Гарячі новини

«Параллели». Дамоклов меч над Варшавским Дворцом культуры: как жизнь расставила точки над «і»

Иногда кажется, что в жизни действительно  не бывает ничего случайного.

Например, в  мае 2022 года из-за второй волны переселенчества из Украины мы снова  оказались в Варшаве на Dworzec Centralny (Центральный Варшавский железнодорожный вокзал), и за голубыми  куполами из оргстекла  знаменитого варшавського торгового центра «Злоты тераси» снова увидели профиль летящего в небе небоскреба - Дворца культуры и науки – «непрошенного» подарка от СССР, первого небоскреба, самого високого и помпезного здания города, который громко открывали в 1955 году советские правительства Москвы и Польши.

Политика, "дама" брутальная.

Кроме того, сегодня она -  "такая", а завтра –  "этакая".

Подлинное же произведение искусста или культуры, как бы кто ни старался, останется вне времени , вне политики и вне приговоров толпы.  

Подтверждением тому - история Варшавского Дворца культуры и науки.

Музей Техники

Сегодня Дворец культуры окружили новые небоскребы. Вписался ?

По выходным  здесь проводятся бесплатные концерты

Дворец Молодежи

Театр Лялька

Можно ли в культуру впускать политиков?

Вспомнилось лето  2016 года, когда 2014-й особо трагически еще никто не воспринял, а по Евросоюзу метались в ажиотаже беженцы из Украины. В это же время наша группа журналистов по грантовой польско-американской программе была приглашена слушать опыт Польши, релаксирующей в объятьях ЕС и отдыхающей от  баррикад, революций и нищеты. Мы ехали на какую-то очередную встречу, и в автобусном окне впервые я увидела – что-то очень знакомое в сером мареве дня, как бы подернутое дымкой, в черно-серых бликах или затеках, шпилевое, уставшее, ажурное и ...летящее ввысь.

Это был Варшавский Дворец культуры  и науки.

«Это мертвое, очень холодное и практически брошенное здание, которое невозможно прогреть зимой. Его давно не используют, и здание скорее всего снесут, следуя программе декоммунизации», - с уверенностью заявила очень  патриотичная украинская гид-переводчица, которая жила в Киеве и подрабатывала в Варшаве на международных образовательных программах.

Как оказалось, сегодня этот небоскрёб – центр притяжения не только туристов столицы Польши, но и культурной жизни Варшавы.

Туристы, молодежь, родители с детьми, пенсионеры  - всем находится место под его крылами, и их всех, кажется, как магнитом тянет сюда.

 

Это готическое здание эпохи соцреализма, с огромными «греческими» колоннами, множеством самостоятельных дворцов, террасами, портиками, балюстрадами, десятками скульптур в нишах крепостных стен, «донецкими» фонтанами представляет некий  фантастический ансамбль, совместивший несовместимое. Сейчас здесь находятся четыре театра, четыре музея (в том числе музей техники), Польская академия наук, научные институты, Дворец молодежи, где учащиеся могут заниматься спортом и творчеством, бассейн (самый глубокий в Польше) и многие другие учреждения. В ночное время суток дворец подсвечивается прожекторами и выглядит сказочно.

Кроме того, в нём находятся сеть кинотеатров, рестораны, книжные магазины, выставочные пространства и самый большой в Польше Варшавский конгресс-центр.

В него входят  конференционно-треннинговые залы для разного количества участников (от 20 до 3 тыс. человек), залы для организации других мероприятий, системы электронного аудиовизуального оборудования, системы синхронного перевода, услуги IT и телекоммуникационные, паркинг с наблюдением для 100 автомобилей, дополнительные услуги.На 30-м этаже здания (на высоте 114 метров) имеется свободная для посещения терраса со смотровой площадкой, откуда открывается панорама города.

Как свидетельствует справка, в здании 42 этажа, оно потребляет столько же энергии, сколько городок с 30-тысячным населением.

 Дворец, как магнит, притягивает к себе туристов, подтверждает Culture.pl

Рядом с Дворцом продолжается, активно идет стройка

Одним из характерных элементов Дворца является серия аллегорических фигур, расположенных в нишах вокруг здания, созданных в стиле соцреализма. К сожалению, полувековая борьба вокруг этого памятника архитектуры, игры политиков  и их брутальное поведение не способствовали вдумчивому отношению  к нему. Несмотря на усилия, нам не удалось запросто выяснить имена авторов этих скульптур - надписи здесь отсутствуют. Но известно, что эти аллегории добродетелей марксизма-ленинизма создали не только советские скульпторы , но и польские.

