Опубликовано: 17.10.2011. 13:07
Способна ли не очень богатая водоемами Луганская область обеспечивать себя свежей и качественной рыбой? И почему чем меньше ее в наших реках и прудах, тем больше — на рынках?
Вода есть — рыбы нет
В необходимости активного рыборазведения усомниться сложно. Рыбной продукции, производимой отечественным товаропроизводителем, критически мало, хотя потребность в ней высока и нереализованный пока потенциал производства огромен.
Рыба — ценный продукт, неотъемлемая часть сбалансированного рациона. Научно обоснованная норма потребления человеком рыбы и продукции из нее — не менее 20 кг в год, из которых 5-6 кг — доля свежей. Поэтому для Луганской области с населением в 2,5 млн человек желательно ежегодно поставлять как минимум 12,5 тысяч тонн свежей рыбы.
Можем ли мы производить хотя бы часть этого количества?
Луганская область находится в третьей зоне недостаточной водности Украины и по количеству поверхностных вод является одной из самых бедных в стране.
Основной водоем — река Северский Донец (в границах области — 265 км) с многочисленными притоками. Всего же на Луганщине 96 рек, 73 водохранилища (объемом свыше 1 млн кв.м), 1415 прудов и 337 озер. По результатам инвентаризации, проведенной Главным управлением «Луганскгосрыбоохрана» и Управлением агропромышленного развития облгосадминистрации, определены 100 наиболее эффективных для ведения рыбохозяйственной деятельности водоемов. Их общая площадь — 5,8 тыс. гектаров, на которых при пастбищной (выращенной в естественной среде) аквакультуре ежегодно можно получать до 1,4 тыс. тонн товарной рыбы. Иными словами, при использовании нагульных площадей в полном объеме и с применением соответствующих технологий область сможет в значительной степени обеспечивать себя рыбой.
Но что в реальности?
По данным Главного управления «Луганскгосрыбоохрана», из переданных в аренду водных объектов общей площадью 5420 га под разведение рыбы задействовано только 14 % (56 водоемов) площадью 2914 га. Наибольшее количество рыбы на рынки поставляет Сватовский район. Оставшиеся пруды и водохранилища используются не по целевому назначению или в разрез с требованиями действующего законодательства, из-за чего область ежегодно недополучает около 800 тонн рыбы.
Ходит водоем по кругу…
Причины происходящего на поверхности.
Рыборазведение в Украине сегодня существует преимущественно в виде фермерских хозяйств. Наибольший интерес у предпринимателей вызывают малые водоемы и пруды. Это объясняется, прежде всего, их рыбохозяйственной ценностью, возможностью в короткие сроки либо организовать товарное рыборазведение, либо заняться устройством рыболовно-туристических ферм и т.д. Сегодня практически 90% прудов переданы юридическим и физическим лицам в кратко- или долгосрочную аренду.
Большинство договоров об использовании прудового фонда, заключаемых между «частниками» и местными органами власти, краткосрочные — не более чем на 1-3 года. Чаще всего предприниматель стремится весной зарыбить водоем (в основном двухлетками карпа и толстолобика), чтобы осенью выловить рыбу, достигшую товарного вида, для продажи. Почему же, несмотря на обязанность исполнения местными администрациями Закона Украины «О сельском хозяйстве», фермерские рыбные хозяйства дают лишь небольшую часть внутреннего валового продукта?
Все дело в экономике. Рыбное хозяйство с нуля в редких случаях начинает приносить прибыль через год, чаще через 3-4 года, а иногда и через 6-7 лет (в зависимости от вида и технологии выращивания рыбы). Чем быстрее темпы ее роста и выше ценность, тем дороже себестоимость (закупка кормов, рыбопосадочного материала, оборудования, оплата труда специалистов). То есть финансовые вливания в фермерское хозяйство необходимы серьезные, а получить на эти цели внутренние или зарубежные инвестиции сложно.
Зачастую предприниматели, вдохновленные идеей быстрой прибыли, не имеют представления ни о предстоящих затратах, ни о двух-, трехлетнем цикле выращивания рыбы, ни о комплексе самых необходимых мелиоративных мероприятий на водоеме. В результате договоры аренды разрываются досрочно, и к следующим арендаторам водоемы переходят, мягко говоря, не в лучшем состоянии. И все повторяется снова.
Еще одна причина нынешнего плачевного положения дел — информация о заключенных договорах аренды водоемов и земель водного фонда не предоставляется органами местного самоуправления Главному управлению «Луганскгосрыбоохрана». Это существенно усложняет контроль над ситуацией. А бесконтрольное хозяйствование приводит к деградации водоемов, так как арендаторы занимаются рыборазведением по принципу «что хочу, то и ворочу» — без всех необходимых согласований с органами государственного контроля и предоставления отчетности.
На старт?
По мнению ведущего ихтиолога Главного управления «Луганскгосрыбоохрана» Андрея Денщика, для увеличения производства рыбной продукции необходим, условно говоря, стартовый комплекс мер, без которых дело не сдвинется с мертвой точки.
— Прежде всего, — убежден он, — нужно создать благоприятные условия развития рыбной отрасли, ввести льготные условия ресурсных платежей. Государство может поддержать рыбные хозяйства в части кредитования, осуществления селекционных и мелиоративных работ, улучшения материально-технической базы. Кроме того, в области много водоемов, требующих ремонта перед использованием под разведение рыбы. Фермер не в состоянии сделать его самостоятельно, в этом ему тоже нужно помочь.
Параллельно, считает Андрей Денщик, нужно провести проверку арендованных рыбохозяйственных водоемов на предмет их использования по целевому назначению и передать водные площади тем пользователям, которые будут соблюдать законодательство и вести рыбохозяйственную деятельность, только имея полный пакет разрешительных документов.
Необходимы и мероприятия по общему использованию водоемов области для выращивания рыбы. Проблему можно решить двумя путями: зарыбление всех пригодных для этого площадей и выращивание достаточного количества рыбопосадочного материала. И здесь уже есть (правда, пока единичные) положительные сдвиги: к примеру, ведутся работы по восстановлению малькового хозяйства в Кременском районе.
В целом же улучшение положения в отрасли — вопрос пока туманный. Тем не менее, рыба на наших прилавках есть и сегодня. Причем — очередной парадокс! — чем меньше ее в водоемах, тем больше на рынках. Как это получается?
Рыбная тень
За разъяснениями «ОстроВ» обратился к инспектору Главного управления «Луганскгосрыбоохрана» Александру Дуплякину.
— Александр Николаевич, почему при столь нерациональном использовании водоемов наши базары заполнены и пеленгасом, и карасем, и толстолобом? Откуда рыбка?
— Конечно, далеко не вся рыба на наших рынках местная. Приведу пример. В Горловке Донецкой области есть оптовый рынок. Сюда пользователи, у которых есть лицензии на отлов и квоты, свозят товар, в частности, популярного пеленгаса. Отсюда же по городам и весям восточных областей Украины он развозится мелким оптом. Берешь большую партию, здесь тебе дают документы на реализацию — все законно. Берешь маленькую — ту же накладную и сертификат дают не всегда. Но это полдела. Существует и теневой отлов пеленгаса. У браконьеров рыба дешевле, а значит, для того, кто собирается реализовывать ее на рынке, приобретать ее выгоднее.
Что делает торговец? Он покупает, условно говоря, 30 кг официально, а под них еще сто у браконьеров. Вот почему статистика фиксирует одни цифры, а по факту получаются совершенно другие. Предприниматель может рискнуть продать рыбу вообще без документов, может выкупить документы у другого предпринимателя (даже с мокрыми печатями), может подложить «левую» рыбу под ту партию, которую приобрел официально. Словом, у кого на что хватает фантазии и кто как может «решать вопросы» на рынке.
— Это можно проконтролировать?
