Российские и украинские эксперты пытаются объяснить обострение ситуации на Донбассе
Российскте издание Planet Today попыталось выяснить у российского эксперта Андрея Кортунова и украинского эксперта Руслана Бортника причины обострения ситуации на Донбассе. Главное внимание издание уделило телефонному разговору В. Зеленского и Дж. Байдена.
Этого звонка, по словам гендиректора Российского совета по международным делам Андрея Кортунова, «в Киеве долго ждали и очень огорчались, что он не произошел раньше. Ощущение поддержки со стороны Байдена придает Киеву дополнительную уверенность в своих силах и стимулирует его на более решительные действия».
Также политолог обратил внимание на то, что недавняя встреча лидеров России, Франции и Германии прошла не в традиционном «нормандском формате», а без участия президента Украины Владимира Зеленского. «Поэтому основания для обиды у Зеленского могли быть, и это могло вызвать реакцию отторжения и еще больше укрепить Киев в представлении, что настоящие друзья Украины и силы, на которые она может опереться, находятся в Вашингтоне, а не в Европе», – полагает эксперт.
«Для США же это обострение было бы выгодно с точки зрения борьбы против «Северного потока – 2», но лишь в случае, если бы оно ограничилось только этим регионом и не привело к военно-политическому осложнению для Украины», – считает директор Украинского института политики Руслан Бортник.
«Но если это и повлияло на эскалацию ситуации в Донбассе, то скорее как повод, а не как причина, – убежден Кортунов. – Причина же обострения кроется в отсутствии прогресса в переговорном процессе и ослаблении позиции Зеленского в целом. Он теряет поддержку и становится заложником правых националистических сил со всеми вытекающими отсюда последствиями».
«Дело в том, что если политический процесс буксует, то в обеих сторонах активизируются силы, которые считают, что вопрос должен быть решен военными средствами, а не политическими, – поясняет собеседник. – Также негативную роль сыграло прошлогоднее обострение конфликта в Нагорном Карабахе, поскольку как раз оно показало, что Азербайджан военной силой добился того, чего не мог добиться в течение 30 лет переговорного процесса. А Киев, как и Баку, тесно сотрудничает с Анкарой в военно-технической сфере».
Руслан Бортник согласен с тем, что в отсутствии эффективного политического урегулирования стороны начинают «играть мускулами». «Пример Нагорного Карабаха показателен, но надо учесть, что сначала Азербайджан получил значительное технологическое преимущество над противником благодаря десятилетиям военных закупок. Сегодня Украина не владеет такого рода преимуществами в Донбассе», – отметил политолог.
«Все эти силовые демонстрации со стороны руководства Украины – инструмент политического давления, – считает Кортунов. – Украину с Россией трудно сравнить по военному потенциалу. В случае настоящего конфликта последствия для Украины будут крайне тяжелыми, потому что воевать ей придется в одиночку».
Что бы ни говорил Байден, Украина не является членом НАТО, поэтому на помощь ей не придут и воевать с Москвой не станут, убежден эксперт. «Безусловно, – добавил он, – будут последствия в виде санкций и нового уровня напряженности, но Украину не спасут ее западные партнеры».
Эскалацией положения в Донбассе Киев сигнализирует о том, что он хотел бы добиться ревизии Минских соглашений, полагает Кортунов. «Там есть много вещей, которые не устраивают официальный Киев, и они невыполнимы на украинской стороне», – отметил эксперт.
Бортник добавил, что с украинской стороны нет подготовки к полномасштабному конфликту. «Есть общий фон для осыпания перемирия и развития конфликта, но рубикон, некую красную финальную черту, стороны не перешли и в любой момент могут вернуться за стол переговоров», – отметил он.
«Однако каждое новое обострение меняет положение сторон за этим столом и то, о чем именно они говорят. Данное обострение в том числе играет роль инструмента возвращения сторон к мирным переговорам», – заключил эксперт.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

