Атланты- рабочие с книгами в одной руке и шарикоподшипником в другой, или отбойным молотком, спортсмены, поэты, музыканты.

Нашлось место азиатке и афроамериканцу. Видимо, речь идет об интернационализме

Рабочие мадонны, чей облик соединяет земное и неземное, духовное, парящее. Стремление к гармонии и высоким смыслам — мечта человеческого разума о создании совершенного общества и совершенного человека.

 Как пишут польские сайты, до сих пор особые эмоции вызывает одна из этих скульптур — мужчина с книгой, на обложке которой выбиты фамилии Маркса, Энгельса и Ленина (можно без труда заметить, что фамилия Сталина затерта).О его авторе  мы ничего не нашли. Может, конечно, плохо искали.

Перед главным входом (со стороны ул. Маршалковской) стоят два памятника — гранитные изваяния Адама Мицкевича и Николая Коперника. Это  работы Станислава Хорно-Поплавского и Людвики Нитшовой.

 Внутри Дворца находятся  работы Георгия  Мотовилова.

Рабочие Алины Шапошниковой, одной из наиболее выдающихся польских скульпторов второй половины XX века (1926-1973), также не подписаны. Но можно предположить, что  возможно, для Шапошниковой эти ее работы  стали отправной точкой творчества. Позднее она создала свой оригинальный формальный язык скульптуры, включила в свой творческий арсенал новые материалы, создавая смелые, пронзительные работы - «сталкивая форму и содержание».Позднее многие ее работы были удостоены высоких наград во Франции.

Но вот мы находим в справочнике, что Шапочников  создала несколько скульптур в соцреалистической стилистике, и в  середине 50-х годов ее произведения заняли свое место во Дворце культуры и науки. «Неуловимое, ничтожное мгновение, — вот единственный символ нашего земного бытия», — писала Шапошникова.(Во время оккупации Польши Шапошникова жила в Пабьянице. В 1940-1942 гг. вместе с мамой жила в местном гетто, оттуда попала в гетто в Лодзи,  в концлагерь в Берген-Бельзене и в Терезине.Ее болезнь и преждевременный уход, вероятно, обусловлен и этими обстоятельствами. Алина Шапошникова обучается профессии скульптора уже после войны ).

После 1989 года, в период охлаждения отношений Польши и СССР, из главного вестибюля дворца была убрана бронзовая скульптура работы Алины Шапошниковой, изображающая двух строителей Дворца культуры — поляка и советского гражданина с флагом в руке. 

Но, как сообщает Culture.pl , сегодня Варшавский Дворец культуры внесен в реестр памятников и является крупнейшим музеем монументально-декоративной скульптуры своего времени.

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ДВОРЦА КУЛЬТУРЫ.

 Польская объединенная рабочая партия (ПОРП) объявила об идее Иосифа Сталина возвести посреди руин послевоенной Варшавы небоскреб высотой более 200 метров в 1951 году.Однажды главный архитектор Варшавы Юзеф Сигалин  получил секретную телеграмму о предстоящем визите министра иностранных дел СССР Вячеслава Молотова. В телеграмме сообщалось, что Молотов выступит с «неожиданным» предложением построить в Варшаве небоскреб. Сигалина проинструктировали: в детали не вдаваться, высказать одобрение и не выглядеть растерянным. На следующий день во время своего визита Вячеслав Молотов «неожиданно» спросил: «А как бы вам понравилось высотное здание в Варшаве, точь-в-точь как наше?». Сигалин ответил, следуя инструкции: «ну что же, почему бы и нет?». Так было принято решение о строительстве 42-этажного колосса в центре польской столицы: здание будет построено в сталинском “готическом” стиле; главным архитектором назначен Лев Руднев, автор комплекса зданий Московского университета; строительство финансирует и осуществляет СССР; в процессе строительства будут использованы советские материалы, а для выполнения работ приглашены советские строители; польское правительство определит окончательное место строительства, а также сферу применения здания; строительные работы начнутся в середине 1952 года и продлятся 2,5-3 года.

