Гарячі новини

"Free to Think" ( Свобода мыслить). В Карлтонском университете говорили о глобальной программе спасения ученых

  В Карлтонском университете  (Канада, г.Оттава) 23 марта состоялось  необычное для внешнего зрителя мероприятие под названием "Free to Think" ( Свобода мыслить) и рассказ  о том, как и кем создается глобальная сеть перемещения ученых из   "горячих точек " мира. Об этом рассказывает East\West.ostrovok.

Речь шла ... об "академической свободе", "продвижении мысли", "защите права думать", "делиться идеями"- постулатах уникального международного проекта "Sholars of Risk" (Ученые в опасности), который существует исключительно на спонсорские средства, собранные для ученых, вынужденных покинуть свою страну.

В Карлтонском университете в рамках этой программы работают  четверо приглашенных ученых.

О проекте, его смыслах и промежуточных итогах работы рассказывали организаторы, активисты,  партнеры-эксперты . 

Как оказалось, в целом инициативы Carlton по управлению рисками помогали и помогают ученым из Афганистана, Ирана, Сирии, России, Турции , Уганды, Йемена, а также из Украины.

За последний год по программе SAR в Карлтонский университет прибыли  четверо ученых,  скоро ожидается -  пятый. Их имена пока не  разглашаются.

"Нападки на свободу и высшее образование часто носят повсеместный характер и порой имеют широкомасштабные смертельные последствия", - поясняют организаторы.

Scholars at Risk (Ученые в опасности) — это независимая некоммерческая корпорация, расположенная в Нью-Йоркском университете , а SAR — это глобальная сеть, которая защищает ученых, которым угрожает опасность. Она выступает за сообщества высших учебных заведений, которые служат  широкому общественному благу. 

В то время, когда академическая свобода находится под угрозой во многих странах, работа SAR по продвижению академической свободы имеет неоценимое значение для глобальных научных систем, утверждают организаторы.

Убежище и помощь, предоставляемые SAR, позволили сотням ученых по всему миру свободно продолжить свою академическую карьеру в безопасности. Эта работа приносит пользу на всю жизнь отдельным ученым и их семьям, но также служит сохранению их навыков, знаний и интеллектуального вклада на благо общества в целом. Таким образом, работа SAR напрямую продвигает науку, наряду с другими академическими дисциплинами, как "глобальное общественное благо".

В целом, каждый год в среднем предоставляется убежища и помощь более, чем 300 ученым по всему миру - "путем организации временных исследовательских и преподавательских должностей в учебных заведениях".

К слову, в 2021 г SAR стал Лауреатом премии "За научную свободу и ответственность"

.

23 марта в Карлтонском университете прошла интерактивная панельная дискуссия "Free to Think" ( "Свобода мыслить").

"Я начну с того, что процитирую международный пакт о политических правах и Бенджамина Франклина, смысл сводится к следующему: без свободы мысли не может быть такой вещи, как мудрость,  -  сделал вступительное слово  приглашенный профессор из Йемена Мустафа Бахран. - Можно сказать и проще: свобода - это когда избиратель сказал "я не согласен с вами", но я все равно буду защищать его право быть несогласным".

Сама свобода Бога и свобода Слова являются обязательными условиями  для функционирования свободного общества. По данным Канадской ассоциации университетов, академическая свобода включает в себя право без разрушения,  свободу учить и обсуждать, проводить  исследования и распространять, публиковать результаты этих исследований... Наш сегодняшний разговор   - об интеллектуальной свободе, о свободе  сознательной и, в частности, академической. Академическая свобода необходима для продвижения знаний в обществе...Падение свободы — это "политизация" любви. И во многих странах, к сожалению,  знание превращается в инструмент для политического контроля за учеными, которые поставлены в положение "согласовывать" с властью свои исследования и приспосабливаться к правительству... Это не только ограничивает академическую свободу, но препятствует развитию идей, важных для решения социальных проблем... Параллельно проростают такие явления как нетерпимость и экстремизм..."

 "В современном мире мы наблюдаем растущие тенденции к подавлению свободы слова, цензуру , что создает атмосферу страха и пассивности". 

