Гарячі новини

«Военная тайна» водного тарифа

С каждым очередным подорожанием коммунальных тарифов на воду и водоотведение у потребителей этих услуг все больше и больше возрастает интерес узнать, из чего и как складывается их себестоимость, и нет ли в тарифе коррупционной и бесхозяйственной составляющей. Как и все граждане Украины, являясь потребителями этих услуг, мы решили провести журналистское расследование по вопросу формирования коммунальных тарифов на воду и водоотведение, и максимально, насколько это возможно, «вывернуть» тариф «наизнанку», раскрыв читателям «кухню» «водной тайны»...

"Объекты исследования"

Понимая, что на примере одного городского водного хозяйства картина будет неполной, мы решили по максимуму добыть информацию и изучить вопрос на примере нескольких водных хозяйств  в разных регионах Украины.

Итак, объектами  журналистского расследования стали: Лисичанское коммунальное специализированное предприятие «Лисичанскводоканал» (ЛКСП «Лисичанскводоканал»). г. Лисичанск Луганской обл.; Коммунальное предприятие «Рубежанское производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» (КП «Рубежанское ПУВКХ»), г.Рубежное Луганской обл.; ООО «Таун Сервис», г.Северодонецк, Луганской обл.; ООО «Белоцерковьвода», г.Белая Церковь Киевской области; Дочернее предприятие «Липовецводоканал» коммунального предприятия «Винницаводоканал» (ДП «Липовецводоканал») г.Липовец, Винницкой обл.(Объектами исследования стали два водохозяйственных предприятия-концессионера, взявших местные водоканалы в концессию: ООО «Таун Сервис» (Северодонецк) и ООО «Белоцерковьвода»).

На сегодняшний момент в Украине существует всего три водных концессионных предприятия, два мы назвали, третье - находится в г. Береговое в Закарпатье.(Права, было еще одно «водное» предприятие -концессионер ООО «Лугансквода», предоставлявшее свои услуги более, чем половине жителей Луганской области. По ряду причин это предприятие подорвало доверие к концессии у депутатов Луганского областного совета, и они разорвали договор концессии еще до военного конфликта).

Как утверждает директор ООО «Белоцерковьвода» Ольга Бабий, «нельзя просто так брать и сравнивать тариф разных водных хозяйств»,  по ее мнению, не логично сравнивать структуру тарифа речного и скважинного водозаборов.

Беря во внимание этот совет, мы будем стараться сравнить городские водные хозяйства и их тарифы с учетом индивидуальных особенностей каждого предприятия, но при этом искать общие характеристики и показатели.

"Дозированная информация"

Многие предприятия Украины, оказывающие коммунальные услуги,  имеют собственные сайты.

Однако информация на этих сайтах потребителям услуг и одновременно собственникам (как коммунального предприятия) преподносится дозировано, с акцентом только на «услуги абонентам», при этом информация для собственников  коммунальных предприятий практически отсутствует.

На сайтах нет ни баланса предприятия, ни обширных экономических выкладок, информации о закупках,  информации об объектах и оборудовании и т.д. - в целом нет всего того, из чего собственник  коммунальных предприятий, рядовой житель громады мог бы делать экономические и технические выводы по формированию тарифа и искать возможную коррупционную или бесхозяйственную брешь в работе предприятия.

При разговоре с руководством вышеназванных предприятий, все они твердили: зачем эта «огромная» информация, кто в этом сможет грамотно разбираться. Но мы все же попытаемся в этом разобраться.

Работа водоканалов всегда привлекала наше внимание, но важным  толчком для нашего журналистского расследования, послужило то, что в городе Рубежное Луганской области в мае 2015г. разгорелся скандал, инициированный местными депутатами и общественниками по поводу на их взгляд необоснованного формирования тарифов на воду и водоотведение. В итоге рубежанские депутаты инициировали создание общественно- депутатской комиссии по изучению тарифа и , что называется, буквально «вывернули» документацию предприятия. В результате родился отчет и обращение Рубежанского городского совета в Национальную комиссию по регулированию  в сфере энергетики и коммунальных услуг (далее НКРЭКУ) о пересмотре тарифов. Выдержки из отчета мы приведем ниже.