— Практически нет. Накладная свидетельствует о том, что рыба законно изъята из природной среды и приобретена, сертификат — о том, что товар по качеству в пределах нормы. Уличить недобросовестного торговца можно только «на глаз»: например, к «свежей» накладной прилагается не очень свежая рыба. Тогда можно задать вопрос — почему?
— И что дальше?
— Ничего. Рыбинспектор работает в пределах своей компетенции, он проверяет законность изъятия рыбы из природной среды, а это — накладная. Если она есть, то у нас нет законных оснований для конфискации. Мы не имеем права задавать вопросы о происхождении товара, рыбинспекция не является органом дознания и следствия. Если я начну разбирательство, меня тут же спросят: а ты кто такой, работник милиции, прокуратуры, СБУ?.. А качество товара проверяет санэпидстанция и ветеринарная служба: они делают (если делают) экспресс-анализ. Здесь тоже вопрос: работник СЭС, берущий образцы для анализа, должен быть кристально чистым.
— Нужна ли мне накладная, если я — пользователь: сам запустил, сам выловил?
— Не нужна. Но должны быть договор о рыборазведении (хотя бы ксерокопия) и акты зарыбления и отлова. Этих документов достаточно. Кроме того, согласно ст.7 «О животном мире», объекты животного мира, в том числе и рыба, могут быть переданы по наследству, по доверенности… В общем, задокументировать теневой отлов не сложно, и здесь я как инспектор практически бессилен, здесь тупик.
Дырки в контрольной сети
— Допустим, я взял в аренду водоем. Могу работать трудно, но честно, а могу и воду мутить. Кто мне помешает?
— У нас существуют специальные товарно-рыбные хозяйства (СТРХ). Чтобы создать такое, нужен полный пакет документов: договор с местным самоуправлением на рыборазведение, если площадь водной глади больше 10 га, режим рыбохозяйственного использования водоема, научно-биологическое обоснование, акты зарыбления и вылова водных живых ресурсов. Это основные документы.
— А если меньше 10 гектаров?
— Не нужен только режим рыбохозяйственного использования водоема. Если нет научно-биологического обоснования, то никто не подпишет акт зарыбления, потому что мы не знаем, какая среда, какая кормовая база и прочее. Документы стоят недешево — от 2 до 3 тысяч гривень, но тогда вы имеете право зарыблять, выращивать и, соответственно, делать отлов.
— И что, законопослушные граждане выстраиваются в очередь?
— Некоторые пользователи отлавливают рыбу, не имея пакета документов. Арендатор может даже не зарыблять: не зарыбил, а загреб все и вывез на рынок втихаря. Ему, собственно, и вывозить не надо, покупатель сам приедет. А дальше по схеме, о которой я говорил. Страшно то, что подобные закупки случаются даже во время нереста.
Боремся с этим, как можем. Сейчас за наведение порядка с арендой водоемов в области всерьез взялась областная государственная администрация. Контроль за деятельностью СТРХ ужесточается, чтобы знать, сколько есть рыбы, и минимизировать теневой отлов.
— Арендатор может купить акт зарыбления, которого не было?
— Акты составляются и подписываются рыбинспекцией и управлением экологии, у нас остается экземпляр и у пользователя. Здесь перекрестный контроль, поэтому купить такой акт нельзя.
— Насколько эффективны санкции рыбинспекции? Ну, заплатил я по существующим нормам даже 255 гривен, а заработал несколько тысяч?
— Увы, эффективности большой нет. Все, что мы можем по норме закона — штраф от трех до пятнадцати не облагаемых налогом минимумов с конфискацией или без нее. В этом плане, я считаю, закон несовершенен.
Как видим, в государственных «сетях» на браконьера и недобросовестного арендатора остается немало дыр. Вопрос о том, удастся ли (и когда) их залатать — пока из разряда риторических. Но статистика оптимизма не добавляет. В зоне обслуживания и контроля Главного управления «Луганскгосрыбоохрана» — 73 водохранилища, 1415 пруда, 337 озер и 96 рек. При столь обширном поле деятельности в штате рыбинспекторов насчитывается всего 14 человек.
Марина Савинова, специально для «ОстроВ»