Будут ли выборы в оккупированных районах Донбасса? Как эту перспективу комментируют в России
Комментарии российских СМИ относительно вчерашней 12-й встречи руководителей внешнеполитических ведомств стран «нормандской четверки», посвященной урегулированию в Донбассе на удивление умеренные. Даже издание российских ястребов "Свободная пресса" отмечает: "Хотя прорыва в переговорах не произошло, очевидно, что они все же были более конструктивными, чем мартовские. Тот раунд стал откровенно провальным, и добиться хотя бы скромных результатов не удалось".
В чем же состоят "скромные результаты". Упомянутое издание их определяет следующим образом: "...Если раньше украинская сторона хотела, чтобы сначала прошла полная демилитаризация региона и передача контроля над границей с Россией, то теперь западные партнеры потребовали выполнять пункты соглашения в том порядке, в котором они изложены в документе. А это значит, что сначала в регионе должны пройти местные выборы, после которых будут определены границы киевского влияния на Донбасс".
Издание добавляет: "Как заявил накануне переговоров замглавы МИД РФ Григорий Карасин, выборы должны пройти по украинским законам и под контролем международных наблюдателей. Причем закон может быть принят уже в конце мая, а само голосование пройти в июне-июле. Этот вариант поддерживает и Франк-Вальтер Штайнмайер, который заявил, что «минский процесс не может длиться вечно» и необходимо, наконец, сделать шаг вперед к окончательному разрешению ситуации. Положительным знаком в этом плане стала отставка представителя Украины в контактной группе Романа Бессмерного. Именно он был одним из самых упрямых сторонников точки зрения, что политические аспекты урегулирования возможны только после того, как Донбасс сложит оружие. Кроме того, замминистра иностранных дел Украины Вадим Пристайко в интервью «Голосу Америки» подтвердил, что Киев готов согласовать закон о выборах, чтобы «получить желательно этим летом уже легитимных представителей Луганска и Донецка, чтобы с ними вести переговоры». Он добавил, что украинские власти готовы взаимодействовать с этими людьми даже в Верховной Раде, правительственных структурах и местных органах власти".
Вчерашние переговры комментируют и российские специалисты международники.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин: "Киевские власти в своей публичной пропаганде загнали себя в угол, из которого трудно выбраться. Не исключаю, что они сделали это сознательно. Предвидя, что на них начнут давить и заставлять выполнить свою часть Минских соглашений, они методично создавали ситуацию, когда смогут сказать, что сами рады бы это сделать, но народ и депутаты против. Они хотят показать, что если правительство начнет выполнять соглашения, народ взбунтуется и снесет их. Тогда к власти придут радикалы, и всем будет только хуже. Это сознательный шантаж с их стороны.
Тем более что Запад давит не так уж сильно, как бы входя в положение властей. При этом они не признают, что это положение создали сами же украинские власти своими действиями, высказываниями и государственной пропагандой в целом. Разве на Западе не видели, что больше года руководители Украины, которые сами подписали Минские соглашения, откровенно и публично заявляли, что эти договоренности не соответствуют интересам страны и они никогда не будет их выполнять? Это все проговаривалось вполне открыто. Но Запад на это никак не реагировал, попустительствуя такому развитию событий".
Этот комментатор откровенно пессимистичен относительно возможности прорыва в делах Донбасса: "Мне, как гражданину, очень хотелось бы, чтобы такие перспективы просматривались. Но как политолог я пока не вижу для этого реальных предпосылок, и, главное, реального желания Киева выполнять эти соглашения. Пока что есть только желание саботировать их любым способом и свалить вину на другую сторону".
Заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин: "Есть признаки, по которым можно судить, что давление на Киев оказывается. Особенно очевидно это стало после визита на Украину Виктории Нуланд в начале мая. Тогда произошла утечка информации, что Нуланд настаивала на проведении выборов уже летом. Затем, правда, это заявление было дезавуировано и в пресс-конференцию не вошло. Тем не менее, фраза о необходимости выполнения соглашений прозвучала.
Во многом развитие ситуации будет зависеть от того, как пройдет анонсированный Нуланд визит госсекретаря на Украину и его поездка в Европу, где будет обсуждаться и украинская проблематика. Что касается европейского давления, и план Штайнмайера, и план Морелли, согласованный с американцами, свидетельствуют о том, что они заинтересованы в скорейшем политическом урегулировании конфликта.
Мне кажется, что закон о выборах может быть продавлен американцами и европейцами. Но украинская сторона наверняка будет настаивать на уступках со стороны России. Возможно, будет стоять вопрос о персоналиях из ДНР и ЛНР, которых Киев не хочет видеть в качестве стороны переговоров. Не исключено, что будет подниматься и вопрос о миротворческой миссии ОБСЕ: будет ли она вводиться вообще, если да, то только ли в зоне разграничения или по всей территории, в том числе на границе. Принятие закона о выборах в принципе возможно, но вероятность их проведения в течение трех месяцев после этого не очень высока. У сторон остается слишком много вопросов, как политических, так и технических.
Мне кажется, что пока все идет к выборам под международным контролем и умеренной реинтеграции на политическом уровне, но не де-факто. Речь о том, чтобы во главе республик стали люди, с которыми можно официально вести переговоры, так как они будут одновременно устраивать и Москву, и Киев, и Запад".
Александр Гущин не скрывает, что мнение "руководителей ЛНР/ДНР" существенной роли в перговорном процессе не играет: "Но если в международном контексте будет идти речь о политическом урегулировании на уровне России, Украины, Евросоюза и США, то фигуры, управляющие республиками, будут иметь второстепенное право голоса. Они не могут принимать окончательное решение, и их мнение будет носить в лучшем случае совещательный характер".
Следует обратить внимание на следующие слова российского комментатора: "На самом деле правящий класс Украины с большим удовольствием вообще отказался бы от Донбасса, но признаться в этом они не могут. А замороженный конфликт выгоден Киеву только в том случае, если будут продолжены санкции против России, а сами они будут и дальше получать западные кредиты. Если же этого не будет, Украине придется принимать закон о выборах и изменить свою точку зрения на особый статус этих территорий. Для Европы реинтеграция Донбасса в Украину с неким особым статусом — предпочтительный сценарий. Тем более что вопрос о ширине этого статуса тоже наверняка вызовет массу противоречий у сторон. Но есть причина, по которой все так спешат. Чем больше проходит времени, тем больше ДНР и ЛНР сближаются с Россией. Экономическая интеграция, будь то в виде поставок угля или гуманитарной помощи, вместе с политическим патронажем, приводят к тому, что ментально население все больше уходит в сторону России. С каждым месяцем затяжки реинтеграция в Украину будет все более сложной".
Александр Гущин реалистичен и в оценках последствий для внутренней ситуации в Украине принятия закона о выборах в Донбассе: "Это может вызвать негативную реакцию со стороны националистических кругов Украины, а в Верховной Раде использоваться в антиправительственной риторике. США, конечно, вынуждены считаться с характером тамошней политической элиты, но, думаю, степень их влияния достаточна, чтобы этот продавить закон. Оппозиция на Украине не системна, даже те силы, которые используют националистические лозунги, чаще всего делают это в популистских целях. Если остро встанет вопрос о прекращении кредитования, закон о выборах принять можно. Другой вопрос — его реализация, как и реализация особого статуса Донбасса".
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии















