Опубликовано: 4.12.2012. 14:03
Не так давно в депо Иловайск появился новый современный пригородный дизель-поезд ДЕЛ-02 производства ПАО "Лугансктепловоз". О том, как шла работа над его созданием и отработкой новой электрической схемы, рассказал заместитель технического директора тепловозостроительного завода Валерий Догадин.
Электропередача создавалась заново
В.Д.: Процесс доводки состава дизель-поезда ДЕЛ-02№005 для Донецкой железной дороги оказался весьма сложным, трудоёмким и длительным. По разным причинам пришлось, практически, заново создавать электропередачу переменного тока. Её для этих машин разработали специалисты Государственного предприятия "Электротяжмаш" (Харьков), НИИ"Преодразователь" (Запорожье), фирмы "Телсис" (Северодонецк). Итоги совместной работы налицо - по своим параметрам состав ДЕЛ-02 исполнения 2012 года получился лучше четырех ранее изготовленных. Это подтверждают и локомотивные бригады, участвовавшие в многочисленных обкаточных поездках составов, начиная с №001, и приборы, которые, как известно, сугубо объективны. Пути дальнейшего совершенствования дизель-поездов очевидны - расширение партии закупки таких составов, позволяющее оттачивать в эксплуатации конструкторские решения, а также дающее возможность Изготовителю совместно с Заказчиком совершенствовать потребительские качества состава. Но уже сегодняшний уровень приёмистости, тяговых, скоростных и тормозных характеристик соответствует современным требованиям для пригородных поездов.
О дизель-поезде информативно:
Дизель-поезд ДЭЛ-02 создан специалистами ПАО "Лугансктепловоз" для перевозок пассажиров в пригородном сообщении в районах с умеренным климатом. В конструкцию машины заложено более ста инновационных решений, использованы достижения современного локомотивостроения. Основная составность дизель-поезда три вагона: два моторных и один прицепной. Схема управления обеспечивает возможность эксплуатации двух сочленённых составов, управляемых с одного поста управления. Дизель-поезд оборудован электропередачей переменного тока. Микропроцессорная система регулирования, управления и диагностики обеспечивает заданные характеристики при загрузке дизеля с минимальным расходом топлива, полное использование на тягу свободной мощности дизеля и перевод тяговых двигателей в генераторный режим для реализации электро-динамического торможения. Она позволяет с одного пульта машиниста по цифровому каналу управлять одновременно двумя моторными вагонами, а также обеспечивает функции диагностики основного оборудования. Система оценивает состояние параметров, сообщает предельные и аварийные режимы машинисту выведением их на дисплей, а также вводит их в память для анализа. Подрамное расположение силового модуля MTU обеспечивает максимальную вместимость моторного вагона и повышенный комфорт для пассажиров. Кузова вагонов цельнометаллические, боковые стенки, потолок и настил пола - из нержавеющей низколегированной стали, что позволяет продлить срок службы вагонов и снизить на 15-20% затраты на ремонт кузовов. Кабина машиниста оборудована пультом управления, монитором видеонаблюдения, кондиционером. Установлен и бытовой холодильник. Сплошное люминесцентное освещение салонов в виде светящейся дорожки обеспечивает оптимальный уровень освещенности. Система аудио и визуального оповещения даёт возможность отображать полезную информацию (остановки, время, температуру воздуха, рекламные материалы) на табло "бегущая строка". Устройство подачи свежего воздуха создает комфортные условия для пассажиров. Для обогрева салонов используются электронагреватели, установленные внизу над полом вдоль стенок вагонов. При этом возникает тепловая завеса перед окнами. Температура воздуха регулируется автоматически. Для обогрева состава в период отстоя в зимнее время предусмотрены специальные разъёмы для подключения внешнего источника питания от деповской сети, а также для ввода поезда в депо от внешнего источника при неработающем дизеле. Моторные вагоны оборудованы туалетами закрытого типа, обеспечивающими санитарные нормы и защиту окружающей среды путём приёма и удаления отходов в бак накопителя. Пользоваться туалетами можно и в движении, и на стоянке. В вагонах имеются также служебные купе, учитывающие условия труда поездных бригад. Тормоза дизель-поезда: электрический, электропневматический, автоматический пневматический и механический (ручной). Дизель-поезд ДЭЛ-02 сочетает в себе высокую степень комфорта и безопасности движения, многочисленные инновационные разработки и современный дизайн. Своими параметрами и характеристиками он соответствует самым жёстким техническим требованиям.
