КПВВ "Станица Луганская".Мошенники под видом волонтеров и как подготовиться к переходу, чтобы не стать жертвой
Опубликовано: 4.09.2020. 11:43
На контрольных пунктах пропуска на линии разграничения «Станица Луганская» и «Новотроицкое» участились случаи мошенничества. Дельцы представляются волонтерами, предлагают за деньги «помощь» в установке приложения Дій вдома или пытаются продать пересекающим «правильные» телефоны. Свои.City разбирались, что происходит и как не стать жертвой.
Что происходит
О подставных «волонтерах» на пунктах пропуска пишут пользователи соцсетей, правозащитные организации и предупреждает Государственная пограничная служба.
Оборотливые люди пользуются неосведомленностью людей и несовершенством работы приложения Дій вдома, которое необходимо установить и активировать для прохождения через КПВВ в сторону свободной территории Украины.
Пункт пропуска в Станице Луганской
Мошенники используют следующие схемы:
- Предлагают свою помощь по установке мобильного приложения Дій вдома, но вводят некорректную информацию. Из-за чего сим-карта блокируется. Чтобы заново установить приложение, нужна новая симка. А ее можно купить у псевдоволонтеров по завышенной цене.
- Предлагают проверить, подходит ли телефон для активации приложения Дій вдома, затем утверждают, что на нем установлена старая версия Android или отсутствует 4G, а значит, мол, пройти через КПВВ не получится. Чтобы «решить» проблему, предлагают купить подходящий телефон, который «случайно» оказывается у них.
Что говорят очевидцы
Жительница Луганска Ирина рассказала Свои.City, что на таких «волонтеров» наткнулась ее соседка с сестрой, которые пытались выехать с оккупированной части Луганской области.
– Соседку не пропустили, якобы проверили телефон, сказали, что он «не прошел», мол, езжайте домой. Просили 1000 грн. Она сказала, что денег нет. Тогда эти «волонтеры» указали на ее золотые серьги. Естественно, она вернулась домой. У ее сестры проверили телефон, за это взяли 200 грн и пропустили. Кроме того, попросили еды. Она то ли с перепугу, то ли от радости вытащила свой тормозок (котлеты и картошку) и побежала в очередь на КПВВ.
На тех же аферистов натолкнулся и дедушка Ирины.
– Его развернули, указав, что у него Android 4.4, а нужен якобы не меньше 5! Хотя программу Дій вдома я ему заранее установила. Ему предлагали купить «новый» телефон с треснутым экраном, с которым он сможет пройти КПВВ. Он поверил и приехал расстроенный домой с давлением 200/120.
КПВВ в Станице Луганской
Свекровь Светланы Савушкиной на пункте пропуска в Станице Луганской также стала жертвой таких дельцов. На телефоне женщины приложение Дій вдома не активировалось. «Волонтеры» попросили 2500 грн за новый гаджет.
– Она заняла деньги у подруги, с которой ехала, и купила у перекупов телефон. Там же ей установили программу, – рассказала Светлана в комментарии Свои.City.
Купленный телефон, хоть и помог благополучно пересечь пункт пропуска, оказался не совсем удачным приобретением – «дешевка, памяти мало, нелицензированный». По словам Светланы, его батарея держит всего день, оперативная память составляет ничтожные 512 Мб, а программы на телефоне установлены российские. Реальная цена гаджета оказалась в два раза меньше, чем сумма, которую запросили перекупы.
При этом Светлана все же не называет псевдоволонтеров мошенниками.
– Скорее, это не мошенники, а парни, которые зарабатывают на людях, которые не готовы проходить посты, как положено. Мошенники – это те, кто разводит людей на деньги. Эти же предлагают услугу. Не могу их прямо обвинять, если бы не они, то наша бабушка совсем не проехала бы. На ее телефоне стоит Android 4 и программу Дій вдома он не поддерживал. Хочу просто предупредить людей, что лучше заранее купить нормальный телефон с лицензией здесь, в Украине, чем у тех парней телефон неизвестного производителя, дорого и без лицензии.
КПВВ в Станице Луганской
Правда ли, что Дій вдома может не установиться или не активироваться?
Разработчики приложения утверждают, что для приложения Дій вдома необходима версия Android 4.4 и выше или iOS 10.0 и выше. На деле это не совсем так. Приложение может установиться на телефон с Android 4.4, но затем не активироваться при пересечении КПВВ.
– Мои близкие знакомые ехали недавно с установленным заранее приложением Дій вдома. Смартфон старенький – Lenovo P70 с версией Android 4.42. Оно установилось в Луганске с вай-фая, но, когда дело дошло до активации на КПВВ, стало выдавать ошибку. Человек был в панике, потому что дома в Харькове ждали дела. К счастью, с собой был запасной еще более старый и тормозной Lenovo А5000 с 1 гигом оперативки, но на нем Android 5 версии. На него удалось скачать и установить приложение, а затем и активировать, – рассказал Свои.City журналист Александр Белокобыльский.
Приложение Дій вдома. Иллюстративное фото
Мониторы организации «Право на захист», которые работают на контрольных пунктах пропуска и регулярно помогают людям разобраться с приложением Дій вдома, подтверждают, что с телефонами все не так однозначно.
– Может быть версия 5, но приложение не установится, так как телефон по другим параметрам не подходит, а может и 4.4 – и пойдет все хорошо, – говорят в организации.
Волонтеры начали замечать, что возникают проблемы с конкретными моделями некоторых брендов.
– В основном, если телефон Lenovo и Samsung, а версия Android 4.4., тогда не установить Дій вдома, остальное – по-разному. Вот в понедельник женщина была с новым планшетом Android 7. Так приложение вообще даже не находит, не устанавливается. С планшетами тяжелее, лучше телефоны, – советуют работники «Права на захист».
Волонтеры Права на захист носят брендированные синие жилеты
А вот информация о том, что приложение нельзя активировать, если телефон не поддерживает 4G, ошибочна.
– Можно нормально активировать и с 3G, к тому же на КПВВ есть вай-фай, – говорят волонтеры.
Как подготовиться к пересечению КПВВ
- Лучше всего иметь смартфон с версией Android 5. Выгоднее купить новый телефон заранее, чем у неизвестных людей на блокпостах.
- Взять дополнительную сим-карту на случай, если приложение активируется не с первого раза.
- Скачать приложение Дій вдома до приезда на КПВВ, чтобы на месте нужно было только его активировать.
- Гражданам другой страны нужно заранее купить страховку или положить деньги на карточку, чтобы иметь возможность приобрести такую страховку онлайн.
- Не платить «волонтерам» за их услуги. Настоящие волонтеры не будут брать деньги за помощь. Не покупать у них гаджетов. Не верить на слово всему, что вам говорят.
- Не передавать неизвестным людям личные данные, не давать им в руки смартфон для активации приложения. Мошенники могут специально ввести неправильные данные, чтобы заблокировать сим-карту.
- Обращаться за помощью по активации приложения только к работникам Государственной пограничной службы, а также волонтерам проверенных организаций (к таким относятся «Восток SOS», «Донбасс SOS», «Право на захист»).
- Если вы столкнулись с мошенниками или вымогателями, следует заявить об этом в полицию Украины по номеру 102 или сообщить сотрудникам Госпогранслужбы.
Куда обратиться, если возникают проблемы при пересечении КПВВ:
«Право на захист»
Позвонить на бесплатную горячую линию: (099) 507 50 90; (068) 507 50 90; (093) 507 50 90
Написать в фейбсуке.
Лично обратиться к сотрудникам «Права на захист», которые находятся на пунктах пропуска, их можно опознать по брендированной форме с логотипом. Однако они работают только на подконтрольной Украине территории.
Госпогранслужба Украины
Позвонить на горячую линию: 0 800 218 808 (бесплатно); 1598 (для звонков с мобильного).
Служба поддержки приложения Дій вдома
Написать в телеграме, мессенджере, вайбере.
«Восток SOS»
Позвонить по номерам телефона: (068) 220 43 37, (095) 397 98 48, (093) 923 14 86
«Донбасс SOS»
Позвонить на горячую линию: 0 800 309 110
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
- Версия для печати