. Сара Уилкокс — заместитель директора организации Scholars address, принявшая участие в создании ряда программ защиты ученых в Европе  и США, правозащитных организаций, включая местную коалицию по защите образования, а также Альянс университетов для решения проблем мигрантов и беженцев:

"У нас много активистов по всему миру, которые находятся в Японии и Зимбабве, Южной Африке и Никарагуа... Список можно продолжить. Нам необязательно формироваться вокруг национальных секций, мы создаем  сообщество, "коллективный голос". В настоящее время мы работаем  примерно с 300 учеными, которым напрямую помогли с работой по всему миру,  включая  более сотни принимающих университетов, и это число растет... Мне приятно видеть, что  появляется все больше учреждений, которые участвуют в финансировании этого процесса. Впрочем,   цифры,  вероятно, могут быть  в 10 раз больше, поскольку мы слышим , что Польский вуз принял  1400 студентов и ученых из Украины...

SAR  продолжает  помогать ученым, где бы они не находились,  в поиске места, где  они могут  продолжать преподавать и проводить свои исследования. У нас есть ученые из Афганистана,  Украины, Эфиопии. Турции, Йемена и России, не говоря уже  об ученых из Камеруна и Никарагуа, Венесуэлы. Мы получили более 700 заявок от них., а за 2022 год  мы имеем отчет, который документирует почти 400 атак (на ученых), и это только верхушка айсберга.

Атаки  отслеживались в 65 странах, и это говорит о том, что это мировая проблема и мы видим ее повсюду, в том числе и в  Соединенных  Штатах, в Украине. Мы видим, как принимаются пагубные законы, полностью уничтожающие целые дисциплины...И мы должны  это зафиксировать и  указать на  существующие правовые механизмы, чтобы бросить вызов правительствам... Так что это всепроникающая, глобальная проблема...".

 

Джеймс Робин Кинг, директор национального образования, соавтор двух исследований Международного института образования и Калифорнийского университета о влиянии города и кризиса беженцев на высшее образование :

"Я собираюсь начать с сообщения, которое мы получили от афганского ученого, застрявшего в Кабуле.

Он написал: поведение  талибов ухудшается. Они  совершают набеги на дома, лишая людей права на самовыражение.  Мы чувствуем себя униженными  и психологически подавленными. В результате событий в Украине  талибы чувствуют себя вне поля зрения международного сообщества, и теперь показывают афганскому народу свое истинное лицо.

Я подчеркну глобальный характер угрозы ученым. Поэтому и наш ответ этой угрозе должен быть глобальным. 

Мы должны строить  партнерские отношения  с учреждениями и за пределами  Северной Америки и Европы. 

Но я хочу показать масштаб этой проблемы, опираясь на цифры ООН: сегодня в мире  насчитывается более 100 миллионов вынужденных переселенцев, что составляет 1,2% населения планеты. Это была бы 15-я по величине страна. И эти крупномасштабные  перемещения  касаются  людей с высшим образованием, очевидный пример тому  - Украина.  Таким образом, среди этих 100 миллионов  есть сотни тысяч студентов,  ученых, чья карьера  была прервана на неопределенный срок. (И это, не говоря уже об ученых, которые все еще находятся в своей стране и сталкиваются с угрозами из-за своей работы, будь то научная деятельность или активизм).

Так, пока мы сидим  здесь в прекрасной, холодной Оттаве,  там ученые сталкиваются  с угрозами больше, чем когда-либо в истории - теперь это всепроникающая, глобальная проблема...

Обращусь к слайдам: во время  Второй мировой войны мы помогли  около 300 ученым, спасающимся от нацистских преследований и разместили их в наших университетах.

Несколько ученых стали  лауреатами  Нобелевской премии.

Но никогда раньше  наша организация не сталкивалась с такими масштабами угроз для ученых как мы видим сегодня. В 2022г   srf  получил больше запросов, чем за любой другой год. Шестой год подряд  заявки удваиваются. Уже обозначена 21 страна, откуда в прошлом году  отобраны стипендианты: репрессивные режимы усиливают  преследования в Афганистане,  Иране,  Никарагуа, России.

С 2002 года мы помогли более 1000 ученым из 62 стран - из-за их  работы,  идентичности, политической активности...".