Газета "Вести"расследовала, кто из политиков пытался дирижировать протестами предпринимателей
По данным аналитиков Центра исследований безопасности «Сенсс», в целом во время карантина в Киеве и регионах прошло около 70 протестных акций. Важно, что в большинстве случаев это спонтанные проявления несогласия и неповиновения (причем не только бизнеса, но и общественных протестов — в Киеве, к примеру, мужчина в знак несогласия с новыми правилами перевозки пассажиров заблокировал трамвай). Об этом идет речь в расследовании газеты "Вести".
В случае с акцией 29 апреля в Киеве наиболее активную роль играли несколько человек и организаций. Ее «основателем» значится правозащитная организация «Люди». Ее руководитель Иван Рудяк с конца 2016 года возглавляет также партию «Справжні». При Петре Порошенко Рудяк был главой Обуховской РГА, ранее числился помощником-консультантом нардепа и экс-лидера «Правого сектора» Дмитрия Яроша. Осенью 2015 года пытался избраться в облсовет, но неудачно. На акции под Кабмином присутствовали автомобили с символикой «Автомайдана», и «Вести. Люди» обнаружили в архивах фотографии, на которых Рудяк позирует в касках с символикой «Автомайдан Киев». Кроме того, мы нашли в соцсетях и на новостных сайтах немало совместных фотографий Рудяка с руководителем СБУ времен Петра Порошенко — Василием Грицаком (известно, что Рудяк даже был членом Общественного совета по вопросам обновления СБУ).

Кроме того, акции протеста весьма активно поддержала организация «УСІ» — «Українська суспільна ініціатива». Ее лидер Николай Карпюк хорошо известен в националистических кругах: в 90-е был зампредом партии УНАУНСО, членом Центрального совета «Правого сектора», а в марте 2014 года был арестован при въезде в РФ (провел пять лет в тюрьмах, освобожден по обмену пленными 7 сентября 2019 года).
Еще одно публичное лицо, весьма активно поддержавшее протест бизнеса против карантина, — Николай Греков, боец и замкомандира батальона «Айдар», а также мэр городка Александровск. Греков — лидер «Общественного движения участников АТО и граждан с временно оккупированных территорий», и он взял на себя обязанности SMM мероприятия, разбросав объявления с хештегом «#ЯЇДУЗВАМИ» по десяткам Facebook-групп.
Еще один активный участник акции, делавший публичные обращения, — Андрей Гарнат, участник «Руху бізнесу України». Telegram-канал «КТайм» сообщает, что у истоков этой организации стояли «весьма интересные люди»: Дмитрий Карп — участник «Люстрационного комитета Майдана», «Автомайдан Киев», и, по данным издания, он совместно с женой Катериной Кувитой «занимался темой Межигорья». Сам Гарнат при этом —один из редакторов патриотического I.UA TV, главредом которого является Владимир Тетерук, также известный как сопредседатель «Народной инициативы», и Иван Петухов, глава правления «Национальной Ассамблеи Украины».
Важно, что изначально у протестующих — весьма выгодные «стартовые позиции»: на их стороне — эмоциональные аргументы и мнение обычных людей. «Мы хотим работать. Нам хлеб не за что купить, — выкрикивал один из бизнесменов под Кабмином в мегафон. — Не знаю, как завтра, но послезавтра регионы будут тут! Мы с 1 мая будем работать во что бы то ни стало!»
Второй аргумент, ключевой для бизнесменов, — несправедливость, когда мелкие лавки и бизнесы с «копеечным» оборотом закрываются, в то время как крупные транснациональные корпорации и мегабизнесы украинских владельцев продолжают работать. «Наши предприятия на карантине, а такие организации, как «Эпицентр», «Цитрус», McDonald's, и ресторан нардепа от президентской партии продолжают работать», — скандировали протестующие.
Но главный аргумент возник после появления накануне расследования «Наши гроши» о том, что в Киеве якобы работает ресторан «Велюр», который принадлежит нардепу от СН Николаю Тищенко. «Когда для одних — карантин, а для других — банкет с преференциями, то это возмущает больше, чем собственные потери. Попавшие в парламент «новые лица» так и не поняли, что оба Майдана начались не как ответ на «трудности жизни», а как протест против несправедливости», — подмечает экономист Юрий Гаврилечко.
Ситуацией, разумеется, моментально воспользовались политические оппоненты. Близкий к Петру Порошенко политтехнолог Виктор Уколов резюмировал в своем Facebook, что «протесты сегодня — это «Велюр» вчера. Несправедливость всегда возмущает». А нардеп от политсилы пятого президента «Евросолидарность» Алексей Гончаренко апеллировал к владельцам ресторанов, кафе и салонов красоты: мол, «думаете, почему это вы не можете открыть бизнес, а Тищенко это позволено».
Примечательно, что именно Гончаренко присутствовал на митинге бизнесменов. Также слово дали депутату от «Голоса» Ярославу Железняку и Антону Полякову, которого еще осенью «попросили» из фракции СН. «Действительно, слово получил Железняк, а Леша Гончаренко очень нас поддержал, мы ему благодарны были — был на голову выше, чем все правительство вместе с премьером, — сказал «Вести. Люди» Иван Рудяк. — Однако я целиком настаиваю на том, что наш митинг аполитичен, и он должен таковым оставаться, я к этому приложу максимум усилий. Но если нас будет каждый день продолжать «пинать» КОРД, то найдется куча разных политиков, которые захотят это использовать. Мы поэтому каждый день транслируем всем: исполнительной власти, Нацполиции — тезис: мы открыты к диалогу, не угрожайте нам, мы от этого только злее».
Эксперты в области политических технологий оценивают протест предпринимателей как спонтанный. «По всем признакам, происходящее — это когда технология «запрыгивает» на протестную волну. То есть возникает протест, потом появляются свои же «стримеры», раскручивающие событие информационно, появляются технологические наработки в виде пустых бочек-«барабанов», которые пытались принести на протест, или истории с кофейней, владельца которой оштрафовали за попытку варить кофе для участников акции», — говорит «Вести. Люди» политтехнолог Андрей Золотарев.
Однако через некоторое время участие политиков «первой гильдии» и, соответственно, использование «бизнес-майдана» в своих целях будет, скорее, закономерным, нежели спонтанным. «Консервативные политики пока присматриваются к ресурсности, потенциалу этого протеста, можно ли его возглавлять, — говорит «Вести. Люди» политический эксперт Руслан Бортник. — Они еще не до конца понимают: начинают ли проблемы, связанные с экономическим кризисом, перевешивать страхи пандемии. И не спешат брать на себя ответственность, ведь их сразу обвинят в любых новых смертях от пандемии».
Кстати, именно так случилось во Владикавказе — 20 апреля там прошел стихийный митинг (требования те же, что у киевских бизнесменов). В итоге, когда в Северной Осетии вспыхнул очаг эпидемии, организаторов митинга обвинили в халатности и привлекают к ответственности.
Да и главные действующие лица — Петр Порошенко, которому, как показало расследование «Вести. Люди», не чужды организаторы акций, — не спешат. «У Петра Алексеевича слишком высок антирейтинг, и это показывает социология. Но замечу: любой политтехнолог скажет ему, что нужно «поворачивать оглобли» в сторону тех лидеров и организаций, кто не вписан в нынешнюю или предыдущую систему власти. То есть нельзя исключать, что организаторы митинга могут быть «агентами влияния» «Евросолидарности» или других политсил». Если так — то когда, гипотетически, может наступить «час Ч», чтобы Петр Порошенко и его сторонники возглавили митинги и акции протеста? «Как только будет общественная поддержка — если, к примеру, завтра выйдет новая социология авторитетной соцструктуры, в которой будет отмечено, что 70% украинцев хотят смягчения или остановки карантина, — Петр Порошенко, да и другие, ринутся в очередь на трибуну, — говорит Бортник. — Сейчас же все ходят вокруг да около».
Напомним, в беседе с «Вести. Люди» социолог, гендиректор КМИС Владимир Паниотто отмечал, что в данный момент порядка 60% украинцев поддерживают карантинные мероприятия, применяемые властью, а около 20% и вовсе считают их недостаточно «жесткими».
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии















