Гарячі новини

Движется ли Беларусь в либерально-рыночный капкан?

Движется ли Беларусь в либерально-рыночный капкан? Этот вопрос поставлен в статье Олега Степаненко "Либеральный капкан", опубликованной газетой "Правда" (2016 г., №18).

Публикуем некоторые фрагменты текста.

"В Минске помнят, как три года назад постоянный представитель Международного валютного фонда в Белоруссии Наталья Колядина, отбывавшая за океан в штаб-квартиру МВФ, на вопрос журналиста: «Много ли в белорусском правительстве сторонников рыночных реформ?» — ответила: «Иногда я даже удивляюсь, насколько их много».

Либерально-рыночные настроения, а именно о них шла речь в том интервью, среди здешнего чиновничества, конечно же, не могли появиться по мановению волшебной палочки. Они вызревали исподволь — о процессе этом скажу позже — и крепли по мере того, как усложнялась ситуация в экономике. А тут было над чем задуматься. Триумфальный, иначе не назовёшь, взлёт — порой до 8—12 процентов ежегодной прибавки ВВП — сменился падением. После 2011 года, когда буйствовавший около трёх лет почти во всём мире кризис вполз в Белоруссию не столько с Запада, сколько из России, производственно-экономическая сопряжённость с которой прежде всего сказывается на здешних делах, прирост её валового внутреннего продукта «спикировал» до 1,6—0,9 процента. Причём больше всего упало производство в промышленности, развивавшейся самыми высокими темпами. Вчетверо, до 35,5 процента, увеличилось количество убыточных предприятий".

"...Важнее, чем подсчёт «либералов» в госаппарате, была, конечно же, суть их предложений. Они сводились к известной формуле: «Меньше государства — больше рынка». Таким курсом движется, мол, всё цивилизованное человечество.

Когда утверждают это и отстаивают радикальные рыночники, оно понятно: не отступать же им от своей главной экономической идеи. Но обладатели властных кабинетов должны знать мировой опыт. Ведь уже с позапрошлого века «цивилизованное человечество» постоянно усиливает роль государства в экономике. По данным того же МВФ (и ООН), доля государственных расходов в ВВП тридцати самых развитых капиталистических стран мира с 1870 года выросла с 11 до 45 процентов, достигнув показателей от 33 процентов в США до 64,7 процента в Швеции. И уже более 60 лет назад «цивилизованное человечество» создало правительственные плановые органы: во Франции, например, — Генеральный секретариат по планированию, в Канаде — Экономический совет, в Японии — Экономический консультативный совет, в Нидерландах — Центральное плановое бюро. Экономика была подчинена плану: объёмы (квоты) производства, сбыта продукции и оптовые цены в Евросоюзе, допустим, диктуют даже не из национальных столиц, а из административного центра ЕС — Брюсселя".

"...В непростой обстановке, когда Россия и Запад давили на Белоруссию «за отказ от реформ», а здешний бизнес требовал свободы, Александр Лукашенко под гарантии правительства, что предприниматели выполнят обещание поддержать устойчивое развитие экономики и повысить жизненный уровень народа, пошёл им навстречу. 31 декабря 2010 года он подписал директиву, потребовавшую исключить вмешательство государственных органов в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности. Директива обязывала все органы власти принимать самые серьёзные меры по защите и развитию частной собственности. Наступавший 2011 год был объявлен Годом предприимчивости".

"Получив свободу, предприниматели подняли цены своих товаров и услуг не на проценты, а на десятки процентов. Инфляция (при том, что в госсекторе цены изменились лишь незначительно) привела к девальвации белорусского рубля. А со следующего, 2012 года стали стремительно падать темпы развития экономики.

— Отбросив сложившуюся практику регулирования цен и других экономических процессов, мы получили негативные результаты и серьёзные проблемы, для решения которых теперь надо тратить дополнительные усилия и средства, — признал на совещании с высшим руководством республики Александр Лукашенко.

Но преодолеть спад оказалось не просто. По причине, которая, как точно подметил С. Ткачёв, «состоит в наших (властно-правительственных. — О.С.) «раскорячках», когда соответствующие ведомства провозглашают приверженность государственной модели развития — однако это лишь по форме, а по сути, на практике, постоянно скатываются к абсурдному либеральному уклону».

Определяющим мероприятием они делают борьбу с инфляцией путём сжатия денежной массы. Такую монетарную политику в самой жёсткой форме проводит Нацбанк. К 2014 году обеспеченность белорусской экономики деньгами снизилась до 30 процентов. Острая их нехватка привела к удорожанию кредитов: стоимость их стала в десятки раз выше, чем в развитых странах. И соответственно ухудшились условия работы реального сектора, его конкурентоспособность.

Всё это — на фоне снижения роли государства в экономике. В том же 2014 году доля госрасходов в ВВП составила 28,8 процента — почти вдвое меньше, чем в Германии, Австрии, во Франции, в Бельгии, Италии, и в 2,2 раза меньше, чем в Швеции. А ведь, согласно экономическому закону Вагнера, рост госрасходов — неотъемлемое условие развития и перехода к инновационной экономике.

Ситуацию усугубил курс на приближение к мифическому «постиндустриальному обществу», лукаво навязанный Западом. Из всех сфер экономики стала расширяться и расти, причём быстрыми темпами, только одна — сфера обмена, услуг: финансы, торговля, аренда, операции с недвижимостью. Доля промышленности в ВВП начала падать. Особенно — в обрабатывающей: с 2011 года она снизилась с 28,1 до 22,95 процента.

Из-за уменьшения производства товаров, естественно, возросли объёмы импорта. По непродовольственной группе с 2012 года он увеличился на четверть. Усилилась не только зависимость от зарубежных поставок. В дискуссии, какие проводить реформы, развернувшейся в белорусских СМИ, доктор экономических наук Валерий Байнёв напомнил об ущербе, который наносит республике рост импорта. Основная часть его оплачивается долларами. По статистике МВФ и ООН, в 2014 году справедливый, определяемый паритетом покупательной способности средний обменный курс составил 4520 белорусских рублей за доллар. Официальный же — 10224 рубля. Рубль был искусственно недооценён более чем в два раза. Покупая ресурсы за искусственно переоценённые доллары, белорусские предприятия тратят вдвое больше рублей, чем это было бы при справедливом обменном курсе. В итоге слабый рубль съедает половину их оборотных средств, делая производство убыточным и неконкурентоспособным.

Так же искусственно, заметим, недооцениваются (примерно в два-три раза) денежные единицы всех постсоветских стран. В развитых же странах национальные деньги, напротив, искусственно переоценены на 10 — 50 процентов, что помогает их компаниям делать дополнительную прибыль из воздуха. Точнее, за счёт грабежа стран СНГ.

Основной угрозой для Белоруссии стал даже не спад темпов экономического роста. Была подорвана возможность развития, нормального перехода к инновационному типу воспроизводства, которая обеспечивается инвестициями. За последнее время они заметно уменьшились".

"Получив свободу, в Белоруссии малый и средний бизнес преуспел на ристалище «купи-продай». Особенно во внеш-неторговых связях: 30 процентов импорта и экспорта идёт через малые предприятия. Тут уж если о чём и говорить, то лишь о подрыве инновационного развития, модернизации и технологического прогресса в республике. Не потому только, что выводится из страны валюта, которую добывает и без которой задыхается реальный сектор,— в страну ввозятся товары, аналогичные тем, что производит собственная промышленность и при нормальном количестве денежной массы, той же валюты, могла бы повысить их качество и обеспечить потребности народа".

"Процесс, в общем-то, сложный. Активное «просвещение» провёл Международный валютный фонд. Только за три года — с 2009 до 2012 года — в учебных центрах МВФ прошли подготовку около ста белорусских чиновников. Среди них — представители руководства Нацбанка, минфина и минэкономики. К тому же — разные исследовательские программы под гранты либерал-рыночного покроя. Вдобавок — требования российских «реформаторов». И ещё одно, пожалуй, самое существенное обстоятельство. Уже десяток лет назад, перед очередными выборами президента республики, российская пресса начала выдавать прогнозы о предстоящей замене Лукашенко. «У белорусских чиновников, — сообщали «АиФ», — появились те же приватизационные вожделения, что и у наших. И желание, чтобы бизнесмены делились с ними частью своего «пирога». Им нужна другая власть». Тут было над чем подумать. Чиновнику, действительно, материально выгоднее иметь тесную связь с бизнесом, чем с государством".