Гарячі новини

Идея Малороссии: комментарии украинских экспертов

Идею главы "ДНР" А. Захарченко о создании нового  государства Малороссии по просьбе Росбалта прокомментировали украинские эксперты.

Корреспондент «Росбалта», обращаясь с просьбой к донбасским и украинским политологам с просьбой прокомментировать ситуацию с «рождением нового государства», как ни странно, столкнулся с нежеланием ряда экспертов хоть что-то сказать. Кто-то просто «не хотел», другие ссылались на отсутствие полной информации, однако ряд авторитетных мнений собрать удалось.

«Во-первых, это сигнал о поднятии ставок в будущем этапе переговоров, поскольку мы приходим с минским процессом на новый этап. Подключается формат Волкера с Сурковым, меняется конфигурация в нормандском формате в связи с Макроном, который имеет свою идею, — полагает директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. — Еще один важный сигнал заключается в том, что ожидания того,  что  Трамп будет идти по пути компромисса с Москвой не оправдывается, поэтому ситуация, когда Трамп не готов идти на конфликт с Конгрессом, и вынуждает Москву на жесткий ответ».

Погребинский отмечает, что «непризнанные республики и Москва за ними демонстрирует решительность ввиду бесперспективности минских соглашений, неготовности Украины их выполнять». Он предполагает, что этот новый этап переговоров может наступить уже в августе.

«Сейчас Запад продолжает занимать такую позицию, что вся ответственность лежит на Москве. Вот Москва и дает добро на подобное заявление.  Создается другая Украина, Малороссия, которая не ограничивает себя двумя республиками. Это не выглядит как законное событие, которое меняет карту Европы, но является заявкой на новую переговорную позицию республик и Москвы одновременно. Перед новым этапом переговорного процесса заявление Захарченко — это повышение ставок. Но первые ставки подняла Украина, когда заявила о подготовке нарушающего минский процесс законопроекта о реинтерграции  Донбасса», — отметил политолог.

По словам Погребинского, заявление главы ДНР усилит переговорную позицию Москвы, которая до сих пор жесткость не показывала. «Теперь трудно себе представить заседание четверки с участием Порошенко. Кремль дал понять, что Порошенко теперь он никто и звать его никак», — говорит он, добавляя, что никакой резкой реакции Киева на инициативу Захарченко не будет.

«До сих пор Россия демонстрировала неготовность отвечать на вызовы и оскорбления, которые регулярно звучат из Киева. Вот теперь Москва дала сигнал, что безответное время закончилось. И это повод для беспокойства. А как будет реагировать Киев, посмотрим», — подытожил эксперт.

О том, что подобное заявление изменит минский формат говорит и директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. «Это придаст Минску новое дыхание, но на других условиях при повышенных ставках и завышенных переговорных позициях. Выходить из переговорного процесса республики не станут, потому что тот, кто выйдет первым, тот и проиграет. Заявление Захарченко — это фактически приглашение к новым переговорам», — отмечает политолог в комментарии для «Росбалта».

Карасев говорит, что подобная инициатива направлена на то,  чтобы включить в состав Украины не районы ДНР-ЛНР с особым статусом, а какой-то «автономный субъект». Эксперт отмечает, что Киев может воспринять это заявление Захарченко как срыв переговоров. «Де-факто такое заявление — это выход из Минска. Но  с другой стороны все будет засвистеть от реакции западных партнеров. Они могут проинтерпретировать это как выход из соглашений или как попытку навязать свой порядок дня и политическую повестку на переговорах по Минску. Но, думаю, Запад вряд ли скажет, что заявление Захарченко — это выход, потому что это их проект. Запад будет искать компромисс в рамках переговоров», — резюмировал Вадим Карасев.

А вот директор киевского Центра политического маркетинга Василий Стоякин говорит, что «сами по себе заявления, какими бы они не были, не являются выходом из переговорного процесса, потому что за то время, которое прошло с момента заключения минских соглашений, обеими сторонами уже было наговорено очень много». «Я предлагаю лучше обращать внимание на действия сторон, а не на их слова», — сказал политолог.

«Я  так понимаю, что идет поиск каких-то возможных форм реализации мирного плана для Украины, потому что выполнение минских соглашений ровным счетом ничего не дает, оно не прекращает сам конфликт, — говорит эксперт «Росбалту». — Если представить себе выполнение минских соглашений, то это будет выглядеть так: вооруженные силы непризнанных республик распускаются, сами республики ликвидируются, а территории входят в состав Украины.  Легко представить к чему это приведет. К тому, что немедленно будет введено военное положение и начата зачистка этих районов. Все отлично понимают, что при таком подходе, если целью соглашений является прекращение конфликта, прямое их выполнение приведет к тому, что мы вернемся к ситуации весны 2014-го».

«Насколько я понимаю, люди, которые составляли соглашения, имели в виду, что в процессе украинская власть должна измениться до такой степени, что будет настолько демократичной, что не будет составлять угрозу для населения. Но еще тогда было понятно, что ничего подобного не произойдет. С другой стороны,  в таких условиях и РФ невыгодно поддерживать в  полной мере выполнение соглашений, потому что неизвестно чем это все закончится. Поэтому нужно найти какой-то формат, который позволил бы в дальнейшем избежать для обоих сторон непредвиденных последствий. Идет поиск по формату. То ли это Малороссия или еще что-то другое», — считает Стоякин.

Президент Центра социальных исследований «София», директор экспертно-аналитической группы «Новая Украина» Андрей Ермалаев, комментируя нам ситуацию, видит в заявлении Захарченко проект «двух Украин» — после очевидного провала проекта «Новороссия». «Пока можно рассматривать как пробный шар, учитывая буксующий Минск и в преддверии новых инициатив «нормандской группы», которая еще не успела выступить с «нормандским меморандумом» (чего лично я ожидаю в ближайшее время»). Это также упреждающая инициатива в отношении сторонников т. н. «Хорватского сценария». Грубо говоря, подняты ставки для новых переговоров. Следующий шаг — за нормандцами», — сказал эксперт.