Архитектор Лев Руднев

Здание МГУ

В  замысле изначально были заложены подводные камни: идеология переплеталась с техническими и архитектурными аспектами. Дворец был символом польско-советской дружбы, его должно было быть видно из любой части города, и предстояло затмить  все высотные здания Варшавы. Согласно идеологической концепции, «подарок» СССР должен был стать символом  совершенства социалистического общества, организации труда и революционных методов строительства. Позднее, когда политические ориентации Польши поменялись, противники социализма стали заявлять о  том, что «политические и идеологические цели были очевидны: продемонстрировать всем советское господство по эту сторону железного занавеса, доказать, что советская помощь превосходит План Маршалла, и подчеркнув тем самым привилегии и статус рабочего класса».

Начиная с 1952 г. строительство велось с опережением плана, польская кинохроника снимала многочисленные документальные сюжеты, в которых строительство дворца представлялось» идеальным сотрудничеством между Советским Союзом и Польшей».

Показуха имела и свою изнанку, обусловила и трагические страницы этой истории, о которых конечно же, замалчивали: постоянная спешка повлекла за собой смерть 16 советских рабочих, были и падения с большой высоты, и раздавливание элементами конструкций.

Сегодня в Варшаве знают место, где похоронены 15 строителей дворца. Это православное кладбище в Варшавском районе Воля. Официально за ними ухаживает Правление Дворца культуры и науки, ведь, как говорят,  никого из членов семей погребённых тут никогда не видели. Имеется и табличка: „Здесь лежат советские строители Дворца культуры и науки в Варшаве. Не дано им было вернуться на свою Родину, в свой дом. Мы не забудем о них”.

 Жерар Филип, знаменитый французский актер, высказался о дворце так: «Маленький, но со вкусом».

21 июля1955 г Дворец был открыт для посетителей.

В 80-90-2000 годы политика усиленно и рьяно пыталась внести свои коррективы в судьбу Дворца.

Аргуменов новые политики приводили тысячи: и то, что здание «резко и брутально контрастирует с архитектурой Варшавы, возвышаясь над возрожденной столицей», и что это « символ советской оккупации», что ресурсы, использованные для его строительства, нужно было использовать для восстановления разрушенной столицы.  Многие добивались сноса здания , некоторые бизнесмены хотели приобрести его в частную собственность,  а тайваньские архитекторы предлагали разделить его на четыре части и перенести их в разные части Варшавы.

Группу сторонников сноса в партии «Право и Справедливость» представлял глава министерства культуры и вице-премьер Петр Глинский (Piotr Gliński). В эфире радиостанции RMF FM он признал, что идея снести высотку к столетней годовщине обретения Польшей независимости существует. Он сам этим вопросом не занимается, но не имеет ничего против такой операции, если ее проведут осмысленно, чтобы после Дворца культуры в центре города не осталось огромного котлована. К нему присоединился вице-премьер и глава министерства развития Матеуш Моравецкий (Mateusz Morawiecki). На торжественной церемонии подведения итогов двух лет работы правительства «Права и справедливости» он подчеркнул, что мечтает о сносе высотки последние 40 лет, с самого детства. Министр внутренних дел и администрации Мариуш Блащак (Mariusz Błaszczak) в беседе с Polskie Radio заявил: «Дворец культуры и науки — это символ советского доминирования, а символы играют важную роль, ведь они формируют мировоззрение, в первую очередь это касается молодежи». Заместитель министра обороны Бартош Ковнацкий (Bartosz Kownacki) вызвался руководить операцией и сразу же обрисовал в эфире Radio ZET план: он вызывает военных, а те взрывают здание. Вице-спикер Сейма Рышард Терлецкий (Ryszard Terlecki) добавил, что высотка… «угрожает здоровью граждан». «Она построена из асбеста, счетчики Гейгера рядом с этим зданием сходят с ума». На это Рышард Марковский (Ryszard Markowski), который отвечал за техническое состояние Дворца, парировал: «Мы регулярно проверяем здание, и хотя асбест при строительстве использовался, здоровью оно не угрожает. О том, что вокруг высотки кружат люди со счетчиками Гейгера, я не слышал. Не знаю, откуда у вице-спикера Сейма такая информация». И все же особые энтузиасты продолжали думать, насколько реально взорвать Дворец? «Это мощная конструкция, облицованная керамическими панелями. Разрушить ее при помощи взрывчатых веществ будет очень сложно, — полкие журналисты цитировали Марковоского: « Взорвать, конечно, можно что угодно, даже земной шар. Вопрос только — зачем?»

