Гарячі новини

Эксперты прогнозируют возможность репрессивных действий власти против оппозиции

Самой горячей темой недели будет заседание Совбеза, которое готовится на 19 февраля. В Офисе президента напустили тумана: "часть вопросов будет рассматриваться в закрытом режиме", более того, угрозы нацбезопасности требуют "обязательных жестких решений". О том, какими могут быть эти решения и какие полномочия дает законодательство Совбезу, посвятила свой материал газета  "Вести".

После решения СНБО о наложении санкций на депутата от ОПЗЖ Тараса Козака и последовавшего за ними закрытия трех его телеканалов известие о новом заседании взбудоражило политическое сообщество, особенно оппозиционную его часть. Вдогонку ОП опубликовал в соцсетях грозный анонс, сделав акцент: многие решения, необходимые для нацбезопасности, нужно было принимать еще до 2019 года, т. е. при Петре Порошенко. И тотчас слова, сказанные секретарем СНБО Алексеем Даниловым в одном из телеэфиров о том, что санкции будут продолжать вводить, и в т. ч. против ряда действующих депутатов Верховной Рады, заиграли новыми красками.

"В ближайшее время санкции будут продолжаться, и вводиться против определенной категории лиц — физических и юрлиц... Там будет ряд депутатов, которые сегодня заседают в Верховной Раде. У нас более чем достаточно аргументов, чтобы это внедрять", — говорил Данилов.

Посыл ОП дополнил тезисами советник Андрея Ермака Михаил Подоляк:

во-первых, уточнив, что повестка будет действительно резонансной ("несомненно, в итоге она обязательно спровоцирует нервную реакцию у части политико-бизнесовой элиты страны");

во-вторых, пояснив, что президент начал использовать инструмент СНБО, устав ждать "конкретных решений от исполнительных или законодательных органов";

в-третьих, добавив, что президент-де желает избавиться от "кулуарных" традиций в политике.

В экспертном сообществе уже моделируют вероятные решения, которые будут приняты в пятницу. "Обсуждают несколько решений в рамках общей парадигмы: "замахнулся — бей", — поясняет "Вестям" политический эксперт Николай Спиридонов. — Таковыми, к примеру, могут быть санкции против других телеканалов, что поддерживают тройку уже закрытых после введения санкций. К примеру, могут принять решение, запрещающее рекламировать что-либо, произведенное в России, как стране-агрессоре, скажем, вакцину "Спутник V". Очевидно, может быть и еще одно решение, связанное с ОПЗЖ и Партией Шария, как ее спутником".

Эксперт понимает под таким решением санкции против руководства партии/отдельных депутатов, а, напомним, подобные меры уже были анонсированы секретарем СНБО. "В том, что они ударят по партии, у меня нет сомнений. И не только по нашей: под ударом может оказаться и Партия Шария, и даже по "Евросолидарности", думаю, будет вопрос — Петр (Порошенко. — Авт.) что-то крутит, — ответил "Вестям" депутат от ОПЗЖ Василий Нимченко. — Они попробуют завести все решения в правовой фарватер, выработать платформу, не исключено, сделать из Совбеза квазисудебный орган, дескать, "решения СНБО являются обязательными и подлежат выполнению через утвержденный указ президента".

Согласно закону, закрыть партию, лишив ее свидетельства о регистрации, можно только через судебное решение. "Это может быть аппаратная постановка оппонентов в переговорную позицию. Могут обязать Минюст приостановить свидетельство о регистрации. А пока все будут думать, что такое "приостановить", — можно дальше вести переговоры, — полагает политический эксперт Елена Дьяченко. — У СНБО нет полномочий вмешиваться в деятельность хозсубъектов, но при Петре Порошенко в законе о СНБО появилось положение о том, что ему должны подчиняться органы исполнительной власти — и понеслось".

Дьяченко добавляет: президент вводит указами не все решения СНБО, а лишь то, что входит в его полномочия, очерченные 106-й статьей Конституции (а она существенно ограничивает главу государства в возможностях). Тут — очень важный момент: обжаловать указ президента, что вводит в действие решения СНБО, возможно лишь гипотетически.

"До недавнего времени судебная практика делала обжалование решений СНБО почти невыполнимой задачей. В отрыве от президентского указа решение СНБО невозможно обжаловать. Оно ведь никаких правовых последствий не несет, — говорит "Вестям" Могильницкий. — А без решения невозможно обжаловать указ. Потому что суть нарушений в нем не раскрыта. Если же вы совмещали два этих требования в одном иске, то суд констатировал нарушение правила объединения исковых требований. Не так давно Верховный суд рассмотрел иск о незаконности президентского указа, которым вводилось в действие решение СНБО. Вроде и поставили точку в этом споре, но легче от этого не стало".