Опубликовано: 4.08.2022. 23:05
Иногда кажется, что в жизни действительно не бывает ничего случайного.
Например, в мае 2022 года из-за второй волны переселенчества из Украины мы снова оказались в Варшаве на Dworzec Centralny (Центральный Варшавский железнодорожный вокзал), и за голубыми куполами из оргстекла знаменитого варшавського торгового центра «Злоты тераси» снова увидели профиль летящего в небе небоскреба - Дворца культуры и науки – «непрошенного» подарка от СССР, первого небоскреба, самого високого и помпезного здания города, который громко открывали в 1955 году советские правительства Москвы и Польши.
Политика, "дама" брутальная.
Кроме того, сегодня она - "такая", а завтра – "этакая".
Подлинное же произведение искусста или культуры, как бы кто ни старался, останется вне времени , вне политики и вне приговоров толпы.
Подтверждением тому - история Варшавского Дворца культуры и науки.
Музей Техники
Сегодня Дворец культуры окружили новые небоскребы. Вписался ?
По выходным здесь проводятся бесплатные концерты
Дворец Молодежи
Театр Лялька
Можно ли в культуру впускать политиков?
Вспомнилось лето 2016 года, когда 2014-й особо трагически еще никто не воспринял, а по Евросоюзу метались в ажиотаже беженцы из Украины. В это же время наша группа журналистов по грантовой польско-американской программе была приглашена слушать опыт Польши, релаксирующей в объятьях ЕС и отдыхающей от баррикад, революций и нищеты. Мы ехали на какую-то очередную встречу, и в автобусном окне впервые я увидела – что-то очень знакомое в сером мареве дня, как бы подернутое дымкой, в черно-серых бликах или затеках, шпилевое, уставшее, ажурное и ...летящее ввысь.
Это был Варшавский Дворец культуры и науки.
«Это мертвое, очень холодное и практически брошенное здание, которое невозможно прогреть зимой. Его давно не используют, и здание скорее всего снесут, следуя программе декоммунизации», - с уверенностью заявила очень патриотичная украинская гид-переводчица, которая жила в Киеве и подрабатывала в Варшаве на международных образовательных программах.
Как оказалось, сегодня этот небоскрёб – центр притяжения не только туристов столицы Польши, но и культурной жизни Варшавы.
Туристы, молодежь, родители с детьми, пенсионеры - всем находится место под его крылами, и их всех, кажется, как магнитом тянет сюда.
Это готическое здание эпохи соцреализма, с огромными «греческими» колоннами, множеством самостоятельных дворцов, террасами, портиками, балюстрадами, десятками скульптур в нишах крепостных стен, «донецкими» фонтанами представляет некий фантастический ансамбль, совместивший несовместимое. Сейчас здесь находятся четыре театра, четыре музея (в том числе музей техники), Польская академия наук [1], научные институты, Дворец молодежи [2], где учащиеся могут заниматься спортом и творчеством, бассейн (самый глубокий в Польше) и многие другие учреждения. В ночное время суток дворец подсвечивается прожекторами и выглядит сказочно.
Кроме того, в нём находятся сеть кинотеатров, рестораны, книжные магазины, выставочные пространства и самый большой в Польше Варшавский конгресс-центр.
В него входят конференционно-треннинговые залы для разного количества участников (от 20 до 3 тыс. человек), залы для организации других мероприятий, системы электронного аудиовизуального оборудования, системы синхронного перевода, услуги IT и телекоммуникационные, паркинг с наблюдением для 100 автомобилей, дополнительные услуги.На 30-м этаже здания (на высоте 114 метров) имеется свободная для посещения терраса со смотровой площадкой, откуда открывается панорама города.
Как свидетельствует справка, в здании 42 этажа, оно потребляет столько же энергии, сколько городок с 30-тысячным населением.
Дворец, как магнит, притягивает к себе туристов, подтверждает Culture.pl
Рядом с Дворцом продолжается, активно идет стройка
Одним из характерных элементов Дворца является серия аллегорических фигур, расположенных в нишах вокруг здания, созданных в стиле соцреализма. К сожалению, полувековая борьба вокруг этого памятника архитектуры, игры политиков и их брутальное поведение не способствовали вдумчивому отношению к нему. Несмотря на усилия, нам не удалось запросто выяснить имена авторов этих скульптур - надписи здесь отсутствуют. Но известно, что эти аллегории добродетелей марксизма-ленинизма создали не только советские скульпторы , но и польские.
