Гарячі новини

"Оздоровить атмосферу в стране может только полная правда". Двое экс- сотрудников спецподразделения "Беркут"добровольно вернулись в Киев после передачи на Донбасс и готовы быть подсудимыми

Двое бывших сотрудников спецподразделения МВД Украины "Беркут", добровольно вернулись в Киев после передачи на Донбасс в рамках обмена с РФ  - чтобы продолжить участие в судебном процессе.
 
На странице адвоката Александра Горошинского появилось открытое письмо двух обвиняемых в расстреле людей на Майдане  бывших сотрудников спецподразделения МВД Украины "Беркут" Александра Маринченко и Сергея Тамтуры, которые были переданы российской стороне в рамках обмена.
 
Они заявили, что вернулись в Киев и намерены принимать участие в судебных заседаниях, и отстаивать свою невиновность, заявив, что " им нечего скрывать", и они хотят восстановить "честное имя спецподразделения "Беркут".
 
В канун 6-й годовщины событий на Майдане  в СМИ разгорается полемика относительно оценки минувших событий. Так, в распоряжении "Страны" оказался полный список милиционеров, которые были ранены или травмированы на Майдане - с указанием даты и причины. Там почти тысяча (!) человек.
 

Как сообщает издание, в документе 919 фамилий правоохранителей, которые так или иначе пострадали в ходе протестов. 

"Открывает этот список беркутовец Владислав Бабкин из Киева. 30 ноября 2013 года он получил ушиб левой кисти - это была дата первого побоища на Майдане, когда "Беркут" жестко зачистил площадь. Что и стало отправной точкой уже затухавших протестов. 

Всего в ту ночь пострадали 15 правоохранителей. Они получил травмы разной степени тяжести - ушибы, гематомы, рваные раны. У некоторых - химический отек глаз, видимо после применения газовых баллончиков со стороны "мирных протестующих". 

Еще 140 милиционеров пострадали 1 декабря - во время штурма Администрации президента майдановцами. Среди причин госпитализации встречается "отравление неизвестным веществом", переломы бедра и голени, потеря сознания от удушья, рваная рана подбородка и уха. Много сотрясений мозга.

Дальше датировка пострадавших правоохранителей примерно совпадает со всеми вспышками насилия в центре Киева. 9-11 декабря милиция снимала блокаду с правительственного квартала. Среди ранений появились интересные характеристики - например, ушиб спины. То есть кто-то догонял и добивал сотрудников милиции. 

В дальнейшем встречаются и более серьезные ранения - например, проникающие ножевые. Его в частности получил капитан Евгений Плахонин 25 января на Европейской площади. 

Но самое главное - это огнестрельные ранения. Их в документе 140 и еще девять контузий. 

Большинство случились 20 февраля - в день бойни на Институтской. Впрочем, в милиционеров стреляли и ранее - например, 19 февраля инспектор ГАИ Роман Чеповской получил огнестрельное ранение в затылок. Были выстрелы и в другие дни. В целом по списку отчетливо видно, что стрелять в милицию начали еще 18 февраля. 

Но больше всего пулевых ранений было получено 20-го февраля. Милиционерам попадали в самые разные места - от лица до паха и поясницы. Всего в списке 29 тяжелых ранений и 245 средней тяжести (необязательно огнестрельных).

Список, приведенный выше, включает в себя только раненных милиционеров и не включает  погибших. Тогда в Киеве были убиты, по разным данным, от 18 (эту цифру называл Юрий Луценко) до 23 (согласно показаниям экс-командующего Внутренних войск Станислава Шуляка) сотрудников правоохранительных органов.

Обстоятельства их гибели частично расследованы - украинское следствие уже после Майдана установило стрелков со стороны протестующих, который открыли огонь на Институтской 20 февраля. Однако к ответственности никто не привлекается, а в суд дела не передаются. 

Более того - доступ к материалам следствия ограничен. Они известны урывками. 

Например, есть информация, как убивали 20 февраля беркутовца Николая Симисюка. Его убийца попал на фото ("Страна" подробно разбирала эту историю еще минувшим летом). Однако следствие не торопится узнавать, кто это. 

Впрочем, некоторые материалы дела были обнародованы журналистами. В частности, показания Дмитрия Липового. 

Липовой на видео допроса, которое опубликовал блогер Анатолий Шарий, заявил, что он принес оружие, из которого Зиновий Парасюк (отец экс-нардепа Владимира Парасюка) и львовянин Иван Бубенчик открыли огонь по правоохранителям 20 февраля, хотя те им никак не угрожали. 

Интересно, что после дачи этих показаний Липового выпустили из Украины, не задержав. Его показания коррелируются со свидетельствами самих "беркутовцев", которые говорили, что на Институтской первыми их начали расстреливать со стороны протестующих. 

Похожая история была с Иваном Бубенчиком, который в 2016 году сам признавался в стрельбе по милиционерам. Однако после его задержания радикалы подняли шум, и Бубенчика подвели под закон об амнистии протестующих на Майдане. А летом дело по нему вообще остановили

Также недавно адвокат Елена Лукаш рассказала о том, что в материалах дела фигурирует стрелок из группы Парасюка - Назар Юськевич. В целом, говорит Лукаш, группа Зиновия Парасюка из 30 человек (все из Львовской области), представители которой вели огонь утром 20 февраля по правоохранителям, идентифицирована пофамильно. 

После передачи дел Майдана в ГБР его новый замглавы Александр Бабиков обещал проверить причастность Бубенчика и Парасюка-старшего к расстрелам"

 
 
"Они (Александр Маринченко и Сергей Тамтура - ред.) остаются в статусе подсудимых, но им не будут избирать меру пресечения в случае, если они будут принимать участие в судебных заседаниях",- заявил генеральный прокурор Руслан Рябошапка в эфире программы "Свобода слова" на телеканале ICTV.
 
"Дело сейчас находится на стадии судебного разбирательства и, соответственно, те люди, которые были обменены и которые в настоящее время вернулись - двое из них - они как были подсудимыми, они так сейчас и остаются подсудимыми. То есть процессуальный статус у них не изменился, - сказал Руслан Рябошапка. - Они изъявили свое желание принимать участие в судебном процессе и далее и, очевидно, кажется, 17 марта будет следующее заседание суда, и, очевидно, они будут иметь такую возможность и в суде у них будет возможность доказывать или приводить доказательства своей невиновности. Соответственно, на принципах соревновательности прокуратура будет доказывать свое видение процесса, и будет представлять свои доказательства вины, а они будут иметь возможность опровергать доказательства прокуратуры.
 
"Многие группы влияния хотели бы, чтобы Зеленский стал улучшеной версией Порошенко. К сожалению, это порой дает результаты. Власть пока  не продемонстрировала воли в расследовании событий шестилетней давности.  Это касается и Майдана, и начала войны на Донбассе. Фактически новая власть до сих пор придерживается фальсифицированной версии истории, созданной предшественниками. Это мотивируется  необходимостью сохранения социального мира. Однако оздоровить атмосферу в стране может только полная правда. Представители правоохранителных органов, которые были убиты или искалечены на майдане, являются  гражданами Украины и на них распространяются все ее законы.  Поэтому государство должно наказать преступников, в каком бы политическом лагере они  не находились. Несправедливое или предвзятое отношение к  правоохранителям, это путь к деградации государства . В случае возникновения  опасности, его некому будет защищать", - считает  доктор социологических наук, профессор Илья Кононов.