Гарячі новини

Зирак Карим: Социология предательства. Почему общество продолжает "нуждаться" в предательстве ?

Вы знаете, что у всего есть причина, и написание этой книги имеет для меня особую причину: я был свидетелем начала оккупации Россией Украины в 2014 году. Я видел, как российская армия быстро оккупировала Луганск, Донецк и Крым. Tогда y меня возник вопрос, почему Россия смогла так легко и быстро оккупировать эти территории? Сыграло ли в этом какую-то роль предательство?

В том же году возникло Исламское Государство Ирака и Леванта (ИГИЛ), которое быстро оккупировало большие территории Ирака и Сирии, убив сотни военнослужащих и мирных людей. И я снова задавал себе этот же вопрос: было ли здесь место предательству?

В сентябре 2017 года в Курдистане прошел референдум с целью создания независимого государства Курдистан, поскольку курды являются одной из крупнейших наций в мире, которая не имеет своего государства. Однако 16 октября того же года с помощью иностранцев и местной партии в Курдистане было оккупировано 50% территории Курдистана, а самым известным местом стал Киркук. И снова у меня возник этот вопрос о предательстве.

В 2015 году я побывал в иракском университете и увидел, как преподаватели за деньги пишут исследования для студентов.

B центре Эрбиля в прошлом году было зарегистрировано около 900 случаев разводов из-за супружеской неверности. В специальном опросе по вопросу предательства я спрашиваю: Вас предавали? 91% опрошенных ответили утвердительно.

Эти и другие факты стали для меня мотивом к написанию книги «Социология предательства».

Книга состоит из введения и пяти глав.

Первый раздел – посвящен вопросу возникновения специальной отрасли науки, рассказывает автор книги, кандидат социологических наук Зирак Карим.

Ключевой вопрос: не пришло ли время для отрасли науки, как социология предательства, которая станет изучать феномен предательства? Когда ей назначено возникнуть ( вспомним, что, когда Огюст Конт призвал к созданию науки социологии, в это время во французском обществе была позади промышленная революция...)

В этом 1-м разделе мы раскрываем сущность понятия «предательство», отмечая, что в современной науке нет единого определения этого понятия. Мы определяем «предательство» как нарушение предполагаемого завета, доверия и обязательств, которое происходит в отношениях между двумя людьми, или человеком с субъектом, или человеком с более крупной структурой, такой как группа, институт, политическая партия, нация, страна и т.д., - через поведение, которое противоречит нормам и ценностям общества.

Считаю, что предательство является частью человеческой истории.

Оно существовало всегда. От мифологических историй до современности. В современном мире предательство глубоко связано с социальной жизнью человека, и невозможно найти общество без этого явления.

Можно привести множество исторических примеров. Например, возьмем легендарную историю о пастухе Авеле, которого во сне убил земледелец Каин только потому, что жена Авеля была красива и Каин хотел, чтобы она стала его женой. Этот библейский сюжет можно считать самым ранним воображаемым примером предательства.

Энкиду предает Хомбабу и убивает его, подружившись с Гильгамешем. Или предательство Ардианом короля Минуса, ифиалитов в Греции, Марком Протом -  Юлия Цезаря.... В арабском обществе такой знаковой историей стало предательство Абу Рагалом Каабы или Ибном аль-Ками монгольского вождя. 

Или возьмем наиболее яркий пример из современности. В сентябре 2017 года в Курдистане проходил референдум с целью создания независимого государства Курдистан, поскольку курды являются одной из крупнейших наций в мире, которая не имеет своего государства. Национальный союз Курдистана (KNU) отстаивал интересы Ирака, Ирана и Турции (врагов курдов) и выступал против референдума и независимости Курдистана. В результате был совершен беспрецедентный акт предательства, в результате чего Курдистан был передан иракской армии, «Хашд аш-Шааби» и Корпусу стражей исламской революции Ирана. Шла борьба за ресурсы, а эта территория была очень богата нефтью. В результате города Киркук, Ханакин, Синджар и другие были вырваны из рук регионального правительства Курдистана и попали в руки врагов. Они разрушили мечту о независимости Курдистана. Иракская армия убила и депортировала множество курдов, а их дома сожгла. Эти  города до сих пор оккупированы, а курдский народ подвергается оскорблениям и притеснениям.

Внутри семьи, в сфере науки, управления, политики и т. д. мы часто видим явление предательства.

Учитель пишет исследование для ученика за деньги. Чиновники и руководители учреждений коррумпированы и забирают деньги общества себе.

Политики вмешиваются в дела стран и противостоят нации и ее мечтам ради своих собственных интересов.

Военный командир опустошает окопы для врага и убивает своих солдат. Он предает страну.

Муж и жена изменяют друг другу. 

Причем, предательство не имеет ничего общего с каким-либо конкретным полом, возрастом, местом, временем, группой или этнической принадлежностью.

К сожалению, факт истории говорят о непрерывности этого явления в реальности. 

Поэтому мы спрашиваем,  как  этому научиться противостоять?

Предательство имеет разные измерения. Для нас важно социальное измерение.

Социальное измерение предательства заключается в том, что оно происходит в социокультурном контексте, с использованием инструментов, механизмов и концепций, специфичных для этой области.

В этом разделе книги я акцентирую внимание читателей на том, что предательство изучается не только в рамках социологической науки, но и в психологии, криминологии, антропологии, политологии и т. д., в литературе и в искусстве.

В социологии предприняты попытки изучения социологии предательства, например, в исследованиях американского философа и социального критика Эрика Хоффера, шведского социолога Малин Акерстрем, итальянского социолога Габриэла Торнатури, российского социолога Гузенинек Тощинке.

Думаю, появление отрасли науки, предложенной под названием «социология предательства», имеет научное, историческое и человеческое значение для всех обществ, но, как мы полагаем, особенно для современного курдского общества, поскольку в нем предательство, как социальное явление, присутствует в реальности в разных формах и на разных уровнях.

Последствия этого социального явления оказывают влияние на безопасность и стабильность общества, изменение социокультурных ценностей, сосуществование семей, классов, групп, сект, политических партий, наций, стран и т.д. Чтобы понять предательство в деталях, раскрыть его природу и его законы, необходимы научные исследования. Поэтому задачей этой отрасли науки является изучение феномена предательства, его видов, уровней, размеров, целей и последствий.

Социолог должен сказать нам: произошло ли предательство? Какое отношение оно имеет к ценностям и моральным нормам общества, в котором находится данный человек или группа людей? Почему предательство (любого рода) происходит именно в этой социокультурной структуре? Социолог должен проанализировать сущность этого явления и всего, что с ним связано, с помощью социологических инструментов, воображения и понятий.

С социологической точки зрения предательство имеет ряд характеристик, в том числе: определяет решающие границы ценностей и единство членов общества.

В этом же разделе мы спрашиваем: Кто предает? Почему он это делает? Каковы характеристики предателя? И отвечаем на эти вопросы.

На наш взгляд, всегда предает тот, кому доверяют, то есть предательство исходит не от врага, а от доверенных друзей и союзников. Можно сказать, что предательство исходит от неизвестного врага, скрывающегося в теле верного друга, приятеля или товарища, то есть врага под маской верности.

Доверие и лояльность относятся к нормативным ожиданиям человека в отношении другого, но предательство нарушает эти ожидания.

Таким образом, предательство – необходимое противоречие в интеллектуальном и материальном направлении предателя. Хотя предатель должен показать свою лояльность и доверие, он также должен постараться причинить вред жертве.

Когда лояльный становится предателем и идет в сторону врага, он бьет по самым слабым местам жертвы (преданной ему персоны), поскольку знает особенности жертвы, в чем и заключается глубина трагизма явления предательства.

Второй раздел этой книги посвящена взаимосвязи процесса воспитания и предательства.

В этом разделе мы спрашиваем: Может ли воспитание сделать человека предателем или удержать его от предательства?

Мы анализируем образование с философской, педагогической и социологической точек зрения. Затем, мы анализируем влияние воспитания на индивидуальное социокультурное поведение; взаимосвязь между образованием и знаниями. Мы структурируем важнейшее, с нашей точки зрения, уравнение: знание – поведение – интерес, т.е. за каждым поведением стоит знание, а за каждым поведением стоит интерес. В этом была суть моей магистерской работой под названием «Терроризм в зеркале социологии знания».

Третий раздел посвящен вопросу социокультурных ценностей и их взаимосвязи с проблемой предательства.

Речь идет о ценностях, об организации общественной жизни, о предотвращении негативных социальных явлений. Как же предатели работают над изменением системы ценностей, чтобы открыть путь предателям?

Четвертый раздел посвящен отношениям между интеллектуалами и предательством. В ней рассматривается интеллектуал, история его возникновения, его роль и обязанности в обществе.

В этом разделе мы анализируем основные постулаты литературных гениев в их творчестве: Эмиля Золя, Сартра, Мишеля Фуко, Франсуа Летарда и Бурдье, Луи Кузера, Эдварда Саида, Джулиана Бинда и других классиков мировой литературы.

Кто такой интеллектуал? Как могут складываться отношения интеллигента с властью, с народом,  обществом,  прогрессом в его противостоянии негативным явлениям.

Как интеллектуалы могут предотвратить явление предательства? Если в обществе распространены предатели, каков уровень его интеллектуалов? И вообще влияют ли интеллектуалы на общество?

Пятый и последний раздел посвящен "вечности" предательства.

В нем обсуждается, почему же в человеческом обществе нет конца предательству, более того, почему общество продолжает "нуждаться" в них?

Как предательство влияет на судьбу самого предателя? Как члены общества относятся к предателю? Почему предатели заняли высокие политические и административные позиции в курдском обществе?

И последнее - повышает ли предательство социально-политический статус предателя?

В завершении, я хотел бы задать вопрос: "Вас предавали в личной жизни?Не отвечайте на мой вопрос вслух, просто подумайте об этом. Является ли тема предательства актуальной и есть ли оправданная необходимость в его дальнейшем изучении?"