Гарячі новини

В Молдове "нет внятного ответа на базовый вопрос нациестроительства: «кто мы, молдаване» - Сергей Эрлих

В современной  Молдове сегодня нет внятного ответа на базовый вопрос нациестроительства: «кто мы, молдаване». И нет консенсуса относительно того, должна ли Молдавия оставаться независимым государством, считает главный редактор журнала Историческая экспертиза, доктор исторических наук Сергей Эрлих.
 
Он считат, что практически вся молдавская интеллигенция "ориентирована на Румынию и хочет быть ее частью", а "тенденции к молдавской независимости поддерживают русскоязычные и молдаване - выходцы из сел".
 
 
"Самая главная проблема: здесь нет внятного ответа на базовый вопрос нациестроительства: «кто мы, молдаване». И нет консенсуса относительно того, должна ли Молдавия оставаться независимым государством. Это едва ли не уникальный случай, когда граждане готовы отказаться от своего государственного суверенитета. Например, болгары говорят македонцам: «Вы болгары». Однако македонцы отвечают: «Нет, мы македонцы». У нас не так. Практически вся молдавская интеллигенция ориентирована на Румынию и хочет быть ее частью. Тенденции к молдавской независимости поддерживают русскоязычные и молдаване - выходцы из сел",- пишет Эрлих.
 
 
По его мнению, "нет ничего, что объединяет оба сообщества".
 
" Так называемые «молдовенисты» пытаются создать пасторальный молдавский миф с акцентом на сельскую жизнь и патриархальные связи разных видов родства, не только кровного, но также через крестных и посаженных родителей. Но для молодого поколения «идиотизм сельской жизни» не привлекателен, это только усиливает позиции урбанизированной румынской культуры.
Этот раскол очень хорошо виден при обсуждении событий 1940-х годов, когда и возникла современная молдавская государственность, так как нынешняя Республика Молдова существует в территориальных рамках МССР. Существуют два сообщества памяти: одним важны сталинские репрессии и голод 1946, другим – нацистские преступления и преступления фашистского режима Антонеску. Мы сейчас готовим полное издание документов Чрезвычайной государственной комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, которая на территории Молдавии работала в 1944 году. И нас сразу начинают критиковать: почему Вы пишите про нацистов и румынских фашистов, а не про сталинские преступления? Учитывая конфликтный характер молдавской коллективной памяти, мы хотим эти документы дополнить блоком видео, где разбиралась бы семейная память этнических молдаван и представителей других этносов о трагедии 1940-х годов, то есть показать, что безнравственно делить жертвы на «наших» и «чужих», что все жертвы, в большинстве это дети, женщины и старики, - наши".
 
По мнению эксперта, у Молдовы есть  большая проблема - " это проблема - сама Санду, точнее качество принимаемых ею решений".
 
 "Есть нарративы, которые кажутся правильными издалека, но рушатся при обращении к деталям. Проблема протестного голосования не сводится к проискам Кремля, его влияние не было решающим. Проблема - сама Санду, точнее качество принимаемых ею решений. Она похожа на прилежную отличницу, которая зазубрила правила, в данном случае необходимость ориентации на Запад, но не поняла, что выживание маленькой и к тому же второй по бедности, после Украины, страны в Европе, требует умения проскальзывать невредимым между геополитическими жерновами. Сразу после победы Санду на выборах 2020 года закончился пятилетний контракт на поставку российского газа. Президентка отказалась торговаться с путинским режимом и получила в ответ пятикратный рост цены на газ и соответственный рост цен на электроэнергию, что сделало молдавскую экономику неконкурентоспособной в сравнении с украинскими соседями. Если бы Санду думала не о своем имидже на Западе, а о стране, она бы сказала западным партнерам: «Да, я готова критиковать Путина, но последствия тяжело ударят по нашей экономике. Готовы ли вы компенсировать рост тарифов на топливо, отопление и электроэнергию?». Она этого не сделала. А «взяла под козырек» и присоединилась к санкциям. В результате цены значительно выросли на все – люди злые. Все больше уезжает работать заграницу. Число пенсионеров почти сравнялось с числом работающих. Через четыре года возникла  новая проблема. Как только закончились выборы, выяснилось, что обещанный газопровод из Румынии, который должен был избавить страну от энергетической зависимости от путинского режима и перипетий русско-украинской войны, обладает недостаточной пропускной способностью, а Украина еще несколько месяцев назад объявила, что не будет пропускать газ из РФ с 2025 года. Но так как это могло повредить предвыборной кампании Санду, то решение проблемы отложили «на потом». Эта новость еще более обрушила рейтинг дважды президентки. Критика в адрес Санду – это часто вовсе не геополитический выбор: Европа или Россия, а понимание ее неэффективности как национального лидера", - говорит Эрлих.