционной партии, а безответственного политического лидера, который делает очень плохие вещи для будущего моей страны». Тут важно, что экс-президент задействовал даже такие неформальные рычаги, как давление на другие политические силы по линии посольства.

Об исходе «варягов»

Зимой 2016-го первым «на выход» из Кабмина попросился Айварас Абромавичюс, глава Минэкономики. Петр Порошенко объясняет почему и попутно признается в нарушении законодательства «ради благого дела»: «Я сказал ему: смотри, ты представляешь меня, президента, в правительстве. Это я пригласил тебя в страну. Это я предоставил тебе в нарушение законодательства охрану, спецслужбы, чтобы ты ничего не боялся». Звучит правдоподобно — охрану Абромавичюсу действительно предоставляли по его требованию, и в одном из интервью он признавался: как только ее сняли, понял, что «пора в отставку».

О Коломойском — «боли в заднице»

Петр Порошенко и Байден обсуждали процедуру национализации ПриватБанка до ее начала: президент переживал, что если начнет процедуру, то группа депутатов, близкая к Игорю Коломойскому, заблокирует принятие бюджета на 2017 год. «Я знаю, что это сложно. Коломойский — это боль в заднице и проблема для всех, но это критически важно, чтобы вы справились с этим сейчас», — наставляет он украинского президента. Порошенко отвечает: мол, решение по дате будет принято, но только после 22 ноября — даты голосования по бюджету в Раде. Скандальна не только «ядовитая» фраза Байдена, но и то, что вопрос стабильности банковской системы также обсуждался с первыми лицами другой страны.

Пять вопросов о «пленках Деркача»

1. Аутентичны ли записи?

Прямого ответа на этот вопрос мы не узнаем, пока не будет проведена экспертиза. Однако в самих записях есть некоторые особенности, что делают их достоверными. Во-первых, это переговоры офицеров служб безопасности, которые слышны перед началом некоторых бесед. А также слышны слова сотрудников службы протокола: «Представляем Петра Порошенко». «Действительно, патронатная служба проводит переговоры перед каждым звонком, согласовывает формат и время. Так это принято в США, и так это работает в Украине», — сказал наш собеседник, знакомый с работой украинского дипломатического протокола в президентской администрации. Андрей Мишин, дипломат и бывший сотрудник консульской службы МИД, говорит «Вести. Люди», что каждая патронатная служба строит переговоры по-своему. «Есть разные линии связи, все зависит от особенностей каждой конкретной патронатной службы. Есть, к примеру, требование, чтобы «лишних ушей» не было в ходе переговоров — тогда президенты общаются, буквально с глазу на глаз. А может быть и так, что кто-то подсказывает президенту нужное слово», — поясняет Мишин.

Во-вторых, обращает на себя внимание тональность беседы. «Господин президент, мой друг, хорошо ли вы себя чувствуете?» — участливо спрашивает Байден. — «Я всегда хорошо себя чувствую, когда говорю с вами, господин вице-президент, мой дорогой друг», — отвечает ему Петр Порошенко. Тут также нет ничего удивительного. «Это правила дипломатического этикета. «Ваша честь», «Ваше высокопревосходительство», чуть ли не «Ваше сиятельство» и прочие подобные формулировки остались от аристократии в дипломатическом протоколе, а ведь Порошенко — дипломат», — говорит Мишин.

2. Откуда они взялись?

Сам нардеп объясняет, что аудиозаписи передали ему некие «журналисты-расследователи», совсем не поясняя, кто они и что именно расследуют. «По их словам, записи вел лично Петр Алексеевич, что, по мнению журналистов, видно и без каких-либо экспертиз, при прослушивании. Почему их передали нам? Это часть большого коррупционного пазла, который мы вместе с экспертами, журналистами собираем на протяжении многих месяцев. Поэтому вполне логично, что расследователи обратились именно к нам», — говорит Андрей Деркач.

У нардепа и у его источников есть право на анонимность — это факт. Однако у этой версии есть несколько слабых звеньев. Если Петр Порошенко «писал» Байдена, рассчитывая подстраховаться, то каким образом эти файлы попали в руки к журналистам — не забыл же Петр Алексеевич жесткий диск с файлами в своем рабочем кабинете, когда уходил с должности. «Очевидно, записи были получены в США. Там это фиксируется, и получить записи такого рода без инсайдеров с «той» стороны было бы невозможно», — говорит «Вести. Люди» политтехнолог Андрей Золотарев. Тут есть нюанс: на записях гораздо лучше слышно именно речь Петра Порошенко, а Байдена прерывают помехи и шипение, как было бы, если бы оба политика говорили по громкой связи, а беседа писалась из кабинета украинского президента. «Но уверяю вас: именно так и писали бы разговор технари с «той» стороны. Им ведь важно не то, что сказал Байден, а фразы, сказанные нашим президентом. Главное, чтобы были слышны фразы Петра Порошенко», — утверждает Мишин. А раз так — «пленки Деркача» могут происходить из США. В этом случае они были переданы Андрею Деркачу окружением Дональда Трампа. И отсюда плавно проистекает следующий вопрос.

3. Почему записи обнародовал именно Деркач?

Собственно, нынешняя презентация «пленок» — не первое подобное выступление Деркача. В октябре прошлого года он уже обнародовал «факты давления США на Украину» (говорил о преследовании Шокина и его отставке в обмен на $1 млн, влиянии Вашингтона на НАБУ и т. д.) То есть речь о спланированной информационной кампании, в которой участвует нардеп. И у него явно есть связи в Вашингтоне. Как минимум — с Рудольфом Джулиани, адвокатом и бывшим мэром Нью-Йорка, одним из ближайших соратников Дональда Трампа. Зимой 2019-2020 гг. Джулиани приезжал в Украину, чтобы сделать документальный фильм о связях украинского истеблишмента с американскими демократическими элитами (тем же Байденом), и он пригласил Деркача в качестве одного из своих спикеров — тот рассказывал о давлении посольства США в Киеве и блокировании любых расследований, которые касались бы растраты международной финансовой помощи Украине. Тут важно упомянуть ряд нюансов в биографии самого нардепа. Его отец — Леонид Деркач — возглавлял СБУ при Леониде Кучме. Сам будущий нардеп также близок к спецслужбам: в 1990–1993 гг. он учился в Академии Министерства безопасности РФ, после ее окончания работал оперуполномоченным СБУ в Днепропетровской области. «Помним, где он учился и кто его родители — это раз. Понимаем уровень его контактов в США, наличие инсайдеров, близких к Белому дому, —это два. Делаем вывод: вряд ли это Путин прослушивал «бедного украинского президента», и уж явно это не был очередной «майор Мельниченко», — иронизирует Андрей Золотарев.

4. Чем «аукнутся» пленки в США?

Скорее всего, записи не предназначались для украинских слушателей, хоть и были обнародованы в Киеве. «Разговоры голосов, похожих на Байдена и Порошенко, направлены исключительно на американскую аудиторию. Пока что команда Трампа разыгрывает карту связей Байдена с «коронавирусным» Китаем. Но скоро будут разгонять и новую волну скандала «Трамп и украинские коррупционеры», — считает экс-нардеп VIII созыва Игорь Попов. — То есть имеем очередную спецоперацию на нашей территории. Будут перепечатки, если не сразу на FoxNews, то начнут с изданий второго плана». Дело в том, что электоральные позиции Трампа, еще в феврале казавшиеся незыблемыми, пошатнулись с эпидемией коронавируса. Теперь у него шаткие позиции в «колеблющихся» штатах (именно там он выиграл в 2016 году и рассчитывал повторить успех). Кроме того, собеседники «Вести. Люди» называют неуспешной его работу с пожилым поколением американцев. И грамотный розыгрыш «украинского кейса» должен будет, по задумке, повлиять на позиции его конкурента-Байдена. «Но главный демократ уже «тефлоновый». У него уже откушено все, что можно было «откусить» — и он вполне получил прививку от Украины», — полагает Мишин.

Впрочем, нынешние козыри явно не последние в колоде Республиканской партии. В записях, показанных Деркачом, мягко обошли ряд вопросов, например назначения топовых руководителей-иностранцев.

5.  Как скандал повлияет на украинскую внутреннюю политику?

А вот тут влияние будет, и большим. Владимир Зеленский не случайно избегает высказываться на тему «выборы в США», памятуя о неудачной «ставке» своего предшественника, который поддержал Хиллари Клинтон — и до сих пор сожалеет об этом. И в нынешней ситуации лишь несколько депутатов от его фракции были по-настоящему откровенны. Максим Бужанский в комментарии «Вести. Люди» ядовито «прошелся» по экс-президенту («В Петра Алексеевича я верю — как и в его уголовные перспективы»), а Николай Тищенко поделился соображениями о сути записей. «Конечно, они настоящие. Период правления Порошенко — и это очевидно, все знают — влияние Белого дома на Администрацию Порошенко было очень сильным. Это не секрет. Самому же экс-президенту нужно бояться гнева украинского народа. И украинского правосудия — это одно и то же», — сказал он «Вести. Люди». Впрочем, официальные спикеры от «Слуги народа» более сдержанны в своих высказываниях, понимая истинную цель Деркача и его записей. «Все материалы должны быть переданы в правоохранительные органы. Должна быть проведена экспертиза этих пленок, несмотря на то, кто предоставил их правоохранительным органам, — говорит «Вести. Люди» народный депутат от «Слуги народа» Александр Качура. — В принципе, не стоит народным депутатам до проведения процессуальных действий, установления результатов следствия комментировать такие — - я это воспринимаю с одной стороны как давление на следствие, а с другой — когда депутаты комментируют дела, материалы которых они не видели. И не понимая, какова позиция правоохранительных органов. Поэтому будем держать ситуацию на контроле».

По мнению Андрея Золотарева, в перспективе записи могут стать фактором, который повлияет на весь внутриполитический ландшафт. «Тут важно и сенсационное интервью Гордона с Игорем Стрелковым (журналист записал 4-часовую беседу с боевиком, бывшим «комендантом» Славянска. — Авт.) — эти элементы призваны сформировать запрос на «спокойную силу», которая способна будет навести «порядок в стране», — говорит он «Вести. Люди». — Это и силы вроде «Силы и Чести» Игоря Смешко, и непарламентская оппозиция вроде Андрея Портнова и политпроекта, который сейчас формируется вокруг него. И тем более, изменение конфигурации в рядах национал-патриотов: из их рядов выталкивают ставшего токсичным Петра Порошенко, параллельно идет «кастинг» на нового лидера, в том числе рассматривают и Сергея Стерненко, и Виталия Кличко, и Олега Сенцова».