Гарячі новини

«Кольцо жизни» или Как боевая техника и погода «доедают» остатки дорог Луганщины

Качество автомобильных дорог  в Луганской области «хромало» еще до начала боевых действий 2014-го года, но с началом боев такие проблемы, как невозможность провести  ремонт и постоянное передвижение тяжелой военной техники, превратили и без того «дырявые» дороги в полностью уничтоженные. Страдают от этого, в первую очередь, местные жители. На сегодняшний день, как отмечают специалисты,  боевая техника и погода «доедают» остатки дорог Луганщины.

 По словам, например, жителей  20-ти-тысячного  Старобельска (Луганская обл.), подконтрольного украинской власти, если ранее сюда невозможно было ездить на личном легковом транспорте из-за  военных, то теперь  проблема перешла в иную плоскость: перед поездкой  в Старобельск владельцы личного  автотранспорта заранее подсчитывают убытки от его аммортизации. У кого же личного авто нет –  вынуждены пользоваться услугами общественного транспорта, при этом неся убытки иного характера в виде невиданных ранее  потерь личного времени и ущерба здоровью , поскольку автобусы идут вместо  «нормальных» двух-трех часов – семь-восемь. И это - в лучшем случае.

Доступ к услугам перевозчиков  также желает  много  лучшего..

«Из Сватово, Лисичанска, Северодонецка, Счастье, Станицы Луганской еще можно на чем-то уехать до трех часов дня. Но не позже. Совсем другая ситуация складывается, если ты живешь в каком-нибудь богом забытом селе. Например, Орловке, Федчино, Малохатке (Старобельский район Луганской области – прим. ред.) – отсюда   вообще нереально чем-то уехать.  Правда,в каждом селе  появилось по паре стихийных перевозчиков, которые в случае ЧП или экстренной необходимости  на своей собственной машине согласятся отвезти за определенную мзду. ( Частные автобусы здесь как правило ходят всего  пару раз в день », - рассказал Ostrovok.lg.ua переселенец, житель Старобельского района Виктор Кащенко.

Как подтверждают луганчане, что касается упомянутых райцентров, то здесь в настоящее время действительно есть прямые рейсовые маршруты на основе постоянного графика движения. Так, например, из Рубежного ходит прямой автобусный рейс в Станицу Луганскую. Автобус начинает движение из Рубежного в 5.30 утра, едет через Северодонецк и Счастье и прибывает (по словам жителей Станицы, - «если повезет» - в Станицу Луганскую около девяти часов утра. Стоимость билета – 120 гривен.

Также не должно возникнуть проблем в первую половину дня с передвижением на общественном транспорте по маршруту Кременная – Рубежное – Северодонецк - Станица-Луганская.

Автобус из Кременной отправляется два раза в день: в 6:00 и в 8:25 утра. Из Рубежного рейсовый автобус отправляется три раза в день: 6:30, 9:00 и в 11:30 утра. Из Северодонецка по направлению к Станице Луганской автобусы отправляются четыре раза в день: в 7:00, 9:30, 12:00 и 13:00.

Также четыре раза в день в обратных направлениях идут автобусы из Станицы Луганской. Время отправления – 8:30, 9.30, 11.30 и 12.30. Стоимость проезда составляет 120 гривен. Провести в такой поездке придется от трех до пяти часов.

«Раньше на блокпостах стояли долго,  сейчас ребята быстро проверяют. Не слышала, чтобы кого-то подолгу на блокпостах задерживали. Другое дело, что дорог нет. Автобус еле плетется... Ехали почти пять часов…», - говорит жительница Станицы Луганской Валентина.

Другое мнение у переселенца из Луганска Семена Кошелева: «Со Станицы до Мелового долетели за три часа. На блокпостах вообще не стояли, солдаты заходили, здоровались, спрашивали как дела и пропускали. Зависит, наверное, еще от водителя, как он с вояками общается. Хотя, машину шофер не жалел, собрал все ямы, что попадались. Денег такой «вояж со свистом» стоит 250 гривен».

Отдельная проблема – доступ населения к билетам на официальных автостанциях некоторых городов области.

Так, в Беловодске, откуда можно выехать только на проходящих из Марковки автобусах, билетов в кассе нет вообще.  Никогда. Выход только один – ждать автобус и договариваться с водителем. По словам местных жителей, чаще всего автобус напоминает «бочку с селедкой».

Стоит отметить, что проблему с доступом жителей Луганщины к услугам общественного транспорта пытаются хотя бы частично решить благотворители.

Так, международная благотворительная организация «Help Age International» с 3 февраля текущего года пустила бесплатный социальный  автобус  для пенсионеров Луганщины и лиц с ограниченными физическими возможностями.