Атланты- рабочие с книгами в одной руке и шарикоподшипником в другой, или отбойным молотком, спортсмены, поэты, музыканты.
Нашлось место азиатке и афроамериканцу. Видимо, речь идет об интернационализме
Рабочие мадонны, чей облик соединяет земное и неземное, духовное, парящее. Стремление к гармонии и высоким смыслам — мечта человеческого разума о создании совершенного общества и совершенного человека.
Как пишут польские сайты, до сих пор особые эмоции вызывает одна из этих скульптур — мужчина с книгой, на обложке которой выбиты фамилии Маркса, Энгельса и Ленина (можно без труда заметить, что фамилия Сталина затерта).О его авторе мы ничего не нашли. Может, конечно, плохо искали.
Перед главным входом (со стороны ул. Маршалковской) стоят два памятника — гранитные изваяния Адама Мицкевича и Николая Коперника. Это работы Станислава Хорно-Поплавского и Людвики Нитшовой.
Внутри Дворца находятся работы Георгия Мотовилова.
Рабочие Алины Шапошниковой, одной из наиболее выдающихся польских скульпторов второй половины XX века (1926-1973), также не подписаны. Но можно предположить, что возможно, для Шапошниковой эти ее работы стали отправной точкой творчества. Позднее она создала свой оригинальный формальный язык скульптуры, включила в свой творческий арсенал новые материалы, создавая смелые, пронзительные работы - «сталкивая форму и содержание».Позднее многие ее работы были удостоены высоких наград во Франции.
Но вот мы находим в справочнике, что Шапочников создала несколько скульптур в соцреалистической стилистике, и в середине 50-х годов ее произведения заняли свое место во Дворце культуры и науки. «Неуловимое, ничтожное мгновение, — вот единственный символ нашего земного бытия», — писала Шапошникова.(Во время оккупации Польши Шапошникова жила в Пабьянице. В 1940-1942 гг. вместе с мамой жила в местном гетто, оттуда попала в гетто в Лодзи, в концлагерь в Берген-Бельзене и в Терезине.Ее болезнь и преждевременный уход, вероятно, обусловлен и этими обстоятельствами. Алина Шапошникова обучается профессии скульптора уже после войны ).
После 1989 года, в период охлаждения отношений Польши и СССР, из главного вестибюля дворца была убрана бронзовая скульптура работы Алины Шапошниковой, изображающая двух строителей Дворца культуры — поляка и советского гражданина с флагом в руке.
Но, как сообщает Culture.pl , сегодня Варшавский Дворец культуры внесен в реестр памятников и является крупнейшим музеем монументально-декоративной скульптуры своего времени.
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ДВОРЦА КУЛЬТУРЫ.
Польская объединенная рабочая партия (ПОРП) объявила об идее Иосифа Сталина возвести посреди руин послевоенной Варшавы небоскреб высотой более 200 метров в 1951 году.Однажды главный архитектор Варшавы Юзеф Сигалин получил секретную телеграмму о предстоящем визите министра иностранных дел СССР Вячеслава Молотова. В телеграмме сообщалось, что Молотов выступит с «неожиданным» предложением построить в Варшаве небоскреб. Сигалина проинструктировали: в детали не вдаваться, высказать одобрение и не выглядеть растерянным. На следующий день во время своего визита Вячеслав Молотов «неожиданно» спросил: «А как бы вам понравилось высотное здание в Варшаве, точь-в-точь как наше?». Сигалин ответил, следуя инструкции: «ну что же, почему бы и нет?». Так было принято решение о строительстве 42-этажного колосса в центре польской столицы: здание будет построено в сталинском “готическом” стиле; главным архитектором назначен Лев Руднев, автор комплекса зданий Московского университета; строительство финансирует и осуществляет СССР; в процессе строительства будут использованы советские материалы, а для выполнения работ приглашены советские строители; польское правительство определит окончательное место строительства, а также сферу применения здания; строительные работы начнутся в середине 1952 года и продлятся 2,5-3 года.
