Гарячі новини

"Регионы как они есть". Глава "ДНР" к двухлетию «Молодой Гвардии – Юнармии» передал движению новые автобусы (ФОТО)

Глава "ДНР" Денис Пушилин вручил ключи от двух автобусов большой вместимости участникам военно-патриотического движения «Молодая Гвардия — Юнармия» в донецком парке Ленинского Комсомола, сообщают местные сми.

«Я хочу высказать слова благодарности за то, что сейчас вы являетесь одними из самых патриотичных среди молодежи. В вас есть осознание зачем нужно любить Родину, поддерживать товарищей, зачем нужно военно-патриотическое воспитание. Со стороны государства меры поддержки будут только усиливаться», – обратился Пушилин к собравшимся.

«Автобусы мы получили к годовщине создания движения. Они очень востребованы потому, что юнармейцы часто выезжают на различные мероприятия. С новым транспортом мы сможем добираться быстро и комфортно», – отметил начальник штаба Пудак .

Вместимость автобусов Higer и Yutong – 35 и 55 посадочных мест соответственно. Они брендированы символикой "ДНР" и «Молодой Гвардии – Юнармии».

На площади у памятника «Твоим освободителям, Донбасс» прошел строевой смотр.

9 Мая "молодогвардейцы" торжественным маршем пройдут по центру Донецка.

Справка из Википедии: «Молода́я гва́рдия» (молодогвардейцы) — советская подпольная антифашистская комсомольская молодёжная организация юношей и девушек[1], действовавшая в годы Великой Отечественной войны (с сентября 1942 года по январь 1943 года), в основном, в городе Краснодоне Ворошиловградской области Украинской ССР. Организация была создана вскоре после начала оккупации города Краснодона войсками нацистской Германии, начавшейся 20 июля 1942 года. «Молодая гвардия» насчитывала около ста десяти участников — юношей и девушек. Самому младшему участнику подполья было четырнадцать лет.

Подпольные антифашистские группы молодёжи возникли в Краснодоне сразу после начала оккупации города войсками нацистской Германии, начавшейся 20 июля 1942 года. К началу сентября 1942 года в них вступают оказавшиеся в Краснодоне бойцы Красной армии: солдаты Евгений Мошков, Иван Туркенич, Василий Гуков, матросы Дмитрий Огурцов, Николай Жуков, Василий Ткачёв.

В конце сентября 1942 года молодёжные подпольные группы объединились в единую организацию «Молодая гвардия», название которой было предложено Сергеем Тюлениным. Командиром организации был назначен Иван Туркенич. Кто же был комиссаром «Молодой гвардии», до сих пор достоверно неизвестно. Те члены организации, которым удалось выжить, время от времени меняли свои показания, указывая то на Олега Кошевого, то на Виктора Третьякевича. Членами штаба были Георгий Арутюнянц — ответственный за информацию, Иван Земнухов — начальник штаба, Олег Кошевой — ответственный за безопасность, Василий Левашов — командир центральной группы, Сергей Тюленин — командир боевой группы. Позже в штаб были введены Ульяна Громова и Любовь Шевцова. Подавляющее большинство молодогвардейцев было комсомольцами. Временные комсомольские удостоверения для них печатались в подпольной типографии организации вместе с листовками[2].

Деятельность «Молодой гвардии»

За весь период своей деятельности организация «Молодая гвардия» выпустила и распространила в городе Краснодоне более пяти тысяч антифашистских листовок с данными о реальном положении дел на фронте и призывами к населению подниматься на беспощадную борьбу с немецкими оккупантами.

Наряду с подпольщиками-коммунистами, члены организации участвовали в проведении диверсий в электромеханических мастерских города.

В ночь на 7 ноября 1942 года, в канун 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, молодогвардейцы водрузили восемь красных флагов на самых высоких зданиях в городе Краснодоне и прилегающих к нему посёлках.

В ночь с 5 на 6 декабря 1942 года, в День Конституции СССР, молодогвардейцы устроили поджог здания немецкой биржи труда (народ окрестил её «чёрной биржей»), где хранились списки людей (с адресами и заполненными рабочими карточками), предназначенных к угону на принудительные работы в нацистскую Германию, тем самым около двух тысяч юношей и девушек из Краснодонского района были спасены от насильственного вывоза.

Молодогвардейцы готовились также устроить вооружённое восстание в Краснодоне, чтобы разбить немецкий гарнизон и присоединиться к наступающим частям Красной армии. Однако незадолго до планируемого восстания организация была раскрыта.

Раскрытие «Молодой гвардии»

Незадолго до бегства от наступающих частей Красной армии, немецкая контрразведка, гестапо, полиция и жандармерия активизировали усилия по поимке и ликвидации комсомольско-коммунистического подполья в районе Краснодона. Используя осведомителей (большинство из которых после освобождения Украинской ССР от немецко-фашистских захватчиков были изобличены и осуждены за предательство и сотрудничество с врагом), немцы вышли на след юных партизан, и в январе 1943 года начались массовые аресты членов организации.

Накануне 1943 года молодогвардейцы осуществили нападение на конвой немецких грузовиков, который перевозил новогодние подарки для солдат вермахта. 1 января 1943 года Евгений Мошков и Виктор Третьякевич попытались продать на местном рынке часть похищенного и были арестованы. 2 января был арестован Иван Земнухов, который пытался выручить Мошкова и Третьякевича, а 5 января полиция начала массовые аресты подпольщиков, которые продолжались вплоть до 11 января 1943 года.

Предатель

Вопрос о том, была ли вся группа раскрыта из-за предательства одного или же нескольких её членов или их родственников, до сих пор официально не решён, как и не решено, была ли группа раскрыта конкретно из-за предательства[3][4].

До 1959 года считалось, что молодогвардейцев гестаповцам выдал комиссар «Молодой гвардии» Виктор Третьякевич, на которого в ходе судебного процесса 1943 года указал бывший следователь оккупационной полиции Михаил Емельянович Кулешов, заявив, что Виктор не выдержал пыток. Похожие показания давала и выживший член подполья Валерия Борц, которая указывала, что Третьякевича пытали в присутствии её матери (при этом Борц в различных обстоятельствах давала различные показания, что делает её свидетельства сомнительными). При этом уже тогда, в 1943 году, стало достоверно[3] известно о предательстве члена «Молодой гвардии» Геннадия Почепцова, который 2 января 1943 года по совету своего отчима Василия Громова, начальника шахты № 1-бис (по совместительству являвшегося тайным агентом полиции Краснодона[3]), сделал оккупационным властям соответствующий донос и назвал имена всех известных ему членов «Молодой гвардии». Вскоре после освобождения Краснодона Почепцов, Громов и следователь полиции Кулешов были арестованы за пособничество немцам и дали признательные показания. 18 августа 1943 года военный трибунал НКВД Луганской области приговорил всех троих к расстрелу, который состоялся 19 сентября того же года. Вместе с тем то, что факт доноса Почепцова был документально установлен, не помешало, основываясь на показаниях следователя Кулешова, выдвинуть предположение о предательстве Третьякевича.

Уроженец Краснодона Игорь Чередниченко, изучавший историю организации, привёл в одной из своих статей слова своего крёстного отца, который был свидетелем расстрела:

«Громов стоял перепуганный, как мел белый. Глаза бегали по сторонам, сгорбившись, он как загнанный зверь дрожал. Почепцов сначала упал, на него подалась толпа жителей, хотели растерзать, но солдаты в последний момент сумели вырвать его из толпы. А Кулешов стоял возле борта машины с поднятой головой и, казалось, что его это не касается. Он так и погиб с безразличием на лице… Почепцова порывалась расстрелять собственная мать, но её кто-то держал, хотя она ревела как зверь и требовала дать ей винтовку. Кстати, его мать была очень уважаемым человеком в городе. Она всех обшивала по самым низким ценам, никому не отказывала.»

Сразу после освобождения Краснодона извлечением трупов молодогвардейцев, сброшенных в шахту, было поручено руководить Василию Громову. По свидетельствам очевидцев он всячески затягивал дело, вел его с неохотой. В итоге руководство извлечением тел взял на себя отец Лидии Андросовой — одной из молодогвардейцев.

Однако в 1959 году во время судебного процесса над признанным виновным в измене Родине Василием Подтынным, служившим заместителем начальника краснодонской городской полиции в 1942—1943 годах и на протяжении 16 лет скрывавшимся под чужим именем (он часто менял работу и место жительства) были выяснены новые обстоятельства гибели молодогвардейцев. Созданная после процесса специальная государственная комиссия установила, что Виктор Третьякевич стал жертвой умышленного оговора, а реальным предателем был признан Геннадий Почепцов.

В 1998 году один из выживших молодогвардейцев Василий Левашов выдвинул свою версию раскрытия организации, также с участием Почепцова. Со слов Василия, некий двенадцатилетний мальчик стал случайным свидетелем ограбления подпольщиками немецкого конвоя с новогодними подарками, после совершения которого они дали ему за молчание пачку сигарет, которую он попытался продать на местном рынке, чем привлёк внимание немцев. Когда мальчика стали допрашивать, он указал на Почепцова, у которого провели обыск и нашли список членов организации. Также Левашов утверждал, что его отца трижды арестовывали (чтобы он сказал, где прячется его сын) и тот сидел с Третьякевичем в одной камере, где видел, как последнего приводили с допросов совершенно искалеченным, что, по мнению самого Левашова, было явным свидетельством того, что «Виктор всё-таки не раскололся». Осталось также неизвестным, был ли Почепцов членом «Молодой Гвардии» — есть сведения, что он был членом другой подпольной группы — «Молот»[4].