Опубликовано: 14.10.2012. 23:09
В Луганском академическом украинском музыкально-драматическом театре в течение трех дней – 11, 12 и 13 октября – с полным аншлагом шел очередной новый мюзикл по мотивам повести А.Каневского «Май нейм из Маня» - «ТАКЕ ЕВРЕЙСЬКЕ ЩАСТЯ».
Главный герой пьесы – маленький послевоенный еврейский дворик великолепной и неподражаемой бабы Мани ( народная артистка Украины Наталья Коваль), музыка Игоря Поклада и стихи Александра Вратарева, где « не продается совесть, любовь и доброта».
Далее в течение всех трех действий дворик ностальгирует, радуется, смеется, плачет, верит и юморит колоритным еврейским манером. Воодушевляет и радует прекрасное пение и хореография. Музыка. Живая и хмельная, как и вся атмосфера на сцене, она заставляет и зрителей парить и петь, петь – и парить - вместе с героями, порхающими по и даже …над сценой. Заштатностью и провинциализмом с учетом качества вокала и хореографии здесь давно уже не пахнет. Вероятно, именно это, как оказалось, заставило многих зрителей прийти на этот спектакль во второй и даже в третий раз. Некоторые сравнивали луганскую постановку с киевской и говорили, что киевлянам, увы, на сей раз далеко до Луганска. Как и до «луганской» бабы Мани.
А Баба Маня, по словам ведущего от автора (народный артист Украины Александр Морозов, «певец №1» спектакля , как никогда ранее, показывающий незаурядные диапазоны и красаки своего тенора), неподражаемо рассказывала о своих «усталых ногах», ностальгировала о молодости и косах. У бабы Мани - 4 дочки, у каждой из которых было по 4 мужа ( но все они в продолжение всей пьесы остаются за кадром), а в центре –Тереза или , как ее называют уменьшительно домашние - Теза ( прекрасное сопрано арт. Наталья Стародубцева), которая ждет с фронта своего мужа Лешу.
И их дочка Маринка ( слишком а-ля Катя Пушкарева) в ловком исполнении арт. Наталии Бутко.
Итак, Теза, « насчастливейшая женщина двора», очаровывающая многих мужчин, ждет своего мужа Леша, бывшего акробата.
А Леша, «задержавшись в пути», приходит с войны без обеих ног. Но Теза и дворик - счастливы, лишь бы - что живой.
Леша скоро осваивает протезы, начинает работать портным, шьет бабе Мане… красные рейтузы с воланами.
И – начинает пить... Теза просит его бросить, иначе, дескать, уйдет. Леша , обнимая Тезу, предлагает… не забыть взять его с собой.
Нежданно-негаданно приходит беда – тяжелые раны не заживают и Леша умирает. Но Бабе Мане и Тезе есть для чего жить – они обещали Леше позаботиться и выдать замуж Маринку.
Простодушная баба Маня сначала «кладет глаз» на пройдоху Федю, который ходит в майке и красном галстуке и ставит на крышах антенны. Потом – за Моряка Степаныча, , но как оказывается, из-за татуировок на «интересных местах» тот не решается заводить романы с женщинами. И, наконец, появляется … Тарзан.
Вопреки причитаниям бабы Мани, Теза отпускает дочь замуж. В Израиль.
После отъезда Маринки, Баба Маня признается Тезе, что в Киеве у нее есть «настоящая» мать, Ребекка Фишман, и ее нужно искать в Киеве. Тереза отправляется в столицу, и далее в сюжет вплетается трагедия Бабьего Яра.
Тереза возвращается домой. А тут приходит от Маринки отчаянное письмо: Тарзан бросает беременную жену, перед этим обчищает ее карманы и чемоданы и перебирается с любовницей- американкой в Штаты.
«Ты думаешь, Баба Маня тебя в Америке не достанет?!», - кричит баба Маня. И - приступает к изучению английского языка. Вместе с Тезой они собирают документы и рекомендации для выезда за границу. Дворик принимает в этом деятельное участие. Как и во всей предыдущей и последующей жизни.
В самом начале пьесы делается основополагающий посыл: дворик живет «дружной многонациональной семьей», он – тот маленький мир, где сфокусировались судьбы маленьких людей и большой страны. Потому в мюзикле звучат ноты и патриотические, и лирические, и куплетные, и фольклорные. А новая музыка и песни стоят рядом со «старыми» шлягерами ( «Шаланды полные кефали», национальными еврейскими мотивами). В таком ассортименте луганская оперетта получилась сочной, смелой, и молодой.
Пусть сюжет немного прост и наивен. Но не более, чем любая человеческая жизнь. Может быть, именно поэтому так потянуло на это «еврейское счастье» массового зрителя?
Наталия Кононова, ostrovok [1]
Ссылки:
[1] http://ostrovok.lg.ua/sites/default/files/zast-1.jpg