Архитектор Лев Руднев
Здание МГУ
В замысле изначально были заложены подводные камни: идеология переплеталась с техническими и архитектурными аспектами. [3]Дворец был символом польско-советской дружбы, его должно было быть видно из любой части города, и предстояло затмить все высотные здания Варшавы. Согласно идеологической концепции, «подарок» СССР должен был стать символом совершенства социалистического общества, организации труда и революционных методов строительства. Позднее, когда политические ориентации Польши поменялись, противники социализма стали заявлять о том, что «политические и идеологические цели были очевидны: продемонстрировать всем советское господство по эту сторону железного занавеса, доказать, что советская помощь превосходит План Маршалла, и подчеркнув тем самым привилегии и статус рабочего класса».
Начиная с 1952 г. строительство велось с опережением плана, польская кинохроника снимала многочисленные документальные сюжеты, в которых строительство дворца представлялось» идеальным сотрудничеством между Советским Союзом и Польшей».
Показуха имела и свою изнанку, обусловила и трагические страницы этой истории, о которых конечно же, замалчивали: постоянная спешка повлекла за собой смерть 16 советских рабочих, были и падения с большой высоты, и раздавливание элементами конструкций.
Сегодня в Варшаве знают место, где похоронены 15 строителей дворца. Это православное кладбище в Варшавском районе Воля. Официально за ними ухаживает Правление Дворца культуры и науки, ведь, как говорят, никого из членов семей погребённых тут никогда не видели. Имеется и табличка: „Здесь лежат советские строители Дворца культуры и науки в Варшаве. Не дано им было вернуться на свою Родину, в свой дом. Мы не забудем о них”.
Жерар Филип, знаменитый французский актер, высказался о дворце так: «Маленький, но со вкусом».
21 июля1955 г Дворец был открыт для посетителей.
В 80-90-2000 годы политика усиленно и рьяно пыталась внести свои коррективы в судьбу Дворца.
Аргуменов новые политики приводили тысячи: и то, что здание «резко и брутально контрастирует с архитектурой Варшавы, возвышаясь над возрожденной столицей», и что это « символ советской оккупации», что ресурсы, использованные для его строительства, нужно было использовать для восстановления разрушенной столицы. Многие добивались сноса здания , некоторые бизнесмены хотели приобрести его в частную собственность, а тайваньские архитекторы предлагали разделить его на четыре части и перенести их в разные части Варшавы.
Группу сторонников сноса в партии «Право и Справедливость» представлял глава министерства культуры и вице-премьер Петр Глинский (Piotr Gliński). В эфире радиостанции RMF FM он признал, что идея снести высотку к столетней годовщине обретения Польшей независимости существует. Он сам этим вопросом не занимается, но не имеет ничего против такой операции, если ее проведут осмысленно, чтобы после Дворца культуры в центре города не осталось огромного котлована. К нему присоединился вице-премьер и глава министерства развития Матеуш Моравецкий (Mateusz Morawiecki). На торжественной церемонии подведения итогов двух лет работы правительства «Права и справедливости» он подчеркнул, что мечтает о сносе высотки последние 40 лет, с самого детства. Министр внутренних дел и администрации Мариуш Блащак (Mariusz Błaszczak) в беседе с Polskie Radio заявил: «Дворец культуры и науки — это символ советского доминирования, а символы играют важную роль, ведь они формируют мировоззрение, в первую очередь это касается молодежи». Заместитель министра обороны Бартош Ковнацкий (Bartosz Kownacki) вызвался руководить операцией и сразу же обрисовал в эфире Radio ZET план: он вызывает военных, а те взрывают здание. Вице-спикер Сейма Рышард Терлецкий (Ryszard Terlecki) добавил, что высотка… «угрожает здоровью граждан». «Она построена из асбеста, счетчики Гейгера рядом с этим зданием сходят с ума». На это Рышард Марковский (Ryszard Markowski), который отвечал за техническое состояние Дворца, парировал: «Мы регулярно проверяем здание, и хотя асбест при строительстве использовался, здоровью оно не угрожает. О том, что вокруг высотки кружат люди со счетчиками Гейгера, я не слышал. Не знаю, откуда у вице-спикера Сейма такая информация». И все же особые энтузиасты продолжали думать, насколько реально взорвать Дворец? «Это мощная конструкция, облицованная керамическими панелями. Разрушить ее при помощи взрывчатых веществ будет очень сложно, — полкие журналисты цитировали Марковоского: « Взорвать, конечно, можно что угодно, даже земной шар. Вопрос только — зачем?»
