Луганщина в лицах. Николай Холодилин
Телерадиокомпания «РТС» продолжает цикл документальных фильмов «Луганщина в лицах». Цикл выходит в эфир на телеканале «ЛОТ» каждую субботу в 20.00 (в воскресенье повтор в 10.30). Печатная версия проекта выходит в газете «XXI век».
Cxid.info предлагает текстовый вариант очередной программы – о первом мэре города Луганска Николае Холодилине.
Город становится городом только тогда, когда этого захотят его жители. Когда они почувствуют тягу именовать себя горожанами, и из случайно разбросанных там и здесь разномастных построек начнут вырастать улицы и площади, появятся условный центр и окраины. Начнет проступать лицо города, твориться его история. И в этой истории непременно будет тот, кому горожане доверят быть в этом городе главным. Не царем, не князем, не монархом, а главным – ответственным за все в этом городе, тем, кто сумеет быть хозяином и отцом, сможет вложить душу, силы и талант в развитие и становление этого города. И сложнее всех – первому; от его шагов зависит, запомнят ли его отцом-основателем или бракоделом-отступником.
Лицо Луганска как города начал создавать человек, потомки которого живут в нем и по сей день, – Николай Петрович Холодилин.
Созданный в 1795 году указом императрицы Екатерины II Луганский завод был всего лишь предприятием с окружавшим его рабочим поселком. Свезенный и пришлый рабочий люд и промышленная интеллигенция в большей своей части рассматривали свое пребывание здесь лишь как временное, а отнюдь не как место своей жизни и жизни потомков.
В начале второй половины XIX века произошли знаменательные реформы. Александр II постарался передать управление городами – на места. В таких новообразованных городах, как Луганск, появились городская дума, жандармерия, пожарная команда. Исходя из «Городского положения», принятого в 1846 году в Петербурге, в органах управления преобладали дворяне, почетные граждане, купцы. По этому закону, дабы органы местного управления были заинтересованы в итогах своих трудов, и за ними можно было обеспечить действенный контроль, обязательным для членов местного самоуправления было владение городской недвижимостью: они на себе должны были чувствовать результаты своих решений и действий.
Луганский завод, объединившись с Камбродом, с 1882 года становится топографической величиной и получает звание уездного города. К тому времени Луганск становится крупным промышленным центром на юге Российской империи. Здесь активно работает чугунно-литейный завод Гартмана, многочисленными исследованиями доказана целесообразность и начаты разработки крупнейшего каменноугольного бассейна. Другие населенные пункты в это время значительно слабее и менее населены. К примеру, до получения статуса города ближайшей Юзовке, будущему Донецку, остается еще более 30 лет. По своей сути Луганск – это город рабочих, мастеровых, промышленников. Численность горожан постепенно растет за счет освобождающегося и лишенного земли крестьянства, приезжающих специалистов, которые создают небольшую прослойку интеллигенции, чаще всего технической, мастеровых и очень небольшой группы людей торговых, из которых, собственно, и вышел Холодилин. Дворяне же, получившие европейское образование, имевшие какие-то знания, в самом городе были большой редкостью. Они, в основном, жили в своих имениях. И потому, когда была проведена реформа и появились земства, их деятельность как предводителей дворянства была сосредоточена в регионах проживания.
Сложившаяся структура населения обусловила то, что вопросами обустройства, строительства и создания инфраструктуры здесь занимались преимущественно купцы и торговые люди. Создавая свои торговые ряды, пекарни и мануфактуры, они создавали город, а потому и выбор первого руководителя города оказался совершенно не случайным.
Николай Петрович Холодилин (1843-1929 гг.) - первый городской голова Луганска, родился в семье крепостного в Орловской губернии. Его отец – Петр Тимофеевич – в 1850 году откупился и пошел торговать коробейником. Так добрался и до Луганска, где окончательно осел и разбогател, занимаясь торговлей.
Николай Петрович продолжил и расширил торговое дело своего отца. Женившись на купеческой дочери Анне Федоровне Мальцевой, он, кроме пекарни и булочной при ней, завел мануфактурный магазин. В городе он стал не только человеком известным и богатым, но и весьма влиятельным, чья деятельность отражалась на всем городском укладе. Николай Петрович занимался благотворительностью и общественной деятельностью, был церковным старостой Казанской церкви. Избрали его вначале членом Земства, а затем – городским головой (1883-1891 гг.).
Луганск того времени, благодаря промышленному росту всего региона, разрастался и в размерах, и в количестве жителей. Только за четыре года население с 15 тысяч увеличивается до 20. И это был очень заметный прирост, даже в рамках всей Российской Империи.
На фоне количественного укрупнения, усилиями первого головы город приобретает совершенно новые, городские черты. Холодилин передает городу часть своего сада, где создается один из первых в Луганске парк Горно-коммерческого клуба (он существует и по сей день, известный горожанам как парк 1 мая). На месте современного Дворца культуры железнодорожников возводят сам Горно-коммерческий клуб – в дальнейшем самое престижное присутственное место в городе. В этот период идет интенсивная застройка старейших улиц нашего города – Почтовой, Английской (теперь это – улица Даля), Петербружской (улица Ленина), улица Казанской (им. Карла Маркса). Именно Холодилин сыграл огромную роль в том, что казармы здесь сменились одно- , двух- и даже трехэтажными особняками, и впоследствии, в конце XIX – начале XX столетия, эти улицы стали центральной, фешенебельной частью города.
