Горячие новости

Фрида Кало - мексиканский Корчагин и "козлик" Лёва Троцкий

«В моей жизни было две аварии: одна – когда автобус врезался в трамвай, другая – это Диего». Эти две жизненные аварии сделали мексиканку Фриду Кало (Магдалену) великой художницей XX века. Ядром её живописи является автопортрет: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что «Я» являюсь той темой, которую знаю лучше всего». 

Фри́да Ка́ло де Риве́ра (Frida Kahlo de Rivera) или Магдале́на Ка́рмен Фри́да Ка́ло Кальдерон (1907 – 1954) – мексиканская художница с мировым именем и… революционер.

Хотя Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Койоакане (Мехико), но она часто в биографии писала другой год – 1910, чтобы подчеркнуть свою связь с мексиканской революцией 1910 года.

Фрида Кало. 12 лет.

В детстве занималась игровыми видами спорта и боксом. В шесть лет перенесла полиомиелит, а в 18 лет попала в страшную автомобильную катастрофу (она получила травмы, несовместимые с жизнью; назову лишь одну – тройной перелом позвоночника). Этот эпизод часто мелькает в yuotube. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическими перилами. Врачи сказали, что – это смерть. Трагедия приковала ее к кровати, по сути, год она провела на растяжках. Внутренний её дух все-таки победил страшную болезнь. Древний мексиканский дух жизни оказался сильнее смерти Санта Муэрте. Фрида встала с кровати и не просто поднялась, а взлетела, чтобы заявить о себе всему миру. Однако проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Впоследствии Фриде пришлось перенести несколько десятков операций, месяцами не выходя из больниц. Фрида (Магдалена) поборола Санта Муэрте. Трудно сказать, кто внутри, Фрида или Магдалена, оказался сильнее. Наверное, древняя мексиканская культура и революция. Представьте себе молоденькую девушку, красивую, жизнерадостную, спортивную, прикованную, да еще на всевозможных растяжках, к кровати. Девушка решила не сдаваться. Если  в романе Островского советский Корчагин взял в руки перо, то мексиканская девушка попросила отца принести кисть и краски. Свое существование на грани жизни и смерти в этот период она написала в картине «Госпиталь Генри Форда».

Рисунок. Автомобильная катастрофа

В 1928 году Фрида Кало вступила в Мексиканскую коммунистическую партию. В 1929 году мексиканский художник Диего Ривера женился на Фриде. Ей было 22 года, ему – 43. Сближало супругов не только искусство, но и общие политические убеждения: они убежденно верили в революцию и искусство, а также оба любили Мексику. Еще, я думаю, Фрида и Диего Ривера одинаково ненавидели рабство и капитализм.

 

В 1937 года она сблизилась с Львом Троцким, которого она ласково называли «козликом». Эпизоды с Львом Троцким в фильме получились просто оригинальные, особенно на вершине мексиканской пирамиды (символично). Лев Троцкий и Диего были её наставниками, которым она посвятили много картин («Марксизм на здоровье», «Автопортрет с посвящением Льву Троцкому» и др.).

 Условно её творчество можно разделить на форматы: 1) жизнь, 2) революция, 3) свобода, 4) автопортрет (около 50 картин, а всего картин 143). Самый известный – «Автопортрет с терновым ожерельем и колибри». 

Её автопортреты, будучи центром её творчества, разнообразны.

 

  • Госпиталь Генри Форда (1932).
  • Автопортрет с посвящением Льву Троцкому (1937)
  • Автопортрет с тов. Сталиным (1954)
  • Марксизм подарит больным здоровье (1954)

 

Автопортреты Фрида Кало – синтез европейского искусства (чувствуется влияние,скажем, Боттичелли) и народного искусства Мексики. Во всех ее автопортретах мы видим древнюю мексиканскую культуру, бросающую вызов современному обществу. Говорят, что картины Фриды (Магдалены) – это коллаж (мозаика) с множеством элементов, каждый из которых имеет свой тайный смысл. Искусствоведы считают, что все автопортреты объединяет отсутствие улыбки. Но в одном автопортрете улыбка улавливается – это автопортрет «Две Фриды» для Диего Риверы. Многие искусствоведы считают, что автопортрет для Фриды – психоанализ. С помощью своих автопортретов она как бы освобождается от биологической боли, страданий, душевных кризисов, социальных катаклизмов.

Две Фриды (1939)

После развода с Диего Риверой и другом Магдалена написала картину «Две Фриды». Картина философская: «Я» и «Другой» или две ее личности: Фрида и Магдалена. Одна – традиционная Фрида в тетуанском костюме, которая так нравилась Диего (справа), вторая – Магдалена в свадебном платье в викторианском стиле.

«Две Фриды» грустные, впрочем, как всегда на ее портретах: любовь одной из них осталась в прошлом, а вторая обречена на жизнь без любви. И обе они погибают, потому что главная артерия, связавшая их сердца, разрезана, хоть и схвачена хирургическим зажимом. С 1947 картина находится в Национальном институте изящных искусств в Мехико.