 По состоянию на 15 февраля известно о следующих маршрутах социального транспорта: по понедельникам бесплатный рейс для стариков и инвалидов один раз идет из Северодонецка в Станицу Луганскую. Время отправления – 10.00. По средам -  «Северодонецк - Лисичанск - Горское - Попасная - Северодонецк». Отправка из Северодонецка в 08.30, из Попасной - в 11.30. По четвергам - «Северодонецк - Золотое - Северодонецк». Отправка из Северодонецка в 08.30, из Золотого в 11.30. По пятницам -  «Северодонецк - Счастье - Станица Луганская». Отправка из Северодонецка в 08.30.

Кроме того, каждую субботу и воскресенье автобус идет по маршруту «Северодонецк - Счастье - Станица Луганская - Северодонецк». Отправка из Северодонецка в 08.30, из Станицы Луганской -10.00.

Также можно заранее записаться на бесплатный рейс по телефонам: 0506712935, 0938339343, 0662196335 и 0678118784. Для осуществления беспрепятственного проезда при себе необходимо иметь документы, удостоверяющие личность и подтверждающие право на льготы.

С 25 января социальные автобусы пошли по маршрутам из Беловодска, Новолимаровки, Кононовки, Гармашовки, Евсуг и Новоалександровка Беловодского района.  (Маршрут 1: Беловодск - понедельник-пятница каждую неделю в течение действия проекта, два раза в день. Маршрут 2: Беловодск - Новолимаровка - Кононовка - Лимаровка - Гармашовка - Беловодск - среда каждой недели в течение действия проекта. Маршрут 3: Беловодск - Евсуг - Новоалександровка - Беловодск - вторник каждую неделю в течение действия проекта. Услуга проезда предоставляется бесплатно всем пассажирам с проездными отрывными талонами, которые можно получить в Беловодске в здании БТИ).

А как же связь с «большой землей»? Например, украинской части Луганской области с Харьковом? Что ж, из Станицы Луганской можно уехать на Харьков, воспользовавшись услугами частных перевозчиков.Автобусы проходят через Сватово, Старобельск, Новоайдар и Счастье. Цена услуги – от трехсот гривен или – « в зависимости от заполненности автобуса и настроения водителя».

Отметим, что по словам частного перевозчика из Рубежного Сергея, в дальнейшем цены будут расти и главная причина – несоразмерные траты на обслуживание транспорта: «Нереально за такие деньги возить, а потом ремонтировать машину». «Последние два месяца я  выхожу в ноль», - жалуется он.

Выделяет ли Украина деньги на восстановление  дорог, разбитых в результате военных действий? Как стало известно в середине февраля текущего года, Государственное агентство автомобильных дорог Украины оценило затраты на ремонт разрушенных 836-ти километров автодорог Луганщины на сумму более, чем в четыре миллиарда гривен. (За период военного конфликта в регионе было разрушено именно  836 км дорог общего пользования и более 20 объектов дорожной инфраструктуры (путепроводы, пешеходные и автомобильные мосты). А это примерно третья часть инфраструктуры, поскольку по информации пресс-службы Укравтодора, сеть автомобильных дорог общего пользования в Луганской области составляет 3 тысячи 614 километров.

«Сейчас мы имеем первоочередной перечень дорог, которые входят в так называемый маршрут «Кольцо жизни». Именно их восстановление, по твердому убеждению Георгия Туки, является необходимым для обеспечения устойчивого сообщения между мирным населением, блокпостами и зоной разграничения. «Укравтодор» понимает всю важность и необходимость этого проекта, поэтому сейчас мы ищем необходимые средства для восстановления дорог этого маршрута, как в госбюджете, так и у иностранных доноров», – заявил глава «Укравтодора» Андрей Батищев.

Кстати, губернатор Луганской области Георгий Тука недавно упоминал о немецких технологиях и возможности привлечения немецких специалистов к строительству дорог области. Однако, по его словам, подобная перспектива «нравится не всем, потому что теперь  все слишком прозрачно».

«Провел встречу с немцами, которые занимаются строительством дорог. С моей стороны и на моем уровне - полная поддержка! Возникает два вопроса: как сделать так, чтобы и вся эта армия бюрократов, которая будет задействована в проекте, тоже была «за»?Как сделать так, чтобы местные «эксперты» не вопили: «Тука пилит дороги, потому что они в два раза дороже, чем предлагают наши строители!», а поняли, что наши дают гарантию на три года (а покрытие снимается реально через год), а немцы дают гарантию на 10 лет!», - написал губернатор в своем Facebook.

По мнению Туки, предложение интересно тем, что качество немецких дорог не нуждается в рекламе, а также немцы проводят обучение украинских строителей, предоставляют технологию, сырье (примеси) и обеспечивают контроль качества. В дальнейшем все работы выполняются украинскими компаниями.

Кстати, по его же словам, в случае принятия программы, есть реальная возможность привлечения немецких банковских средств под низкие проценты. « Но это тоже далеко не всем нравится - слишком прозрачно все», - сетует Тука.