Информационно-цифровые показатели наших исследуемых предприятий сведены в таблицу.

Таблица экономико-технических показателей предприятий

 оказывающих услуги водопоставки и водоотведения

 

Название показателей

 КП

«Лисичанск

водоканал»

Луганская

КП «Рубежанское ПУВКХ»

Луганская

ООО «Таун

Сервис»

г.Северо-

донецк

Луганская

ООО

«Белоцерковь

вода»

Киевская

 ДП

«Липовец

водоканал»

Винницкая

 

Цена тарифа на воду в грн. с НДС

11,379

13,452

4,128

4,344

9,96

Цена тарифа на водоотведение

в грн. с НДС

6,696

4,668

5,496

8,652

20,04

%  оплат за услуги вода/стоки

97

95

96

97-98

94/92

Способ водозабора

скважинный

 

скважинный

скважинный

водохра-

нилищный

скважинный

Рельеф местности

холмистый

равнина

равнина

равнина

равнина

Глубина добычи воды/перепад высоты подачи воды, в м.

70/+150+50

50-70/+20

50-70/+20

-/+30

60-120/+40

Количество раб. скважин/ насосных станций

22/14

?

28/ 4

водохра-

нилищный

9/?

Протяженность в км. водных сетей

690,2

181

253,8

331,6

30,1

Протяженность  в км. канализационных сетей

221,9

 

103,8

154,7

266,3

6,6

Количество абонентов вода/отведение, население

64000/ ?

(70%)

28834/?

54183/

52250

66000/?

2564/397

% учета инд. счетчиков

97

?

?

90

92,5

Количество абонентов предприятий

?

655

?

1680

?

Количество работников/ по штату

472/620

214/216

?

689

20/23

Средняя зарплата в месяц по предприятию в грн.

Мин.1600 чистыми у слесарей

3893

У слесарей 2000 чистыми

?

?

2143

Зарплата руководителя, в грн.

Отказался назвать

6700 с налогами по контракту

?

?

?

% затрат на электроэнергию в тарифе на воду

48,2

28,9

      30,06

22%

-

% затрат н оплату труда в тарифе на воду

36,93

51,3

      39,2

44,3

(общий)

-

Объем реализации воды млн. м. куб. в год

6, 16532

 

2,451

5,5252

12,4878

-

Объем реализации канализации  млн. м. куб.      

3,1265

 

1,545

4,9737

7,740

-

 

Исследуя в Интернете водные тарифы по Украине, вы можете  среди них найти относительно  недорогие, например, в Запорожье и Днепропетровске, где в сумме тариф на воду и водоотведение составляет около 8 грн. с НДС, что в два раза ниже . На наш взгляд, это частично объясняется тем, что в больших городах не так значительно упали объемы потребления воды, что в целом уменьшает себестоимость для индивидуального абонента, однако низкие тарифы наблюдаются и в некоторых небольших городах. Осмелимся высказать гипотезу: в мегаполисах власти не рискуют сыграть на социальный взрыв и возможно заигрывают дешевым тарифом с потребителями-избирателями за счет дотаций из различных бюджетов (это тема для нашего дальнейшего изучения).

В нашем исследовании мы не концентрировали свое внимание на фактической цене тарифа в гривнах в разных городах, а обратили внимание на другие факторы, в особенности на структуру формирования тарифа, т.е. из каких основных составляющих он состоит.

 

     Инфографика структуры водных тарифов (в среднем по Украине).  

