Гарячі новини

"Культ убитого вождя". Расстрел румынского диктатора Чаушеску и его супруги

Расстрел румынского дикторора Чаушеску и его супруги  до сих пор вызывает необнозначную оценку правозащитников,  акция была осуждена многими международными организациями за нарушение прав человека и отсутствие справедливого процесса.

Вот почему это происходит, анализирует сайт Социал-демократической партии.

25 декабря 1989 года был расстрелян румынский диктатор Никулае Чаушеску и его жена Елена. Суд перед казнью прошел стремительно в условиях повышенной напряженности и напоминал показательное представление. По его итогам супруги Чаушеску были приговорены к смертной казни по обвинению в государственной измене, геноциде и убийстве, а также в других преступлениях.

Суду предшествовали протесты, и поскольку Секуритате на момент заседание продолжало вооруженное сопротивление, был риск того, что они смогут освободить чету Чаушеску из-под стражи.

Поэтому, несмотря на то, что на обжалование приговора стороне защиты было выделено 10 дней, расстрел произвели сразу же после суда.

Гибель Чаушеску и его супруги была осуждена многими международными организациями за нарушение прав человека и отсутствие справедливого процесса.

Исторические обстоятельства этого суда до сих пор остаются предметом обсуждения и дискуссий относительно фальсификации судебного заседания.

В частности, не выдержав давления из-за участия в процессе и казни, в марте 1990 года застрелился председатель того самого заседания Джику Попа. А один из солдат, участвовавший в казни, позднее заявил, что трибунал был абсолютно постановочным — судьба Чаушеску была предопределена еще до оглашения приговора. Помимо нарушений процесса и самого факта смертной казни, может сформироваться культ мученичества убитого и мифологизация его жизни.

Мученичество, изначально христианский термин, в современном мире приобрело и иные социокультурные черты, в частности страдание за идею. Оно может означать не только страдание, но и борьбу за идеалы справедливости, свободы и гуманизма.

Чаушеску не боролся за справедливость и благополучие румынского народа, однако он оставался верен своим взглядам до конца, даже непосредственно перед казнью.

Неудивительно, что спустя десятки лет после казни, в Румынии есть культ убитого вождя. В 2010 году, по данным опросов института IRES, 41% румын выбрали бы Чаушеску главой государства. В 2016 таковых насчитывалось уже 63%. Аналогично, в 2015 году 47% опрошенных положительно отзывались о правлении Чаушеску. А в 2018 таковых было уже более половины страны. Вот что говорил участник траурного митинга у могилы Чаушеску в 2014 году: «Через 25 лет после убийства Чаушеску румыны считают его величайшим лидером всех времен. Только с Иисусом Христом случалось нечто подобное, и многие столетия спустя он продолжает занимать сердца все большего числа людей. Проводя параллели между жизнью Иисуса Христа и жизнью Никулае Чаушеску, мы констатируем их удивительное сходство». Да, сейчас Румыния имеет проблемы с экономикой и коррупцией, а также низкий геополитический статус, но уровень жизни к концу правления Чаушеску упал настолько, что в стране наблюдались случаи голодных смертей, а уровень детской смертности был высок из-за отсутствия отопления в роддомах в целях экономии. Тем не менее, Румыния проводила достаточно независимую внешнюю политику, а также была близка к появлению собственного ядерного оружия. Но здесь встает вопрос цены, ведь человек не будет сыт внешним величием страны. Корни популярности Чаушеску среди народных масс мы видим именно в том, как оппоненты расправились с ним. Вместо транслируемого на весь мир судебного заседания с разбором преступлений режима — политических репрессий, организации дефицита продовольствия, тотального классового неравенства — мир увидел невнятный судебный процесс и позорный расстрел около туалета. Разумеется, в 1989 году на эмоциях это могло восприниматься как победа над злом. Но со временем человек начинает погружаться в ностальгиию, забыв про многие негативные моменты, соответственно, в голове могут быть ошибочные образы «отца нации», который «сделал Румынию великой». Это когнитивное искажение может привести к ресентименту и победе реакции, запустив абсолютно неуместную историческую спираль. Этого можно было избежать, обеспечив законность при проведении суда, полностью дискредитировав идеи и историю правления Чаушеску по аналогии с национал-социализмом и Нюрнбергским процессом