Польские СМИ утверждали, что вдохновителем группы сторонников сноса стал Ян Петжак (Jan Pietrzak) — бард правых сил и певец «перемен к лучшему». «Он ходил с этой темой по СМИ, все началось с него»
(Петжак — влиятельная персона в кругах партии Ярослава Качиньского (Jarosław Kaczyński. Канал TVP даже устроил бенефис сатирика в Ополе. Параллельно п.Петжак предлагал поставить  на Висле такую арку, чтобы она стала новым символом Варшавы, который затмит Дворец культуры. «До сих пор нами управляли элиты, которые чтили память Сталина, — объяснял сатирик на канале TVP Info. — Кому-то было важно, чтобы над Варшавой возвышался сталинский дворец». «Представили себе, чтобы в той же старой Европе да снесли бы здания кому-то неугодные как память о былых тиранах и королях...И чтобы осталось бы ?», - возмущалась часть журналистов.

И все же спорное здание получило охранный статус благодаря «Праву и Справедливости», - Не все представители правящей партии поддерживают нападки на варшавскую высотку. Некоторые начали заявлять, что «эта тема служит для отвлечения внимания».                                                                                 

И все же, тему сноса здания продолжали  поднимать в партии Качиньского регулярно.

«Хотя уже в 2007 году Дворец культуры и науки внесли в реестр архитектурных памятников, однако, прежде чем это произошло, его вопросом успели заняться многие высокопоставленные чиновники из «Права и Справедливости». Воевода Войчех Домбровский (Wojciech Dąbrowski) пытался заблокировать внесение здания в реестр памятников, а его преемник Яцек Сасин (Jacek Sasin) занимался поиском связанных с Дворцом компрометирующих документов»,- сообщает сайт

Проблемы у высотки возникали и в 2012г. Внимание влиятельного члена Городского совета Варшавы Мачея Мачеёвского (Maciej Maciejowski) в 2012 году привлекла надпись на одной из скульптур в Зале конгрессов. На книге, которую держал в руках рабочий, были выбиты фамилии Маркса, Энгельса и Ленина. «Это создатели теоретической базы коммунистической идеологии и кровавый преступник, ее олицетворявший. Администрация Дворца, демонстрируя в публичном пространстве вышеуказанную скульптуру, совершает деяние, которое можно квалифицировать как противозаконное», — писал он.

 Однако фамилии с книги убирать все же не стали.

Эта история , вероятно, могла бы быть поучительной и для Украины.

В Украине сегодня идет безпрецедентная  геополитическая война , которая поставила тысячу «неудобных вопросов» не только перед Украиной, а и перед всем миром. На многие из них нет ответа, а власть  озабочена вопросом:«виноват» ли Пушкин или Лев Толстой, или Чайковский с Михаилом  Булгаковым в геополитической войне . Нужно ли разрушить их памятники,  избавиться  от  учебников зарубежных классиков в переводе на русский, хотя украинские переводы пока отсутствуют. Многие преподаватели жалуються, что это прерывает, делает ущербным, некачественным или вообще невозможным  учебный процесс в украинских ВУЗах . Все это  способствует оттоку из разбитой войной страны студентов, преподаателей, ученых….

Таким образом  из страны  и вытекают мозги.

В стране, расколотой политиками, одурманенной ими же, идет распад социальной ткани, когда в отчаянии люди бросаются в крайности.

«Наше Министерство культуры  порой борется с Украиной и ее культурно-историческим наследием, - говорит украинский политик  и блогер Михаил Бужанский. – Вся борьба сводится к каким-то ограничениям для Украины и украинцев. Украинские чиновники уже не в первый раз накладывают запреты на что-либо, но подобные шаги каждый раз, и этот случай не исключение, вызывают массу негативных реакций у украинцев, которые не настроены также радикально. Более того, некоторые эксперты прогнозируют, что со временем эти запреты могут вызвать только повышенный интерес к запрещаемому.

Представители науки и культуры взывают: более эффективным был бы иной подход – продемонстрировать, что Украина является  носителем всех прогрессивных тенденций в историческом культурном наследии. В этом отношении опыт Польши, вероятно, может иметь для Украины определенное значение.

Наталия Кононова, East\West.ostrovok

ФОТО автора