Описание: C:\Users\ПК\Desktop\водоканал 071015\index структура тарифа водопостачан.png

Опубликована на  сайте   КП «Рубежанское ПУВКХ» (http://voda.rub.org.ua/news/serednozvazheni_strukturi_tarifiv_na_centralizovane_vodopostachannja_ta_vodovidvedennja/2015-04-27-219 ).

Анализ структуры тарифа  мы проведем пошагово.

"Шаг первый: потери"

Удивляет то, что  в структуру тарифа в водных хозяйствах планово заложены потери на уровне 30%.

 Так, Решением исполнительного комитета Лисичанского городского совета №235 от 04.06.2013г. сроком на пять лет утверждены «потери воды и не учтенные утраты воды в системе подачи и распределения воды на уровне 27,33%».

Вместе с технологическими и другими потерями, в Лисичанске, в общем, утверждены плановые потери воды в размере 31,06%. Очевидно, что такая пятилетняя плановая бесхозяйственность, дает почву и для бездеятельности в вопросах устранения потерь и для коррупционной составляющей. (http://www.lisichansk.in.ua/sos-lisichanskaya-meriya-mozhet-utonut-v-derme.html).

Лисичанцы указывают на  одну из "рек" водопроводной утечки

 

 

 Плановые потери КП «Рубежанское ПУВКХ» внесены в схему.

Плановые потери на уровне 30% мы отыскали среди документации и у Рубежанского водоканала.

Директор ООО «Белоцерковьвода» Ольга Бабий лично в беседе сама акцентировала наше внимание на тридцати процентах потерь воды.  Но вот почему-то на сайтах ООО «Белоцерковьвода»  и КП «Рубежанское ПУВКХ» в структуре  тарифа это не показывается. (Хотя о потерях, по логике вещей, надо все время говорить, чтобы они планово снижались, а не вечно сохранялись на тридцатипроцентном уровне).

 

 

Инфографика структуры тарифа  на водоснабжение с сайта ООО «Белоцерковьвода».

Усредненная структура тарифа на водоснабжение и водоотведении ООО «Белоцерковьвода» (http://bcvoda.com.ua/reports/prognoz-mozhliva-zmina-tarifu-na-vodopostachannya-ta-vodovidvedennya).

Инфографика структуры тарифов водоснабжения и водоотведения    с сайта КП «Рубежанское ПУВКХ».

 «В Европе такие плановые потери в муниципальных водопроводах заложены на уровне 3%. Также в Европе, помимо регуляторов, есть специализированные государственные  органы, которые оппонируют (оспаривают-авт.) в вопросах утверждения коммунальных тарифов к госорганам и монополистам»- сказал (09.10.2015г.) в эфире радио «Эра» экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко.

Оправданием того, что  одну треть в тарифе на воду абоненты «платят за воздух» для руководителей водных хозяйств и мэров с чиновниками в исполкомах горсоветов служит большая изношенность водопроводных сетей (60-75%). И на этом этапе круг замыкается. Кардинально никто ничего не хочет менять и модернизировать. Ведь измерить реальные потери невозможно, а они могут быть меньше от плановых в несколько раз (а разница - это и есть коррупционная составляющая).

«По городу Рубежному 30% потерь- это чуть больше 1 млн. тонн воды в год, которая  уходит под землю. 1 млн. тонн воды - это водоем 1000 на 1000 метров и метр в глубину. На такой площади у нас почти весь город расположен без производств. Подумайте сами: если бы такие потери реально были, то дома уходили под землю»,- рассуждает депутат Рубежанского городского совета Валентина Ельчанинова.

Потребителей и собственников коммунальных предприятий, а именно - местные  громады и их жителей - водоканалы особо не жалуют информацией о количестве предприятий и объемах потребляемых ими «водных» услуг.

А зря. Паспорта водопроводного и канализационного хозяйства должны быть такими же первоочередными объектами гласности, как цены на тарифы. Это почва для злоупотреблений, такая же, как всем известная схема договорной (по обоюдному согласию с должностными лицами электросетей) кражи электричества юридическими лицами.

