Гарячі новини

ВОЙНА С ПАМЯНИКАМИ ЛЕНИНУ. СВЕРГНЕМ ЛЕНИНА И ПОСТАВИМ БАНДЕРУ?

 

Похоже на то, что партия «Свобода» нашла способ самовыражения, нашла свой стиль публичной деятельности. Она развернула массовую войну с памятниками Владимиру Ленину. Но и с политическими противниками можно бороться по-разному. Вопрос о сносе того или иного памятника можно решать законно, через органы местного самоуправления. А можно устроить шоу, бравируя своими депутатскими полномочиями и наглой самоуверенностью молодых насильников.

«Свобода» избрала второй вариант. Когда смотришь кадры, снятые в Ахтырке, то возникает ощущение, что к каменному старику приехала зондеркоманда. Старик в борьбе тоже был не подарок. Давал во время гражданской войны указания брать заложников, расстреливать и вешать. Да дело и не в прямых указаниях. Он был идеологом, теоретиком диктатуры как власти, опирающейся на насилие. Однако никаких симпатий не испытываешь и к улюлюкающей зондеркоманде.

И ловишь себя на мысли, что во всех этих деяниях важен стиль. Стиль отрезания голов. Он симптоматичен, он сливается с призывом «Слава нації!» и ответом «Смерть ворогам!» А на памятниках Ленину всем наглядно показывают, какой должна быть эта смерть.

Памятники в любом обществе ставятся для того, чтобы овеществить главные его ценности. В Советском Союзе после ХХ съезда КПСС, положившем начало разоблачению сталинизма, высшим руководством начал раздуваться культ Ленина. С одной стороны, он был реальным основоположником государства, а, с другой стороны, таким образом реализовывалась квазирелигиозная функция марксизма в СССР. В каждой школе, в каждой воинской части, на каждом предприятии были еще и ленинские комнаты со своеобразными алтарями. Были такие ритуалы как сдача ленинского зачета и пр. В принципе, в любом государстве существуют гражданские культы и в той или иной форме гражданская религия. В современной Турции стоят памятники Ататюрку, в США – Дж. Вашингтону. Но с марксизмом все обстоит парадоксальнее. Это учение предполагает полное освобождение человеческого разума от всех догматических предрассудков. Но превращение марксизма в государственную идеологию и из этой богоборческой теории сделало квазирелигию. Многочисленность памятников Ленину на просторах бывшего СССР объясняется именно этим.

Когда социалистический строй катастрофой закончил свое существование памятники советским деятелям утратили свою знаковую определенность. Бронзовым и бетонным Ильичам приходится регулярно осеняться сине-желтыми знаменами. В новом контексте они выглядят неприкаянно и жалко. В общем, полный постмодерн!

Но с прошлым нужно прощаться достойно. Владимир Ленин заслуживает серьезного отношения. Он был выдающимся теоретиком и политическим писателем, а не только политическим деятелем. Вдохновлялся Ленин высокими идеями гуманизма и это не повод для ора и хая, что в реальном воплощении эти идеи обернулись трагедией. Таковой оказалась диалектика просвещения, как изящно выразились Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно. Был ли у человечества иной путь развития? В нюансах, наверное. Но не в сущности. И если в мире будет расти расслоение, то мы еще увидим всплеск интереса к ленинским сочинениям.

Я это говорю как социолог, а не как адепт ленинизма. Еще будучи участником «Демократической платформы» в КПСС, я пришел к выводу, что нужно отказаться от ленинской концепции партии. Но это к слову. Меньше всего я сейчас хочу говорить о самом себе.

Вернемся к сегодняшнему дню. Трудно не обратить внимания на отсутствие реакции государства на происходящие события. И это - симптом весьма серьезный. Наше государство – это конгломерат клиентельных групп, которые увязли в борьбе друг с другом. Ночное спиливание голов у памятников им пока представляется мелкими шалостями пиарящихся молодых радикалов. Игорь Мирошниченко даже в статье про себя в «Википедии» похваляется подвигами в Ахтырке. Местные власти начинают колебаться и подыгрывать партии, в которой ощущают грубую силу. Коммунисты решили противодействовать этому такими же силовыми методами. Собственно, сама ситуация их к этому подталкивает. И вот уже отряд луганских коммунистов отправляется в Ахтырку противодействовать свободовцам. Ничего не напоминает? Так было в Германии до прихода Гитлера к власти. Отряды фашистов и коммунистов сходились в постоянных стычках, попутно терроризируя население. Это и есть наш дальнейший путь? Думаю, что на него становиться не нужно. И нужно заставить государство выступить гарантом социального мира. Для его сохранения необходимо цивилизованно решить и назревшую проблему с памятниками советским вождям. Те из них, что не представляют художественной и исторической ценности, должны быть перемещены в специальные парки. Те, что представляют историческую ценность, должны быть защищены законом.

И в заключение о лицимерии. Члены партии ВО «Свобода» заявляют, что борются против тоталитаризма. В это сложно поверить. Достаточно посмотреть на пантеон героям, увековеченный скульпторами в Галичине. Памятник Степану Бандере во Львове, памятник ему же в Дрогобыче, мемориальный комплекс и памятник возле него в Старом Угринове. Все они по стилистике очень напоминают советские памятники Феликсу Дзержинскому. Культ Бандеры – это культ одного из правых тоталитарных течений прошлого века. Сам Степан Бандера был личность не менее героической и целеустремленной, чем Владимир Ленин. У него тоже были основания для борьбы. Ленин и Бандера принадлежат к тем политическим деятелям, которые были готовы жертвовать своими и чужими жизнями ради реализации идеологических постулатов. Но Ленин хотел счастья всего человечества и готов был загонять в него железной рукой. Бандера хотел независимой Украины и не останавливался перед утверждением, что власть в ней должна быть страшной. Ленин – фигура мирового масштаба, Бандера – локального. Ленин предлагал универсальный, ориентированный на всех, без различия расы, этнической принадлежности и пола, выход из социального тупика. Бандера предложил одну из экстремистских версий украинского национализма.

Но сейчас дело даже не в этом. Неужели нами все время должны управлять мертвые? Мы хотим вечно участвовать в войнах прошлого и проигрывать наши нынешние сражения? Мы хотим, чтобы одни каменные истуканы были заменены другими? Вопрос риторический.

Илья Кононов,  доктор социологических наук, специально для Ostrovok

Комментарии

Аватар пользователя Гость

Спасибо за умеренный текст на острую тему! Касательно войны с памятниками (а она уже идет - ведь на диверсии "против Ленина" уже ответили "диверсиями против Шухевича" - за последние дни в разных местах ЗУ повреждено несколько мемориальных таблиц). Это стихия радикалов! Да и менее радикальные часто не могут противостоять искушению, ведь это очень рентабельный механизм мобилизации какой-никакой электоральной поддержки. Создать тысячу рабочих мест - сложная задача - куда проще разрушить или, даже, установить памятник. Далее. Вспомним отпиленную голову Сталина в Запорожье и то, как силовики жестко запрессовали организацию "Тризуб имени Степана Бандеры". Видим ли мы сейчас что-либо подобное, сопоставимую репрессивную реакцию властей? Нет, реакция вялая. Случайно ли это? Убежден, что нет. Вместе с искренностью радикалов присутствует и технология, которую разыгрывает власть. Авторам таких технологий - этим всем "кручу-верчу" - действительно стоило бы поотбивать... И еще одно - к сожалению массы реагируют с некоторым энтузиазмом. Таким образом вот такие проблемные узлы вырисовываются: радикалы, которые ищут бури; власть, которая ищет пути дискредитации контр-элит; массы, которые являются носителями исторических травм и благодарными зрителями мордобоя на арене.

Аватар пользователя Гость

Согласна с комментарием, что статья взвешенная. И предложения автора -разумные и реализуемые. Они позволят сохранить уважение к истории, она – наша история, и отвечать современности.