Абсурдная жестокость на Донбассе (часть 2)
Опубликовано: 7.09.2014. 13:04

Война в Донбассе отличается абсурдной жестокостью. Люди гибнут в квартирах, на балконах, во дворах домов, на улицах. Гибнут, не будучи участниками военных действий. Эта жестокость пронизала пространство Интернета. На странице в Facebok размещен «детский рисунок»: танк с российским триколором наехал на человеческую фигурку, зажимающую в руке украинский флажок. Из фигурки брызжет кровь. Преподаватель университета опубликовал этот рисунок во время боев за Славянск. Сам он активно выступал за тех, кто разъезжал по Донбассу на танках с триколором. И не важно, как бы он ответил на сакраментальный вопрос: а был ли мальчик? Реальная жестокость готовилась жестокой информационной войной.
Тему происхождения запредельной жестокости во время войны в Донбассе готов комментировать и доктор педагогических наук, профессор Восточноукраинского университета имени Владимира Даля (Луганск)Сейфулла Рашидов. Он обратил внимание на роль некоторых структур гражданского общества Российской Федерации в продуцировании и распространении идеологии ненависти в Украине. Это, дескать, стало одним из факторов сбоя гражданского чувства у жителей Донбасса. «Деятельность российских институтов гражданского общества (СМИ, религиозных организаций в лице Московского Патриархата, казачества, некоторых политических партий и т. д.) по отношению к Украине стала дополнительным фактором формирования агрессивных настроений в обществе.
Идентичность русских в Украине подпитывалась некими символами, актуализирующими российскую государственную идентичность: «святая Русь», Отечество (под которым подразумевают Россию и Украину), «Россия-Матушка», русский мир, славяне, казачество, Новороссия, православие (породившее со временем «Русскую православную армию»). Цель - сплотить русских и мобилизовать их на коллективные действия со всеми, кто против России. А поскольку украинцы за европейские ценности, за права человека, за демократию, ЕС, то нужно их ненавидеть: все это враждебно России и соответственно враждебно тем, кто, будучи гражданами Украины(?) идентифицируют себя с российской государственностью.
Только два примера. Вспоминается еще, как в свое время в украинских библиотеках в массовом порядке открывались громадные залы «Русского мира», а в России в это время под предлогом распространения идей украинского национализма закрывались центры украинской культуры. На открытии храма Московского патриархата в Луганске 24 августа 2013 г (!) присутствовали депутаты Верховной Рады Украины, руководство области и города. В то же время, месяцем ранее, на открытии храма Киевского патриархата никого из руководства ни области, ни города не было, но при этом протестовали против открытия представители партии «Киевская Русь», «Донское казачество» и прихожане православных церквей Московского патриархата, отождествляющие Киевский патриархат с бандеровцами и пропагандой украинского национализма
Менее чем через год они же будут участниками захвата украинских административных учреждений и вместо украинского флага и украинского герба на этих здания будут висеть православные, казаческие, коммунистические, святой Руси и прочие флаги. Многие уже, наверное, забыли с чего все началось. Началось все с лозунгов «русских в Крыму обижают». Всем доподлинно известно, что ни одного русского в Крыму пальцем даже никто не трогал. А сегодня мы являемся свидетели жестокого насилия в Украине русских по отношению к русским и не только.
Мы имеем целые комбинации и варианты межэтнического насилия. Гуманитарная агрессия по отношению к Украине со стороны российских институтов гражданского общества в экстремальных условиях мгновенно трансформировалась в физическое и военное насилие (надписи «за святую Русь» теперь уже на снарядах системы «Град»).
Прокремлевский политтехнолог С. Кургинян в своих выступлениях убеждает общественность в том, что именно российские институты гражданского общества поставляют в Украину людей, вооружение, тяжелую технику, а не государство.
Собственно говоря, значительная часть российского общества была готова ненавидеть украинцев, т. е. благодатная почва для украинофобии была уже заведомо подготовлена. В соответствующий момент это легко проявилось. Поясню. Дело в том, что где-то с начала 2000-х годов российская государственная машина стала усиленно заниматься американофобией. А поскольку для россиян Майдан и новое киевское правительство - это дело рук США, то украинцев нужно также люто ненавидеть как и американцев. При том, все, что связано с Россией подается в позитивных понятиях: святая Русь, по словам Патриарха Кирилла - это немеркнущий идеал, а, по мнению протодьякона А. Кураева, жертвы и конфликт на Украине может оказаться благодеянием. А если речь идет о Западе или об Украине (а украинцы стали прихвостнями Европы и США, т. е. предали Россию), то обязательно следует негативная категоризация и оценка. К примеру, на Майдане были не революционеры, а бандеровцы и фашисты. И очень жаль, что голос российского гражданского общества приглушили кремлевские СМИ и впредь подогревающие агрессивные настроения как в России, так и на Украине».
Татьяна Иванова, кандидат психологических наук, доцент кафедры философии, политологии и инновационных социальных технологийСумского государственного университета считает, что Россия, объявив себя преемницей СССР, унаследовала и многие стереотипы советского сознания, опасные в современном мире: «…Определенный уровень общественного сознания, модели поведения, особенности семейного воспитания могут являться факторами, которые будут воспроизводить и стимулировать различные формы жестокого поведения. Однако, следует указать еще на один, более глубинный уровень, из которого и произрастают различные формы жестокого поведения. Речь идет об архетипах. Архетипыпредставляют собой первичные схемы образов, воспроизводимые бессознательно и априорно формирующие не только активность воображения, но и влияющие на поведение. Говоря словами Юнга,архетипы имеют не содержательную, но исключительно формальную характеристику, да и ту лишь в весьма ограниченном виде. Содержательную характеристику первообраз получает лишь тогда, когда он проникает в сознание и при этом наполняется материалом сознательного опыта.
Когда произошла Октябрьская революция, «мир насилья» (говоря словами песни) был действительно разрушен. Пришедшие к власти люди действовали достаточно эффективно, если говорить о разрушении идентичности народа – запрет религии, переселение огромных масс народа, уничтожение интеллигенции, создание рабоче-крестьянской культуры – это и еще многое другое стало звеньями создания, как писали тогда – «новой общности – советского народа». Заодно происходила замена содержания архетипов. Такие понятия как честь, достоинство, ценность личности, интеллигентность и другие стали успешно заменяться революционной целесообразностью, жертвенностью во имя революции, идеалом борьбы (фактически, со всем миром), гигантоманией и т. д.
Ценность отдельной личности уходила даже не на задний план, а уходила вообще. Если поворачивать русла рек, загонять несогласных в Гулаг или просто в психушки, грезить победой коммунизма на Земном шаре, то переживания бабушки, которую переселяют из родного дома в связи со строительством очередной плотины никого особенно не взволнуют, а уж погибшие зайцы или ежики на этой же территории вообще вызывают смех и желание пошутить.
Произошла трагичная замена содержания архетипов, которая яростно насаждалась в обществе, через фильмы, книги, новую мифологию и т.д. Вчитайтесь в уже знакомые произведения. Неужели у вас все еще вызывает симпатию эмоционально-неустойчивая Анна Каренина, бросившая своего ребенка ради сомнительных сексуальных утех? И вы все еще плохо относитесь к ее мужу? А культовая картина «Ирония судьбы, или С легким паром»? Вся страна очень сочувствовала алкоголику (кстати, хирургу, который напивается до стадии абсолютной невменяемости) и потешалась над Ипполитом.
Не хочу впадать в ханжество, и очень уважаю талантливых режиссеров, актеров, писателей, но согласитесь – ничто не появляется из пустоты. Ребенок появляется через девять месяцев, саженцу яблони нужен хотя бы год, чтобы дать плоды. Жестокость взращивалась и любовно культивировалась в Советском Союзе десятками лет, и теперь мы пожинает ее плоды. В сталинский период культивировалась неприкрытая агрессия и садизм, а в брежневский период выросла еще одна сторона жестокости – безразличие. Посмотрите советские фильмы, почитайте советские книги без предубеждения, без шор, без воспоминаний о собственной юности – вы увидите прославление бессмысленной жертвенности, неэффективности, жестокости к инородцам и другие малоприятные вещи.
В республиках бывшего СССР происходило замещение архетипов также, но республики были немного дальше от всевидящего ока Центра. Кроме того, у них сохранялся свой язык, включающий несколько иные ментальные конструкции, что препятствовало быстрому изменению общественного сознания. К сожалению, в самой России процесс замещения архетипов происходил достаточно эффективно.
Когда Советский Союз распался, Российская Федерация выступила, своего рода, преемницей Советского Союза, впитав все элементы прошлого. На Красной площади продолжает жить Ленин, а его копии остались на всей территории России, процветает ностальгия по СССР, в том числе и по Сталину.
Архетипы жестокости, успешно сформированные за годы Советской власти, стали неизбежной частью уже российского общества. К сожалению, эти архетипы являются достаточно агрессивными не только по отношению к окружающим Россию «инородцам», но и к самим их носителям. Если посмотреть на ужасающую статистику причин смертности в России (самоубийства, алкогольные психозы, убийства), становится ясно, что российское общество очень больно, и оно умирает. И на этом фоне жестокое отношение к другим народам является вполне логичным продолжением отношения к самим себе, в основе которого лежит не только полное пренебрежение ценностью Личности, но и отрицание возможности собственного существования вообще».
По наблюдениям Татьяны Ивановой, различие поведенческих стереотипов, ощущается россиянами, попавшими в Украину: «Прошлым летом к нам приезжала знакомая из Питера – девушка 19 лет. Следует заметить, что она впервые была в Украине. Из всех ее оценок нашей украинской действительности хотелось бы выделить несколько, которые относятся к теме настоящего разговора. Аню (так ее зовут) очень удивила вежливость окружающих. Она с восторгом рассказывала, что случайно задела пожилую женщину, а та, вместо замечаний или скандала, сама извинилась. Еще Аню удивляло поведение наших людей в киевском метро – они придерживали (!) двери, чтобы легче было пройти тем, кто идет за ними. И так далее, список ее откровений относительно наших украинских реалий можно множить.
Разумеется, я далека от мысли противопоставления «белых и пушистых» украинцев «грубым и невоспитанным» россиянам. Разные люди живут по обе стороны границы и ориентация на противопоставление способна лишь сформировать дополнительный виток негативизма, но никак не стать конструктивным путем налаживания диалога.
Тем не менее, события происходящие уже на протяжении многих месяцев, указывают на существование достаточно больших различий коллективной идентичности и ее поведенческой представленности у украинцев и россиян. Понятно, данное утверждение имеет большое число репрезентаций и его обоснование требует огромного количества как времени, так и фактической информации, поэтому хотелось бы сузить заявленную тему различий до анализа одного явления, о котором упоминалось выше».
Алесксандр Костомаров, ОстроВ г.Луганск (Окончание следует)
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Версия для печати