Польские СМИ утверждали, что вдохновителем группы сторонников сноса стал Ян Петжак (Jan Pietrzak) — бард правых сил и певец «перемен к лучшему». «Он ходил с этой темой по СМИ, все началось с него»
(Петжак — влиятельная персона в кругах партии Ярослава Качиньского (Jarosław Kaczyński. Канал TVP даже устроил бенефис сатирика в Ополе. Параллельно п.Петжак предлагал поставить на Висле такую арку, чтобы она стала новым символом Варшавы, который затмит Дворец культуры. «До сих пор нами управляли элиты, которые чтили память Сталина, — объяснял сатирик на канале TVP Info. — Кому-то было важно, чтобы над Варшавой возвышался сталинский дворец». «Представили себе, чтобы в той же старой Европе да снесли бы здания кому-то неугодные как память о былых тиранах и королях...И чтобы осталось бы ?», - возмущалась часть журналистов.
И все же спорное здание получило охранный статус благодаря «Праву и Справедливости», - Не все представители правящей партии поддерживают нападки на варшавскую высотку. Некоторые начали заявлять, что «эта тема служит для отвлечения внимания».
И все же, тему сноса здания продолжали поднимать в партии Качиньского регулярно.
«Хотя уже в 2007 году Дворец культуры и науки внесли в реестр архитектурных памятников, однако, прежде чем это произошло, его вопросом успели заняться многие высокопоставленные чиновники из «Права и Справедливости». Воевода Войчех Домбровский (Wojciech Dąbrowski) пытался заблокировать внесение здания в реестр памятников, а его преемник Яцек Сасин (Jacek Sasin) занимался поиском связанных с Дворцом компрометирующих документов»,- сообщает сайт
Проблемы у высотки возникали и в 2012г. Внимание влиятельного члена Городского совета Варшавы Мачея Мачеёвского (Maciej Maciejowski) в 2012 году привлекла надпись на одной из скульптур в Зале конгрессов. На книге, которую держал в руках рабочий, были выбиты фамилии Маркса, Энгельса и Ленина. «Это создатели теоретической базы коммунистической идеологии и кровавый преступник, ее олицетворявший. Администрация Дворца, демонстрируя в публичном пространстве вышеуказанную скульптуру, совершает деяние, которое можно квалифицировать как противозаконное», — писал он.
Однако фамилии с книги убирать все же не стали.
Эта история , вероятно, могла бы быть поучительной и для Украины.
В Украине сегодня идет безпрецедентная геополитическая война , которая поставила тысячу «неудобных вопросов» не только перед Украиной, а и перед всем миром. На многие из них нет ответа, а власть озабочена вопросом:«виноват» ли Пушкин или Лев Толстой, или Чайковский с Михаилом Булгаковым в геополитической войне . Нужно ли разрушить их памятники, избавиться от учебников зарубежных классиков в переводе на русский, хотя украинские переводы пока отсутствуют. Многие преподаватели жалуються, что это прерывает, делает ущербным, некачественным или вообще невозможным учебный процесс в украинских ВУЗах . Все это способствует оттоку из разбитой войной страны студентов, преподаателей, ученых….
Таким образом из страны и вытекают мозги.
В стране, расколотой политиками, одурманенной ими же, идет распад социальной ткани, когда в отчаянии люди бросаются в крайности.
«Наше Министерство культуры порой борется с Украиной и ее культурно-историческим наследием, - говорит украинский политик и блогер Михаил Бужанский. – Вся борьба сводится к каким-то ограничениям для Украины и украинцев. Украинские чиновники уже не в первый раз накладывают запреты на что-либо, но подобные шаги каждый раз, и этот случай не исключение, вызывают массу негативных реакций у украинцев, которые не настроены также радикально. Более того, некоторые эксперты прогнозируют, что со временем эти запреты могут вызвать только повышенный интерес к запрещаемому.
Представители науки и культуры взывают: более эффективным был бы иной подход – продемонстрировать, что Украина является носителем всех прогрессивных тенденций в историческом культурном наследии. В этом отношении опыт Польши, вероятно, может иметь для Украины определенное значение.
Наталия Кононова, East\West.ostrovok [4]
ФОТО автора
Ссылки:
[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9
[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D1%91%D0%B6%D0%B8_(%D0%92%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B0%D0%B2%D0%B0)
[3] https://zen.yandex.ru/media/id/5e3d7620df9304340b25db97/varshavskii-pekin--istoriia-legendy-i-realnost-60983fbf55f6b84138a32fee
[4] http://www.ostrovok.lg.ua/node/48962/edit