Черно-белое счастье художника
Опубликовано: 5.10.2012. 21:35

На днях исполнилось бы 70 лет украинскому живописцу, графику, мастеру акварели Андрею Лайтаруку. Большую часть жизни он провел в Стаханове, навсегда оставаясь верным его трудовой славе и своему рабочему прошлому. Работы художника внесены в каталоги более чем двадцати всеукраинских и областных художественных выставок, хранятся в стахановском музее, в частных коллекциях Украины и за ее пределами.
К юбилейной дате в Стахановском историко-художественном музее и городском Дворце культуры имени Горького открыты выставки его произведений.
Андрей Прохорович родился 15 сентября 1942 года в селе Суймы Ровенской области. Когда мальчику было два года, он остался круглым сиротой. Отца и одиннадцатилетнюю сестру замучили бандеровцы, а мать, не пережив горя, лишилась рассудка и вскоре умерла.
Потом был детский дом в городе Дубно. Здесь Андрей увлекся спортом и мечтал о спортивной карьере. Но полученная травма внесла свои коррективы в мечты. Теперь все свое свободное время мальчик проводил в изо-кружке, которым руководил учитель рисования, окончивший Краковскую художественную академию. Позже, став профессиональным художником, Лайтарук и сам почти тридцать лет будет руководить изостудией в стахановском ДК имени Горького, на собственном примере прочувствовав, как нужны начинающим эти первые уроки мастерства.
А пока до преподавательской и художественной деятельности было далеко. Вчерашнему детдомовцу пришлось начинать самостоятельную жизнь с работы слесарем-инструментальщиком на литейно-механическом заводе. В поисках больших заработков он оправился в Донбасс, устроился горнорабочим очистного забоя, а затем посадчиком лавы на брянковской шахте «Краснополье-Глубокое».
После смены Андрей шел в изостудию. Там в соавторстве с руководителем Г. Журавлевым родилась его первая жанровая картина «За край родной», которая экспонировалась на областной художественной выставке и заслужила высокую оценку. Вот тогда-то Андрей Прохорович решил стать профессиональным художником, поступил на факультет книжной графики Львовского полиграфического института, где учился шесть лет.
— Сам Лайтарук считал началом своей самостоятельной творческой деятельности 1967 год — время, когда стал постоянным участником областных и республиканских выставок, — рассказывает заведующая художественным отделом Стахановского историко-художественного музея Наталья Гавричкова. — Последующее пятнадцатилетие он предстает перед зрителем как художник местной темы, давший ей лирическое истолкование, пропустив ее через собственное сердце и личную биографию. Индустриальные пейзажи 1970-х годов («Шахта «Замковская», «Зимние сумерки», «Поля донецкие», «Море рождается в степи» и другие) выполнены в технике линогравюры. Но индустриальный пейзаж не может полностью удовлетворить художника. В нем отдельный человек растворяется в общих коллективных усилиях. В портрете же личность всегда самоценна. Так появляется серия портретов современников: «Следователь Мануйлов», «Стрелочник Фрося Колпакова» и другие. В них используется техника карандаша, акварели, пастели с их тщательной работой над конкретной моделью.
Первое признание к художнику пришло в 1976 году после участия в республиканской выставке «Молодость страны». Большинство работ того периода были написаны в духе соцреализма, и практически все они после участия в республиканских вернисажах покупались Министерством культуры и дирекцией художественных выставок.
По направлению Союза художников Андрей Прохорович ездил в творческие командировки, в которых рождались новые темы для будущих полотен. Так появились серия акварелей «За Полярным кругом», «У Баренцева моря» и серия акварелей и рисунков «Зимний Седнев». Еще одну большую серию картин дала поездка в Западный пограничный округ.
И все-таки главной темой его произведений всегда оставался Донбасс и живущие в нашем крае люди. Специалисты отмечают: мир в картинах Лайтарука созерцательный. Да и сам он в своих произведениях радостен, а в акварелях тонок. А вот из всей палитры красок его самыми любимыми называют два цвета: черный и белый.
В музейной экспозиции представлены 22 произведения Лайтарука, в основном графические листы, эстампы и акварели. Эта коллекция демонстрирует профессиональный рост художника. По словам Натальи Гавричковой, он много сделал для развития эстампа в нашей области.
В акварелях он более лиричен, более раскован, его ведет сам цвет. Андрей Прохорович отдавал предпочтение акварели этюдного характера — «мокрым по мокрому». «Цветущий луг», «Хоккей до сумерек», пять работ из серии, выполненной во время пребывания на Краснознаменном Северном флоте, представлены на выставке.
К сожалению, его монументальные работы практически не сохранились: он расписывал объекты социально-культурного назначения, которые со сменой собственника меняли и интерьерную роспись. Наталья Гавричкова сетует на то, что таким образом были утрачены произведения многих художников, заслуживающих внимания потомков.
Изостудию Стахановского городского Дворца культуры имени Горького Лайтарук возглавил в 1973 году. При нем, в 1982 году, она получила звание народной. Даже работая в Луганском художественно-производственном комбинате, Андрей Прохорович продолжал обучение студийцев изобразительному искусству.
— В 1990-е, в эпоху новых подходов к истории и ее отдельным периодам, художник создает графическую серию «Рождение КПСС» и образно-философское полотно «Диалог», — снова возвращается к творчеству Лайтарука Наталья Гавричкова. — Их отличительные черты — осмысление прошлого и настоящего государства лишены конъюнктуры, четко видна личная позиция автора в происходящем. И все же проблемы времени не уступают места восхищению красотой. Отступает на второй план линогравюра. Теперь художника привлекает смешанная техника. Увы, работ последних лет жизни Лайтарука в коллекции музея пока нет.
Уже больше десяти лет нет его с нами: он умер в августе 2001-го. По воспоминаниям современников, Андрей Прохорович был нелегким в общении человеком, не вписывался в кодекс стерильной морали. Его последней работой был проект памятного знака ликвидаторам аварии на ЧАЭС. Из-за отсутствия средств город отказался тогда от заказа и оплаты его сооружения. Не была создана и комиссия по творческому наследию художника, поэтому судьба многих произведений Лайтарука, в том числе и последних, неизвестна.
Ирина ЛИСИЦЫНА.
г. Стаханов. ("Наша газета")
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Версия для печати
Комментарии
12.10.2012. 19:36 — Гость
отличная статья, развернутая инфа. Автор +5
14.11.2012. 2:43 — Гость
Weeeee, what a quick and easy souliton.
15.11.2012. 7:56 — Гость
A piece of erudition unklie any other!
15.11.2012. 7:56 — Гость
A piece of erudition unklie any other!
29.12.2012. 8:32 — Гость
En h?breu sac Lancel soldes :. Grand pr?tre juif originaire de Zadok Un descendant vers Aaron, Australia Ugg Boots Sale pr?tre au front d"abord de J?rusalem Le sacerdoce biblique est anatomique et de sexe masculin, un d?but de NouvelleZ?lande NouvelleZ?lande Z ?le continent 200soi vrrle rrtre soude. Lancel Soldes . .. 4035000, 104.45milles carr?s 270.53kilom?tres carr?s, dans le golfe du mexique S
1.01.2013. 16:44 — Гость
Fashion is about a global ambiance than climatic situations. belle moncler boutique en ligne So it is difficult not to acquire motivated by worldwide style tendencies even though Indian winters may perhaps nonetheless be around the milder aspect in comparison with the West. Following the established guidelines, blacks as well as the greys have already been dominating the scene, but considering the fact that traits travel at the speed of light, monclerpascherveste the bright items have caught the attention of many designers and style watchers Veste Moncler Pas Cher" . Semi-fitted and knee-length leather jackets within the brightest of colors can be a sensible solution to defeat the coolness, confirms designer Nachiket Barve.
17.02.2013. 4:42 — Гость
ipkynkj
25.03.2013. 21:51 — Гость
fake beats It is easy to perspiration with as much as you would like beats uk , fake beats They works as earlier than! Also you can shampoo these products next an individual"s go out!