Кроме этой картины, их развод она символически изобразила в «Автопортрете с терновым ожерельем и колибри» (1940). Сейчас эта картина находится в частной коллекции при Техасском университете. Фрида смотрит на зрителя (возможно, на Диего) открытым смелым взором. Лицо – чисто мексиканское, брови чёрные, густые, большие, изображённые птицей, губы яркие, волосы аккуратно уложены в причёску, удерживаемую заколкой в виде двух бабочек, взгляд спокойный. На правом плече – чёрная колибри, на левом – чёрная кошка. В мексиканском фольклоре обезьяна символизирует зло (в тоже время, колибри считается покровительницей влюблённых), чёрная кошка – смерть. Чёрная обезьяна держит в лапах ожерелье из шипов, как бы играя им, придавая телу страдание и боль. Другая интерпретация направлена против Диего. Он в свое время ей подарил обезьянку-коату. Чуть ниже на шее – ожерелье из шипов, врезающихся в тело молодой девушки. Эти «корни-шипы» есть почти на всех её картинах.

«Автопортрет с терновым ожерельем и колибри» (1940)

 

Сюжет с обезьянкой – излюбленная тема художницы, к которой она неоднократно обращалась. Для контрарности можно привести «Автопортрет с обезьянкой» (1938), где изображена молодая красивая женщина с обезьяной на правом плече, довольно милой, даже чуть смешной. На шеи строгой красавицы вместо тернового венка – золотое ожерелье. Эти два портрета сближают профиль, глаза, брови. Причёски разные и фон отличается. До «тернового венка» она изображала мягкие тона, при этом всегда ими служили листья мексиканских деревьев. Возможен и другой коммент обезьянки на многих портретах Фриды – это символ детской любви; очень она хотела родить ребенка – надежда то появлялась, то исчезала (в фильме это было показано реалистично актрисой Сальмой Хайек). Сейчас картина находится в галереи современного искусства Олбрайт-Нокс (США).

«Автопортрет с обезьянкой» (1938)

 

Большое влияние на стиль живописи Фриды Кало оказал её муж, художник Диего Ривера и трагедия в личной жизни. Как говорила Фрида, «самая смешная вещь в миреэто трагедия». Редко два мировых художника выдерживают друг друга в одной мастерской, поэтому им пришлось построить мост между своими студиями живописи. Поэтому и говорила Магдалена: «В моей жизни было две аварии: одна – когда автобус врезался в трамвай, другая – это Диего».

В связи с этим отдельно следует сказать об этом  мексиканском художнике-революционере, оказавшем огромное влияние на Фриду Кало. Диего Ривера – художник революционер-троцкист. В 20-е годы приезжал в СССР. Именно он оказал помощь Льву Троцкому и его жене Натальи Седовой в получении политического убежища в Мексике. Он был помолвлен с русской художницей Маревной (настоящее имя – Мария Брониславовна Воробьёва-Стебельская), но женился на красавице Гуадалупе Марин. Впрочем, женщин красивых в его жизни было много. Но самое главное – Диего в душе был революционером, или возмутителем общественного мнения, в искусстве прежде всего.

Самая скандальная его фреска – «Человек на распутье», заказанная Джоном Рокфеллером-младшим для Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке. Он также создал фреску для Генри Форда «Индустрия Детройта». На фреске для Рокфеллера он изобразил два мира: капитализм и социализм, а почти в центре (все-таки для магната) – В.И. Ленина. Естественно младший обиделся и фреску уничтожил. В ответ Диего Ривера в Мехико пишет фреску «Человек, управляющий Вселенной» (Л. Троцкий). Как художник Диего Ривера конкурировал с Пабло Пикассо и Анри Матиссом. Это зарисовка показывает, кто оказался спутником нашей героини.

Фрила Кало и Диего Ривера – история Мексики, запечатлённая, между прочим, в мексиканской купюре в 500 песо, выпущенной в честь 100-летия революции: на банкноте изображены два их портрета с разных сторон с цитатой Риверы: «Говорят, что революция не нуждается в искусстве, но искусство нуждается в революции. Это неправда. Революция нуждается в революционном искусстве».

В 1940-е годы картины Фриды Кало стали показывать на выставках. В 1953 году – первая персональная выставка в Мексике и в этом же году из-за гангрены ей ампутировали ногу. Фрида Кало умерла 13 июля 1954 года сразу после своего дня рождения в возрасте 47 лет от воспаления лёгких.

«НЕТ НИЧЕГО ДОРОЖЕ СМЕХА, С ЕГО ПОМОЩЬЮ МОЖНО ОТОРВАТЬСЯ ОТ СЕБЯ, СТАТЬ НЕВЕСОМОЙ».

Незадолго до смерти Фрида (Магдалена) оставила в своём дневнике последнюю запись: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь». 

Самые известные афоризмы Магдалены Кармен Фриды Кало Кальдерон:

 

  • «Искусство – аналог крови в социальном организме человечества»;
  • «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и знаю себя лучше всего»;
  • «Революция – это гармония формы и цвета, все движется и остаётся на месте, повинуясь одному закону: имя ему – жизнь».

ОДНАКО ФРИДА (МАГДАЛЕНА) КАЛО ВЕРНУЛАСЬ: ее картина «Две обнаженные в лесу» или «Моя медсестра и я» недавно были проданы на аукционе Christie’s за  8 миллионов долларов, автопортрет «Корни» в 2006 году на аукционе Sotheby`s в Нью-Йорке за 5,6 млн долларов. Ее бывший дом La Casa Azul – сегодня  музей.

Фрида Кало. «Корни» (1943)

Фри́да Ка́ло де Риве́ра (Frida Kahlo de Rivera или Магдале́на Ка́рмен Фри́да Ка́ло Кальдерон) из Мексики оказала огромное влияние на современную живопись. Одна из выставок в музее современного искусства в Чикаго была посвящена влиянию Магдалены (Фриды Кало) на мир искусства и включала работы современных художников, для которых Фрида стала источником вдохновения и примером для подражания. Выставка проходила под названием «Свободные: современное искусство после Фриды Кало». Всего одна картина Фриды Кало выставлялась в Эрмитаже – это «Автопортрет с обезьянкой» (1938). На последней своей работе Фрида Кало (Магдалена) написала: Viva la vida («Да здравствует жизнь»). 

  • Самая смешная вещь в мире – это трагедия.
  • Я пила, чтобы утопить свои проблемы, но они научились плавать.
  • Нет ничего дороже смеха, с его помощью можно оторваться от себя, стать невесомой.
  • Революция – это гармония формы и цвета, все движется и остаётся на месте, повинуясь одному закону: имя ему – жизнь.
  • Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и знаю себя лучше всего.
  • Искусство – аналог крови в социальном организме человечества.
  • В моей жизни было две катастрофы: столкновение с поездом и встреча с Диего. Худшей была встреча с Диего.

Образ Фриды Кало вдохновлял и вдохновляет кинематографистов. Одним из последних яляется художественный фильм 2002 года «Фрида» (режиссер Джулия Тэймор). В основе фильма книга Хейден Эрреры «Фрида Кало» (1983), изданная в России в издательстве ЭКСМО в 2007 году. Между прочим, в facebook некто печатает дневник мексиканской художницы. В роли Кало снялась лауреат премии «Оскар», актриса театра и кино Сальма Хайек, а в роли Льва Троцкого – Джеффи Раш. Фильм замечательный, рекомендую всем. Фильм имеет две премии «Оскар». До этого Джулия Тэймор уже сняла два фильма на историческую тему: «Царь Эдип» (1993), «Тит – правитель Рима» (1999).

Сцены фильма снимали в городах Мехико, Пуэбло и Сан-Луис-Потоси, США, Франции. Съемки происходили в местах, где в свое время бывала Фрида Кало, например, в здании Министерства образования с сохранившимися росписями Диего Риверы, и в знаменитых домах Кало и Риверы, соединенных мостом, а также в заброшенном городе майя Теотиуакан. На вершине мексиканской пирамиды происходит диалог Фриды и Троцкого. Есть в фильме спецэффекты, но реалистичность сюжета они не портят. Скорее наоборот, 30-секундный сюрреалистический фрагмент операции Кало после автобусной аварии заставляет зрителю самому прочувствовать боль главной героини. Фильм охватывает жизнь Фриды Кало в 20 – 50-е годы прошлого столетия. Кстати, есть и док/фильм «Фрида: Биография Фриды Кало» (1983) Хайдена Эрреры.

 

Источники

 

  • Abrams H.N. The diary of Frida Kahlo: an intimate self-portrait. – N.Y., 1995.
  • Drucker M. Frida Kahlo. – Albuquerque, 1995.
  • Teresa del Conde. Vida de Frida Kahlo. – Mexico: Departamento Editorial, Secretaría de la Presidencia, 1976.
  • Teresa del Conde. Frida Kahlo: La Pintora y el Mito. – Barcelona, 2002.
  • Prignitz-Poda H. Frida Kahlo: Life and Work. – N.Y., 2007.
  • Pankl  L. Material Culture 44, № 2 (2012): 1-20.
  • Frida Kahlo, Diego Rivera and Mexican Modernism. (Cat.). – S.F.: San Francisco Museum of Modern Art, 1996.

 

ССЫЛКИ

 

 

  • Arts & Culture Google – виртуальный музей Фриды Кало; 
  • Манеж – выставка Фриды Кало в Москве;
  • frida-kahlo-foundation.org – неофициальный сайт о художнице;
  • artchive.ru – информация о выставках и архив ее работ.
  • «Фрида Кало и популярное искусство»: Музей изящных искусств (Бостон), 27 февраля 2019 – 19 июня 2019 г.;
  • «В Стране Чудес: сюрреализм женщин-художников в Мексике и США»: Музей искусств округа Лос-Анджелес, 29 января 2012 – 6 мая 2012;  Национальный музей изобразительных искусств (Квебек), 7 июня 2012 – 3 сентября 2012; Музей современного искусства (Мехико), 27 сентября 2012 – 13 января 2013.

 

Сергей Марков, доцент, кандидат философских наук (г. Хабаровск). Специально для Ostrovok
 

  •