В итоге плата за украденную воду или неучтенные канализационные стоки по такой вероятной схеме ложится на плечи всех абонентов, включая юридических лиц. И почва для этого заложена в самом плане - 30% плановых потерь. В этом вопросе местным органам самоуправления и законодателям следует продумать вопросы контроля: например, пломбирование и контроль приборов учета со стороны налоговых органов и общественности.

«При проведении общественно-депутатской проверки рубежанского водоканала мы установили такой факт: к забору завода «Краситель» в течении года подходит 1,5 млн. кубометров стоков от водоканала. Пока эти стоки бегут по трубам ( примерно длиной в полтора километра? – авт.) по территории завода до станции БХО водоканала (бактериологическо-химической очистки) к ним неизвестно откуда добавляется еще 0, 5 млн. кубометров стоков.

 Откуда взялся такой объем ( заметьте, те же 30%)?

Нам говорят, что идет подсос ливневых  вод. Отвечаем: да не может быть столько ливневых вод ,  у нас столько дождей не бывает! Но даже если бы это  и так, то давно пора поменять эту трубу - дешевле для города будет. Интересно то, что данный кусок трубы принадлежит заводу «Краситель», и водоканал платит ему за транспортировку  деньги . В результате  неизвестно откуда  добавляются еще …  0,5 млн. кубометров фекалий!  При этом в общий тариф на водоочистку почему-то включен объем только 1,5 млн., а затраты по энергии, материалам и оплате труда идут на 2,0 млн. тонн стоков», - говорит депутат Рубежанского городского совета Валентина Ельчанинова.

ФОТО. Работает комиссия по проверке тарифа на водоуслуги КП «Рубежанское ПУВКХ» (справа депутат Рубежанского городского совета Валентина Ельчанинова).

 На уточняющий вопрос журналиста, а много ли в канализацию попадает ливневых стоков, директор  ООО «Белоцерковьвода» Ольга Бабий ответила, что практически не попадают,  во всяком случае, очень мало. Таким образом получается, что в Белой Церкви, стоящей на черноземе, ливневок нет, а в Рубежном, стоящем на песке , ливневок и грунтовых вод собирается  аж 0,5 млн. кубометров в год?!

 

Как оказалось, «КП «Рубежанское ПУВКХ» не ведет анализ паспортов Водных хозяйств предприятий при заключении договоров на водоснабжение. Это является нарушением «Правил приема сточных вод предприятий в коммунальные и ведомственные системы канализации населенных пунктов Украины», утвержденных Приказом Госстроя Украины №37 от 19.02.2002р., (зарегистрирован в Минюсте Украины 26.04.2002р. за №403 / 6691)  и «Правил приема сточных вод предприятий в коммунальные и ведомственные системы канализации г. Рубежное», утвержденных решением исполкома Рубежанского городского совета №1142 от 18.11.2003г.

 В результате город имеет  следующие неучтенные сточные воды:

 - «Теплокоммунэнерго» -  почти 105 тыс. м³ стоков;

 - ООО «Химпоставка» -  4 тыс. м³, а также не учтены сильно минерализованные стоки, поступающие на площадку накопления;

 - Не ведется учет и контроль за предприятиями, которые имеют собственные скважины (ТКЭ, ПЛКФ «Сервис ХИК», фирма «Лагно», ООО «Проминвест Пластик», ООО «Цегляр» и др.).

 - Город имеет снижение показателей количества стоков, поступающих на БХО - при обработке показателей диаграмм - от 315 до 390 м³ в сутки, что за год составляет - 128,7 тыс. м³ стоков;

- Не ведется учет поступления очень минерализованных стоков, которые должны направляться в накопитель;

- Не ведется учет хозяйственно- бытовых стоков из выгребных ям, которые поступают на БХО.

«Таким образом, отсутствие на предприятии организованного учета фактических утечек воды и стоков при транспортировке также существенно влияет на размер тарифа» - говорится в отчете рабочей группы Рубежанского городского совета.

Шаг второй: прозрачность работы с юридическими лицами

В водопроводно-канализационных хозяйствах может быть использована еще одна коррупционная схема.

Многие «водные» предприятия пользуются внешними услугами юридических лиц: в некоторых случаях покупают у сторонних организаций воду, а чаще всего - пользуются очистными канализационными услугами местных заводов. 

Конечно в бухгалтерской отчетности и технической документации «комар носа не подточит», но на практике могут быть внедрены теневые коррупционные схемы.

Так, ООО «Таун Сервис» платит согласно плана на 2015г. за очистку сточных вод ПАО «Азот» 20,88 млн. грн. в год.

Как и за что формируется эта цена, общественность города особо не посвящена: на сайте  ООО «Таун Сервис», вы не найдете исчерпывающей информации по этому вопросу. Даже после того, как у ПАО «Азот» возникло желание в августе этого года увеличить оплату за свои услуги, и в местных СМИ появилась информация, обосновывающая такое желание.  В сентябре, в канун выборов ПАО «Азот» отложило эту затею до лучших времен.

 Пользуется внешними услугами водоочистки и ЛКСП «Лисичанскводоканал».

«Завод «Мехстекло» (2-й цех завода «Пролетарий»- авт.) очищает часть наших сточных вод, но это очень незначительная часть (эту бы цифру стоит знать жителям громады - авт.). Мы хорошие объемы воды продаем на Северодонецкую ТЭЦ, а это примерно на 1 млн. грн. в месяц. Летом днем подкачку воду мы выключаем на 3-м и 4-м подъеме»,- рассказывает главный инженер  ЛКСП «Лисичанскводоканал» Виктор Францов.

Мы не обвиняем в чем-то вышеназванные предприятия, нет. Мы лишь призываем их в части отношений с коммунальными предприятиями быть максимально прозрачными и подотчетными громадам, где они осуществляют свою деятельность.

"Шаг третий: затраты на электроэнергию"

В структуре тарифа на воду и водоотведение затраты на электроэнергию составляют в среднем по отрасли 30%, в лисичанском варианте - это 50%.

Экономящие электроэнергию частотные преобразователи и другое оборудование не имеют масштабного применения в водных хозяйствах. С целью экономии электроэнергии предприятия требуют внедрение планов дорогостоящей, но необходимой завтра модернизации.

«Предприятие не ведет системного анализа затрат электроэнергии с целью энергосбережения. Так,  в 2014 г. при снижении количества обработанных стоков расходы электроэнергии выросли на 277 тыс. КВт по сравнению с 2013 годом. В утвержденном тарифе на 2015 год. были заложены потребности электроэнергии на водоснабжение по потребностям в 2012 году, но снижение затрат энергии только В 2014 году было в размере 360 тыс.кВт», - говорится в отчете,  составленном депутатами и активистами  г.Рубежное.

Директора водных предприятий в вопросах больших затрат на электроэнергию поясняют следующее: «Изначально канализационное оборудование рассчитано на 40 тыс., сегодня очищается всего  5,5 тыс. кубометров в сутки. Из-за малой загруженности КПД оборудования низкий, к тому же оборудование старое, а потому энергозатраты высокие. В результате канализация получается дорогой, к тому же к нам применяют II-класс тарифа на электроэнергию по цене 1,3 грн., а I  класс - это 1,05 грн. Цена на  электроэнергию зависит от точки распределения», - рассказывает зам. директора КПУВХ «Рубежноеводоканал» по производству Олег Котляр.

                                                              

«Канализационное хозяйство имеет проектную мощность 120 тыс. м. куб. в сутки, сегодня фактически перерабатывает 45 тыс. м. куб. В структуре канализации- 18 КНС (канализационно-насосных станций).  В целом на очистку стоков объекты водоканала потребляют 1,9 млн. киловатт электроэнергии в месяц  (22,8 млн. квт в год)», - поясняет директор ООО «Белоцерковьвода» Ольга Бабий.

