Гарячі новини

Польский историк профессор Анджей Фришке считает нынешнюю историческую политику Польши самоубийственной

Польский историк, профессор Анджей Фришке (Andrzej Friszke) дал большое интервью газете Rzeczpospolita. В нем он подробно остановился на разных аспектах политики исторической памяти, которую реализует партия Право и справедливость (PiS) Ярослава Качиньского. По всем аспектам он дал резко негативную оценку.

Проблемы в области политики исторической памяти, с которыми столкнулась сейчас Польша, типологически похожи на проблемы Украины. Поэтому изложим ключевые положения интервью.

Анджей Фришке считает, что Право и справедливость переформатирует национальную память под партийную идеологию. Средством этого становится выпячивание выгодных немногочисленных эпизодов прошлого и затенение основного массива событий. Так, на пьедестал поднимаются "проклятые солдаты" и забывается Армия Крайова. "Проклятыми солдатами" называют участников антикоммунистичекого подполья в 1940 - 1950-х гг.

Очень резко Анджей Фришке отозвался об инициативе взыскать репарации с Германии. Он считает эту инициативу опасной для самой Польши. По его словам, немецкие юристы и юристы других стран могут начать изучение для ревизии послевоенных договоров, что для Польши может закончиться плохо.

Инициативы Права и справедливости (ПиС) касаются и истории "Солидарности". Ярослав Качиньский пытается в свете скандала, конпрометирующего Леха Валенсу, первым лицом "Солидарности" сделать своего покойного брата Леха Качиньского. Анджей Фришке считает это недостойным. По его словам, Лех Качиньский заслуживает уважительного отношения и занял свое место в истории. В "Солидарности" он был руководителем второго уровня. Нынешние же попытки бросают на него некую комичную тень.

Анджей Фришке не отрицает, что Лех Валенса имеет пятна в своей биографии. По его словам, это обсуждалось еще в 1980-е годы. Но это не мешало Валенсе быть эффективным руководителем "Солидарности". Речь идет о сотрудничестве Валенсы со спецслужбами ПНР под псевдонимом "Болек".

Одновременно с этим ПиС пытается выгородить своего члена, уличенного в сокрытии правды о сотрудничестве со спецслужбами, Анджея Пжиленбского. 

По словам Анджея Фришке, на пропаганду своих идеологических идей ПиС использует государственные деньги.