Плюс - слаженность, минус - отсутствие полигона
В.Д.: Хочу поблагодарить всех, кто участвовал в процессе доводки и отработки всех устройств и систем дизель-поезда. Это была сложная, кропотливая, по сути своей научно-исследовательская работа, которую приходилось выполнять в жёстких условиях испытательных поездок в районе станции Кондрашевская-Новая. Узлы и агрегаты, схемные, программные решения испытывались и проверялись в условиях реальных поездок. В день было до 40 выездов на дорогу, и прямо в салоне поезда шёл анализ полученных результатов, вносились оперативные изменения в алгоритм работы агрегатов, "перепрошивались"управляющие компьютерные программы, перенастраивались, менялись регуляторы скорости, решались возникавшие вопросы по реализации тяги на высоких скоростях, по доводке электро-динамического тормоза. Не могу не перечислить специалистов, занятых в этой работе и проявивших самоотверженность, слаженность и взаимопонимание:
Геннадий Яровой - начальник отдела электропередач ГП "Элетротяжмаш",
Олег Калашник - технический директор ОАО "Телсис",
Алексей Шаповалов - инженер-программист ОАО "Телсис",
Пётр Андриенко - директор по науке предприятия ОАО НИИ "Преобразователь",
Владимир Рубаник - заместитель главного конструктора ЦКБ ПАО "Лугансктепловоз" - руководитель испытаний, Алексей Шахов - начальник конструкторского бюро ЦКБ ПАО"Лугансктепловоз",
Юрий Антоненко - начальник бюро испытательного центра (ИЦ) "Транссерт" ПАО"Лугансктепловоз",
Михаил Кустенко, Виктор Дунаев, Александр Некрасов - машинисты-испытатели ПАО"Лугансктепловоз", Владимир Кобылкин - помощник машиниста.
Особенно следует отметить инспектора ЦТА УЗ - Вячеслава Мясникова, чья твердая позиция в понимании необходимого "надо" сыграла немаловажную роль в формировании окончательного исполнения электропередачи состава.
В результате всей этой научно-экспериментальной деятельности дизель-поезд легко преодолевает самые сложные по рельефу участки пути, при этом торможение в процессе поездки осуществляется с помощью электродинамического тормоза, что ведёт к экономии тормозных колодок, да и более комфортно для пассажиров. Конечно, можно было сократить период настройки и отладки электропередачи и всех систем дизель-поезда, если бы имелся испытательный полигон. Но он отсутствует, и потому работа шла в режиме поездок, согласованных с графиком движения Донецкой железной дороги. Повторю, главный итог нашей работы - готовность дизель-поезда к эксплуатации, и это - реальный повод для расширения партии составов дизель-поездов. Чем их будет больше, тем проще и быстрее будет процесс их подготовки к работе на стальных магистралях. В этом заинтересованы и производственники, и железнодорожники, и пассажиры.
В завершение добавим, что в депо Иловайск завершается обучение и стажировка локомотивных бригад для вождения дизель-поезда в пригородном режиме на участке Иловайск - Красноармейск через Донецк. В дальнейшем по мере возрастания пассажиропотока, дизель-поезд будет использован в региональном режиме на направлениях Иловайск - Бердянск и Иловайск - Мелитополь.
Транспортный портал trans-port [1]
Ссылки:
[1] http://www.trans-port.com.ua/index.php?newsid=43239