Гарячі новини

Николай Подосокорский: "Ирина Славина пожертвовала собой ради общей свободы"

Российский литературовед Николай Подосокорский написал эссе памяти нижегородской журналистки Ирины Славиной.

Как и многие сейчас, не могу думать всерьез ни о чем другом, кроме как о жертвоприношении нижегородской журналистки Ирины Славиной, успевшей сказать гражданское "Я обвиняю" применительно к преступной системе, которая стала практически неразличима с нынешним государством в целом. Вижу по ленте, что очень многих триггернул ее поступок, и реакция общественности в общем-то довольно предсказуема. Кто-то просто настолько шокирован ужасом, что кроме эмоций пока ни на что не способен. Кто-то, напротив, цинично пишет, что все это бессмысленно, а "девочку жалко" - вот ведь дура какая. Кто-то ищет крайних в друзьях и знакомых Ирины - мол не уберегли, не проявили чуткости и внимания, это вы теперь во всем виноваты, не мы. Однако поступок ее отнюдь не был спонтанным - она писала о такой возможности в соцсетях, и чувство протеста против античеловечной системы зрело в ней давно.
СК оправдывается - дескать, а что такого-то? Она даже подозреваемой и обвиняемой по делу не проходила, и вообще тут небольшая путаница между Нижним и Великим Новгородами произошла, а обыски в 6 утра - это вообще-то сегодня норма для всех, даже для свидетелей и мирных граждан. Такая обычная профилактическая мера, чтобы держать народишко в покорности и страхе. И к вам ко всем, кто лишние вопросы задает, тоже можем прийти, так что готовьтесь. Ну, подумаешь, вторглись в семью как бандиты, с оружием наперевес. Ну, подумаешь, всю технику изъяли, которую уже не вернут назад, - журналист ведь и без техники работать может. Ну, подумаешь, собака измучилась, что ее не выгуляли вовремя - у нас в СИЗО людей пытают и убивают по приказу, а тут какой-то зверь неразумный немножко поскулил. Ну, поиздевались чутка над забавной оппозиционеркой - а зачем она власть критиковала?
А человек существо хрупкое, и перенести унижение чувства собственного достоинства может далеко не каждый. Кто-то топит тоску и депрессию в алкоголе, кто-то внутренне ломается и смиряется, вообще замолкая навсегда или переходя на сторону насильника, потому что так легче и безопаснее. А кто-то кричит что есть мочи, пока может, а потом просто отказывается от такой жизни, полной невыносимой боли. Власть всё про это знает и придумывает законы, чтобы даже свободно и нормально говорить о мотивах таких действий было преступным и наказуемым. Именно независимые журналисты и блогеры, поднимающие острые социально-политические темы, являются сегодня главной мишенью для охранителей, ежемесячно клепающих сотни и тысячи дел о недопустимой пропаганде того и сего. Но молчать больше нельзя, потому что за молчанием стоит только одно - полное расчеловечивание. А зачем жить, если элементарные права отняты и попраны, достоинство унижено, и "сделать ничего больше нельзя"?
У Ирины Славиной осталась семья, и для нее такая ужасная смерть жены и матери теперь главная трагедия жизни. О том, что чувствует собака Май, навсегда лишившаяся хозяйки, трудно и вообразить. Но человек не сводится к семье - в каждом из нас обитает отдельная душа, со своими муками и проблемами. Ирина Славина пожертвовала собой ради общей свободы, как ранее шаман Александр Габышев жертвовал собой ради противодействия демоническим силам. А по тому, что происходит вокруг, трудно не увидеть признаков подлинного демонизма и самой мерзкой бесовщины. "Я знаю, что демоны существуют!" - сложно тут не согласиться с великим Карлом Юнгом. И потом, какое все-таки говорящее имя - Ирина Славина. Ирина в переводе с греческого означает мир, покой. Это наш славный мир и покой сгорел после демонстративного насилия над ним. И да, это все произошло именно в 2020 году, когда стал рушиться весь привычный ранее уклад жизни. Что-то просыпается, зреет и готовится вот-вот выплеснуться наружу. Будет больно и страшно, но из такого тупика, в который мы зашли, безболезненных выходов не бывает, если, конечно, вообще есть еще какие-то силы и желание искать из него выход.
Светлая память Ирине Славиной, принесшей себя в жертву ради общей свободы, не захотевшей мириться с полицейским произволом и государственным насилием!