Гарячі новини

"Сила правительства держится на невежестве народа" Или почему "прорадикальные" Россия и Украина симметрично ополчились против Толстого (ВИДЕО)

В  одном из кабинетов Ивано-Франковской 4-й горбольницы между пациентом из числа сегодняшних  "понаехавших" сюда переселенцев из восточной  Украины и медперсоналом в полном его протокольном  составе  - врач , медсестра и процедурная медсестра -  разгорелся нешуточный спор: необходимо ли известного гуманиста и прогрессивного русского писателя Льва Толстого  изгнать из Украины,  чтобы  "ни духу его"...,  и чтобы " ... поганой метлой". И чтобы -  ни улиц его имени,  ни памятников, ни книг...

 

- Вам потрібний руський мір? Хто перший на нас напав?- кричала разъяренная врачь.

-  навіщо з такими  думками сюди їхати? - возмущалась процедурная медсестра.

-  .... а коли моїх родичів запхали у вагони  під час репресій 19----г і за добу вивезли....? - расплакалась первая медсестра.

В войне 2022 года смешалось все. Связалось, спаялось  в тугой узел  противоречий, фобий, страхов и травм. Все, что разделяло поколения украинцев, но, по большей части, иллюзорно. "Перестаньте доигрвывать старые войны",- говорили одни  другим.

После 23 февраля 2022г  швы от ран  минувших войн и социальных потрясений разошлись, раны открылись. 

Ведь полилась новая человеческая кровь. Настоящая. Горячая. 

Под разборки досталось и русскому языку и ...  Льву Толстому. Хотя, если середньостатистичного пересичного украинца спросить, знает ли он его биографию, читал ли его книги, то скорее всего  окажется, что -   нет. 

Да и что странного? Многое забыла и я.

Но пришлось вспомнить. Справедливости ради.

Итак, что мы , отучившиеся 10 лет в средней школе, а потом в вузе,  знаем об авторе "Войны и мира" Льве Толстом?

Общеизвестное

Лев Толстой был представителем высшего дворянского круга России, графом. До 80-х годов вёл вполне аристократический образ жизни, считая, что человек его круга должен стремиться к преумножению богатства. Именно так он на первых порах воспитывал свою жену полудворянского происхождения С.А.Берс, бывшую на 16 лет младше мужа. При этом он всегда презирал безнравственных людей и активно сочувствовал бесправным крестьянам. Так, он ещё в конце 50-х годов он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам преподавал в ней, помогал нуждающимся материально.

Вся мировоззренческая позиция писателя и до, и после перелома в его сознании, произошедшего в 80-е годы, строилась на отрицании насилия, «непротивлении злу насилием». Однако хорошо известно, что зло Толстой всегда решительно разоблачал и в своих поступках, и в своих статьях и произведениях. Он считал, что мир изменится к лучшему, когда каждый человек займётся самоусовершенствованием на основе творения добра другим людям. Поэтому правильнее будет назвать формулу Толстого «противление злу добром».

Сущность перелома в мировоззрении Толстого в 80-е годы заключалась в отказе от барской жизни и попытке перехода на позиции и образ жизни патриархального русского крестьянства. Необходимыми атрибутами подобных изменений писатель посчитал различного рода самоограничения вплоть до вегетарианства, упрощение жизни, признание необходимости каждодневного физического труда, в том числе земледельческого, помощь бедным и практически полный отказ от собственности. Последнее обстоятельство больнее всего ударило по многочисленной семье, которой он же сам в прошлые времена привил совсем иные привычки.

К концу века Толстой всё более глубоко вникает в сущность Евангелия и, видя громадную пропасть между учением Христа и официальным православием, отрекается от официальной церкви. Его позиция заключалась в необходимости для каждого христианина поиска Бога в себе, а не в официальной церкви. К тому же на его взгляды в это время оказывали влияние буддистские философия и религия.

Сам будучи мыслителем, философом, рационалистом, склонным ко всякого рода схемам и классификациям, он в то же время считал, что человек должен жить исключительно сердцем, а не умом. Вот почему его любимые герои всегда ищут естественности, живут чувствами, а не рассудком или приходят к этому в результате долгих духовных поисков.

Человек, по Л.Толстому, должен постоянно меняться, развиваться, проходя через ошибки, новые поиски и преодоления. А самоуспокоенность он считал «душевной подлостью».

Литературное открытие Л.Толстого – глубокий и подробный анализ мыслей и переживаний героя, мотивов его поступков. Внутренняя борьба в душе человека стала для писателя главным предметом художественного исследования. Н.Г.Чернышевский назвал этот открытый Толстым художественный метод «диалектикой души».

"Лев Толстой – враг и предатель русского народа"

Пока Путин рассуждает о том, как на Западе "культура отмены" лёгким движением руки превратилась в отмену культуры (в частности, русской), его бойкие хунвейбины в помоечных телеграм-каналах продолжают составлять списки нацпредателей, пишет известный журналист и путешественник Илья  Варламов, чьи видиоролики набирают миллионные просмотры.

 
Уже отменили Урганта за то, что тот посмел выступить против войны и уехал. Отменили Пескова за то, что тот публично Урганта защищал. Чубайса – за то, что тот во всём виноват. Моргенштерна – за то, что тот Моргенштерн.
 
Расстрельные списки постоянно растут. И тут вдруг выяснилось, что главный враг русского народа насколько глубоко запустил свои щупальца в нашу культуру, что умер аж 111 лет назад.
 
24 марта московский активист Алексей Никитин вышел на пикет у храма Христа Спасителя с плакатом, на котором была знаменитая цитата из книги Льва Толстого "Христианство и патриотизм":
 
 
Полицейские Никитина, разумеется, задержали и составили на него протокол о дискредитации российской армии. По данным "ОВД-Инфо", конкретно Толстой им не понравился тем, что был "исторической фигурой в своей оппозиционной деятельности":
 
"Лев Николаевич Толстой, согласно историческим фактам, является исторической фигурой, представляющей условно названное "зеркало революции", общеизвестный факт того, что в произведениях автора жёстко критиковался правящий режим <…> Таким образом, действия гр. Никитина следует трактовать как призыв к свержению действующей власти, а также следованию идеологии Толстого".
 
Вот какую змею, оказывается, пригрела на груди русская культура.
 
Но и это ещё не всё... Представляете, в 1904 году эта бородатая мразь, этот недоделанный граф посмел выступить против войны с Японией! И не просто выступить, а тиснуть статейку в СМИ-иноагенте! Статья называлась "Одумайтесь!", а эпиграфами к ней стали цитаты из Ветхого Завета и Евангелия, что должно было особенно выбесить одурманенных войной патриотов.
 
В этом сочинении, которое было опубликовано в английской газете (потому что русские уже не могли печатать ничего подобного), Толстой писал:
 
"Прежде чем начато дело войны, кем бы оно ни было начато, — должен ответить всякий одумавшийся человек, — прежде всего начато дело моей жизни. А дело моей жизни не имеет ничего общего с признанием прав на Порт-Артур китайцев, японцев или русских. Дело моей жизни в том, чтобы исполнять волю Того, кто меня послал в эту жизнь. <...> Если есть Бог, то Он не спросит меня, когда я умру (что может случиться всякую секунду), отстоял ли я Юнампо с его лесными складами, или Порт-Артур, или даже то сцепление, называемое русским государством, которое Он не поручал мне, а спросит у меня: чтò я сделал с той жизнью, которую Он дал в мое распоряжение?
Так что на вопрос о том, что делать теперь, когда начата война, мне, человеку, понимающему свое назначение, какое бы я ни занимал положение, не может быть другого ответа, как тот, что никакие обстоятельства, — начата или не начата война, убиты ли тысячи японцев или русских, отнят ли не только Порт-Артур, но Петербург и Москва, — я не могу поступить иначе как так, как того требует от меня Бог, и потому я, как человек, не могу ни прямо, ни косвенно, ни распоряжениями, ни помощью, ни возбуждением к ней, участвовать в войне, не могу, нe хочу и не буду".
Роль помоечных телеграм-каналов в те годы играла, например, газета "Московские ведомости". Её редактором тогда был известный монархист и черносотенец Владимир Грингмут. Почитайте, как газета ответила Толстому, – и сразу же узнаете риторику:
 
"Гр. Толстой – противник войны; но он давно уже перестал быть Русским, с тех пор, приблизительно, как он перестал быть православным… Если он еще живет в пределах России, то это объясняется лишь великодушием Русского Правительства, чтущего еще бывшего талантливого писателя Льва Николаевича Толстого, с которым теперешний старый яснополянский маньяк и богохульник ничего общего, кроме имени, не имеет".
Вот какую свинью с лицом графа Толстого подложила патриотичным потомкам отечественная литература. Настоящий враг народа! Как сказал бы булгаковский поэт Иван Бездомный, "взять бы этого Толстого, да за такие доказательства года на три в Соловки!"