В свою очередь, сопредседатель гражданской инициативы «Правое Дело» Дмитрий Снегирев предложил губернатору альтернативную версию решения проблемы . В основе программы лежит метод  использования серобитума  по технологии, разработанной под руководством луганского ученого В. Сумского.

 Основным критерием программы «Правого Дела» является удешевление себестоимости дорожного покрытия и увеличения срока его использования. «После перемешивания полученная смесь обрабатывается органическим вяжущим элементом. В качестве последнего можно использовать жидкий битум или применять новое в науке и практике направление использования серосодержащих отходов. Его суть заключается в том, что в смеситель на минеральный материал, предварительно нагретый до температуры 160-180°С, вводят измельченные холодные отходы, содержащие большое количество тяжелой нефти производства Лисичанского нефтеперерабатывающего завода «ЛИНИК». Причем, качество полученных смесей не уступает асфальтобетонным, а с учетом осенних и зимних перепадов луганского региона, включая дожди и минусовые температуры, в результате чего асфальт рвется на куски, а предложенное вещество способно выдерживать любые нагрузки. При этом профиль и качество дорожного покрытия полностью сохраняются», - поясняет в соцсетях Снегирев.

Дескать, использование такой технологии также позволит эксплуатировать дорожное покрытие в течение десяти лет без всяких ремонтов.

«Примечательно, что реализация программы «Правого Дела» позволяет уменьшить, в отличие от немецкой, себестоимость дорожных работ в три раза, а срок экслуатации увеличить до 10-15 лет. Реализация этой программы позволит создать дополнительно 5-7 тысяч рабочих мест и уменьшить расходы бюджетных средств на ремонт дорожного покрытия. И первое и второе для Луганщины очень важно в условиях жесткого экономического кризиса.Реализация этой программы зависит только от политической воли руководства ЛОВГА, потому что не секрет, что именно ремонт дорог является одной из непрозрачных схем отмывания бюджетных средств», - поясняет активист.

Со своей стороны, правоохранители области постоянно напоминают чиновникам, что отмывание денег на ремонте и строительстве дорог остается одной из самых «востребованных» мошеннических схем. Так, Луганский облавтодор планировал потратить 294 миллиона гривен бюджетных денег на ремонт дорог на территрии подконтрольной «ЛНР». Об этом еще в конце июля 2015 года сообщал пресс-центр «Центра противодействия коррупции» на своей странице в Facebook.«Теперь из государственного бюджета на ремонт будет выделено 93 млн. гривен, вместо обещанных 387 млн., ведь большинство дорог, которые якобы собирались ремонтировать луганские облавтодорщики, находятся на оккупированной территории», - теперь отметили в ЦПК. У  проекта действиельно есть немало потивников. Так, председатель правления «Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин уже заявил: «Это банальный дерибан наших денег. Если бы журналисты не заметили проблем с тендером, то нас обокрали бы почти на 300 миллионов. Уменьшение цены договора на 75% дает понимание того, сколько воруют сегодня на дорогах». Например, в феврале текущего года Луганский облавтодор засветился еще в одном, хоть и менее масштабном скандале. По информации областной прокуратуры, частные предприниматели пытались присвоить более 21 миллиона гривен бюджетных денег.

Должностные лица частной фирмы представили в Хозсуд области договор об уступке от права требования долговых обязательств на 21 миллион гривен. Договор якобы был заключен между Луганским облавтодором и указанным обществом с целью добиться выплаты от Луганской военно-гражданской администрации. Следователи Нацполиции начали досудебное расследование. Бизнесменам грозит от пяти до 12 лет заключения с конфискацией имущества.

Глава Луганщины Георгий Тука в Facebook прокомментировал  и эту ситуацию: «Только позавчера я докладывал президенту об ужасном состоянии дел в Укравтодоре, только час назад мне доложили об определенных действиях в этой структуре, цель которых «вымыть» до 80% оборотных средств».

А пока нечистые на руку чиновники «вымывают» бюджетные средства, боевая техника и погода «доедают» остатки дорог Луганщины. И если ситуацию на трассах между областными райцентрами автомобили и пассажиры еще как-то переносят, то жители отдаленных сел в отдельных случаях рискуют жизнью. Опасность в данном случае связана с невозможностью оказания медицинской помощи. «Скорая помощь» зачастую просто не в состоянии добраться до места вызова без помощи тяжелой техники спасателей.

Так, 4 февраля спасателям пришлось оказывать помощь карете «скорой помощи» в Новоайдаре: «3 февраля 2016 в 22:05 в Службу спасения «101» поступило сообщение от медицинских работников о том, что во время движения к месту вызова карета скорой помощи застряла на автодороге в пгт Новоайдар и не могла дальше двигаться».

Ostrovok, Луганская редакция