Однако именно в период руководства Холодилина город мог и закончить свое существование: Луганский чугунолитейный завод, выполнив возлагавшиеся на него обязательства по обеспечению армии пушками, к 1887 году фактически исчерпал свои возможности, и было принято решение о его закрытии. По сути, большинство горожан лишалось мест работы, да и прилегающая инфраструктура становилась никому не нужной. И нужно отдать должное Холодилину, который с недюжинным упорством штурмовал кабинеты высоких чиновников и даже дошел до императора, доказывая, что закрытие завода приведет к угасанию города. После нескольких лет обиваний порогов Холодилин добился перевода завода на баланс военного министерства, и нерентабельное производство пушек было заменено на выпуск патронов для армии. Сохранение завода дало возможность сберечь интеллектуально-техническую элиту города, создать несколько тысяч рабочих мест.
Более того, Холодилин, как опытный руководитель, воспользовался в полной мере и прокладкой к городу отдельной железнодорожной ветки, что было обусловлено, с одной стороны, бурным развитием развития железнодорожного строительства в России, а с другой – сохранением производства в Луганске. В результате даже во время кризиса в начале XX века завод не обанкротится, ведь он полностью находился на господдержке. В городе строятся крупнейшие на этом участке железной дороги депо и мастерские; рядом появляется железнодорожное училище, обеспечивавшее специалистами инженерного уровня Донецкую и Екатерининскую железные дороги.
Реально оценивая состояние всего Донбасса того времени, можно говорить, что конец XIX – начало XX века становится звездным часом для Луганска как промышленного центра и основы Донбасса. Здесь начинает формироваться, альтернативный Уралу промышленный потенциал Российской Империи. Сюда направляется все больше государственных, иностранных и частных инвестиций. Здесь все больше квалифицированной рабочей силы и промышленной интеллигенции. Но развивающемуся промышленно городу необходимо было и развитие духовное. В противном случае город рисковал погрязнуть в непролазной грязи, пьянстве и упадке нравов. Культурно образованный и духовно богатый человек, Холодилин сосредотачивает свои усилия на развитии социально-культурной сферы Луганска.
В результате в городе появляются, кроме мужской и женской гимназий, учебные заведения для рабочих – при заводах, дающие возможность поступать в реальное училище; открываются больницы, Луганск приобретает прозвище «города 11 церквей».
Находясь во главе города, Холодилин все свои силы и опыт достаточно успешного предпринимателя без остатка направил на развитие и становление города своей мечты и гордости. Луганск стал новым увлечением, поглотившим его без остатка. Не будучи чиновником по своей сути, он слабо разделял средства свои и муниципальные. Причем делал он это исключительно в ущерб себе. Собственные деньги направлял на помощь нуждающимся, за свои же средства реализовывал городские проекты. При этом на собственную коммерцию времени и сил у него просто не оставалось. Собственное дело городской голова доверил управлению приказчиков и родственников. Отсутствие должного контроля и неправильный выбор управленцев привели коммерческую деятельность Николая Холодилина к краху. Придя на должность городского головы состоятельным человек, он покидал ее банкротом.
В это же время ему довелось пережить и множество семейных драм и трагедий. В первом браке у Холодилиных родилось 8 детей, но до совершеннолетия дожили только четверо – три сына и одна дочь. И сама супруга тоже умерла в молодом возрасте. Через год после ее смерти, в 1886-м, Холодилин женился во второй раз, его избранницей стала молодая вдова Вера Васильевна. В этом браке родилось 10 детей, четверо из них умерли во младенчестве.
Руководство городом для купца второй гильдии Николая Холодилина обошлось очень дорого. Вернувшись к собственному делу, Холодилин обнаружил там полный развал и запустение. Его векселя, деньги, взятые им в долг, оказались полностью необеспеченными. Те, кому деньги давал Холодилин, вернуть ему не могли, да и не имели на то юридических оснований. Будучи городским головой и помогая многим финансово из собственных средств, векселей и расписок он не брал, а потому, впоследствии, и не мог рассчитывать на возврат денег.
Так личные векселя Холодилина оказались просто воздухом. Его постигло обычное для того времени наказание для разоренного и не имеющего возможности оплатить долги человека: его «посадили в долговую яму», то есть – отправили отбывать срок в тюрьме. А его несовершеннолетним детям с 1905 года приходится самим зарабатывать себе на жизнь. Но большая семья продолжала оставаться сплоченной и дружной, и Николай Петрович, выйдя из тюрьмы, продолжал жить и трудиться, оставаясь бодрым и не падая духом.
События октября 1917 года внесли коррективы в жизнь всей огромной страны. Многие потеряли то, что они уже имели, в том числе и известные купцы, промышленники, которые владели шахтами, заводами, промышленными предприятиями – все было национализировано либо прекратило свое существование.
Холодилина революция застала полностью отошедшим от городских дел. Положив годы на возвращение долгов и восстановление честного имени, Холодилин так и не смог восстановить былой финансовой состоятельности. Но вся большая семья не опустилась и не сдалась, каждый занимался тем, чем мог – работая наемными специалистами, управляя уже чужим делом, преподаванием и репетиторством зарабатывая себе на хлеб.
Прокатившаяся по стране гражданская война окончательно нарушила уклад семьи бывшего градоначальника. Она, как и любая война, не только сказалась на достатке, но и забрала жизнь второй жены Николая Петровича. А в 1929 году уходит из жизни и сам Николай Холодилин…
Насколько реализовались планы Николая Холодилина, с абсолютной точностью сегодня сказать крайне сложно. Но у Луганска все же есть свое неповторимое лицо. С центральными улицами, заложенными Холодилиным, парком, когда-то подаренным Холодилиным городу, с возрожденным его усилиями заводом, со статусом и историей крупного промышленного центра. И спустя век можно говорить с уверенность, что у лица Луганска есть его, холодилинские, черты…
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
- Версия для печати