"Шаг четвертый: оплата труда"

В структуре тарифов на воду и водоотведение  затраты на оплату труда составляют от  30% до 55%. 

50-60% от себестоимости продукции на оплату труда - это уже как в Европе получается, только вот зарплаты у работников совсем не европейские.

«Отсутствуют расчеты потребности количества рабочего персонала для выполнения фактического объема работ (нарушение ст. 2 «Закона Украины об оплате труда»)», - читаем в вышеупомянутом рубежанском отчете.

В лисичанском варианте при штатном расписании в 620 человек фактически работает 472 человека,  т .е. разница составляет 150 человек.  Тариф рассчитывался, исходя из штатного расписания. В таком случае ,экономия фонда оплаты труда составляет  25%, и работники должны получать премии, но фактически в Лисичанске самые низкооплачиваемые водоканальщики. «Из коммунальщиков в городе мы самые низкооплачиваемые. В НКРЭКУ мы просили повышение заработной платы, но нам отказали. Слесаря чистыми получают 1600 грн. Не держатся у нас долго ни водители, ни экскаваторщики…», - жалуется директор  ЛКСП «Лисичанскводоканал» Владимир Кузьмин. При этом назвать сумму своей зарплаты он отказался.\

"Шаг пятый: контроль учета добычи воды"

Удивительным является то, что на фоне того, что водные предприятия требуют от своих потребителей установку, поверку, опломбирование и возможность постоянного контроля водомеров, сами эти водные коммунальные предприятия перед своими собственниками (жителями громад) эту норму никак не спешат выполнять.

 Попробуйте прийти к директору и сказать: дайте мне возможность контролировать показания на водокачках приборов учета добычи воды. В ответ вы услышите - режимный объект и т.д. А если делать это прозрачно, то можно делать пломбировку с участием СМИ, депутатов, общественников. Для контроля может стоит потратиться  и на вэб-камеры на скважинах или водозаборах.

«На предприятии приборы учета воды эксплуатируются с нарушением п.2.1.7 и п. 2.1.8 «Правил технической эксплуатации систем водоснабжения и канализации населенных пунктов Украины», утвержденных Приказом № 30 от 05.07.1995р. Государственный комитет Украины по жилищно-коммунальному хозяйству, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом №191 от 07.06.2008р. Министерства по вопросам ЖКХ Украины.

КП «Рубежанское ПУВКХ» не было предоставлено членам рабочей комиссии при проверке акты установки приборов учета воды по скважинам и протоколы их пломбирования.

Согласно данным акта НКРЭКУ № 17 от 18.04.2014р. установлено отсутствие 25 приборов учета водоснабжения на этапах подъема, очистки и транспортировки воды, 1 Прибора учета на КНС и 1 Прибора учета на сбросе очищенных сточных вод с ОС, что является нарушением п.5.1, 5.3.3, 5.3.4 «Правил технической эксплуатации систем водоснабжения и канализации населенных пунктов Украины »утвержденных Приказом № 30 от 05.07.1995р. Государственный комитет Украины по жилищно-коммунальному хозяйству, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом № 191 от 07.06.2008р. Министерства по вопросам ЖКХ.

Установленное расхождение в показателях учета объема поданной воды в сети II подъема базового года (2012г.) С показателями формы отчетности №2ТП- (водхоз) и ПОД, которая составляет до 37,3 тыс. кубометров неучтенной воды» - читаем в Отчете рабочей группы Рубежанского городского совета по рассмотрению достоверности расчетов КП «Рубежанское ПУВКХ» по тарифам на услуги централизованного водоснабжения и водоотведения

Владимир Хапчук, для Ostrovok. (Продолжение следует)

Розслідування підготоване в рамках Польсько-Канадської Програми Підтримки Демократії за підтримки Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади.