Профессия каскадера, наверно, обладает особой притягательностью. В ней, как ни в одной другой, тесно переплетаются магия кино и риск. Видимо, такой необычный «коктейль» создает особое состояние духа, когда человеку просто необходим острый вкус опасности, которую можно обвести вокруг пальца только настоящим мастерством. Каскадеры скучают, когда нет работы, без нее жизнь кажется им пресной, как харчо без приправ. Они рискуют с улыбкой и — на поверхностный взгляд — слишком легко. Но за показной легкостью стоят долгие тренировки и трезвый расчет.
Сделать постоянный риск своей профессией под силу немногим. Анатолий Грошевой — из их числа. Его каскадерский стаж — более 30 лет. «Зеленый фургон», «Роксолана», «День рождения Буржуя», «Трудно быть Богом», «Война» — вот только несколько всенародно любимых кинематографических «хитов» из более чем 500 фильмов, сложнейшие трюки в которых он исполнял.
Впрочем, формулировка не совсем точна, потому что каскадер — профессия командная и одиночек не балует. Команда Грошевого насчитывает на сегодня около 40 человек, живущих не только в Украине, но и в Прибалтике, Германии, Израиле. Все они состоят в международной ассоциации профессиональных каскадеров «Украина», созданной в 1996 году. Ее задача — социальная защита служителей этой «раритетной» профессии.
— Я отношу себя к третьему поколению каскадеров в кино. На заре кинематографа трюковую работу выполняли либо сами актеры, либо цирковые артисты. Именно им наша профессия обязана своим названием: в среде циркачей весьма распространено выражение «каскад трюков». Хотя во всем мире моих коллег называют английским словом «stantmans» — человек, который удивляет.
И только в послевоенные годы возникла потребность в профессионалах. В то время они имели довольно узкую специализацию: на съемочных площадках в основном исполнялись конные трюки. Одним из пионеров профессии стал знаменитый Кантемиров, разработавший и впервые в мире исполнивший падение всадника вместе с конем. Его достижения развил другой известный каскадер — Тимофеев, виртуозно выполнявший подсечки лошадей, перевороты тачанок, другие сложные конные трюки в ставших классикой советского кино фильмах «Кочубей», «Бег», «Белое солнце пустыни». На смену этим грандам каскадерского дела пришло поколение, к которому причисляю и себя. Его представителям узкой трюковой специализации уже недостаточно. Современному кинематографу необходимы каскадеры-универсалы.
Профессионалы выделяют 11 направлений трюковой работы: партерная работа (драки, разнообразные акробатические элементы, словом, все, что выполняется «на земле»), высотные падения, горение, конные, мото-, автотрюки, работа на воде, под водой, историческое фехтование, воздушные трюки, полеты на дельтапланах и парапланах… Так что в современном трюковом деле понятия «профессионал» и «универсал» стали синонимами. Не единичны случаи, которые смело можно отнести к разряду профессиональных курьезов: к примеру, когда каскадер, творивший чудеса за рулем, не сумел перед камерой вспрыгнуть на крышу собственной машины. Или когда съемочной группе, в составе которой работали трое исполнителей трюков, пришлось «выписывать» за тысячи километров четвертого, потому что эти трое могли проделать что угодно, но только не проплыть по реке пару сотен метров.
Сегодня даже виртуозного владения необходимыми прикладными видами спорта профессиональным каскадерам недостаточно. Им нужно уметь разрушить выработанную годами тренировок красоту и отточенность движений. Ведь если на экране подгулявшие гусары примутся фехтовать с блеском современных шпажистов-чемпионов, а сошедшиеся в уличной драке хулиганы обнаружат технику профессиональных боксеров — это вызовет у зрителя лишь саркастическую улыбку.
На съемках картины «Ярослав Мудрый» А. Грошевой разработал и вместе с С. Григорьевым выполнил парное падение с высокой крыши княжеского терема; оба летели вниз, сцепившись в отчаянной борьбе. Грошевой, как и его партнер, в прошлом опытный акробат, но ему понадобилось несколько лет работы в кино, чтобы подготовить столь сложную сцену.
Конечно, подобное мастерство шлифуется годами практической работы. И все же основа основ любой профессии — определенная база знаний, образование.
— Профессиональной подготовкой каскадеров сегодня никто не занимается. В 1986 году, правда, во ВГИКе был открыт курс обучения организаторов трюковой съемки, где получили соответствующее образование 38 человек, съехавшихся со всего бывшего Советского Союза. Посчастливилось попасть в их число и мне. Но это был первый и последний курс. Дальше — тишина. А ведь в Англии даже каскадера узкой направленности готовят не менее семи лет. Только сейчас нашей ассоциации удалось добиться того, что встал вопрос о получении украинскими каскадерами соответствующего высшего образования. И хотя в планах — шестилетнее обучение, все равно это не более чем экспресс-подготовка. Каскадер — профессия, которой учатся всю жизнь.
Мелочей в этой работе не бывает. Одни и те же, сотни раз отработанные трюки на каждой съемочной площадке приобретают новые оттенки: меняются местность, направление и сила ветра, температура воздуха, костюм, в котором работает каскадер… На съемках «Пятнадцатилетнего капитана» едва не случилась трагедия. Одна из сцен снималась в ущелье, дул сильный ветер. Герой Грошевого стоял на мосту на 12-метровой высоте. По сценарию, раненный брошенным Вергилио ножом, он должен был упасть вниз. Готовя страховку, Анатолий Васильевич учел силу и направление ветра, особенности местности, высоту. Однако трюк должен был выполняться в костюме той эпохи — просторной рубахе с широкими рукавами. Во время падения она «спарусировала», и каскадера ветром отнесло в сторону, в страховку попали только ноги. Каскадер упал, на долгие 12 минут потеряв сознание. Правда, обошлось без серьезных переломов, и уже через десять дней, выйдя из больницы, Грошевой сел на лошадь и продолжил съемки. А эпизод его неудачного падения вошел в картину — натуральнее не бывает.
В другом случае — в картине В. Грамматикова «Вера, надежда, любовь» — снималась сцена нападения бандитов, так называемых «крючников», на пассажирский поезд. Каскадеры находились на крыше состава; по сценарию, сдернутые бандитскими «кошками», они должны были упасть на рельсы в определенной точке. Задача Грошевого состояла в том, чтобы не долететь до земли, а «зависнуть» на торце поезда. И вновь каскадера подвела сущая «мелочь» — он просчитал возможности троса, учитывая статический вес, но не учел опасности так называемого динамического разрыва. В результате на втором дубле трос лопнул, не выдержав 75-килограммового веса. Правда, в этом случае обошлось без серьезных травм: сориентировавшись в момент падения, каскадер успел сделать заднее сальто и очень натурально «пришел» на четвереньки. Именно этот дубль можно увидеть в фильме.
Получается, что точные науки и художественное кино имеют тысячи точек соприкосновения. Невозможна разработка оригинальных трюков без знания основ физики, химии, геометрии… На съемках картины «Любовь гетмана Мазепы» режиссер Ю. Ильенко поставил перед каскадерами задачу: повозка, запряженная шестеркой лошадей с возницей на облучке, должна войти в воду и переправиться через Днепр. На повозку подвешивались 12 барабанов, набитых пенопластом, за счет чего она и держалась на воде. Чтобы трюк удался, каскадерам нужно было просчитать необходимое количество пенопласта, учитывая его «плавучесть». Подобную сцену несколько ранее пытались снимать американцы, при первом же дубле «благополучно» утопившие и карету, и несчастных животных. Наши — сделали!
Впрочем, без гуманитарных знаний каскадеру тоже не обойтись. К примеру, при подготовке исторических сцен нужно обязательно учитывать бытовые подробности изображаемой эпохи. Профессионалы говорят: если бы д`Артаньян и его друзья вздумали так широко размахивать шпагой, будто у них в руках казачий клинок (как это показано в знаменитой советской экранизации «Трех мушкетеров»), гвардейцы перебили бы их в первой же стычке.
О необходимых каскадерам профессиональных навыках можно говорить еще долго: актерское мастерство, знание основ режиссуры и операторского искусства, психологии, физиологии, спортивной медицины…
И все же главное в работе исполнителя трюков не это. Эта профессия — командная. И даже страхующим здесь может быть только человек, которому полностью доверяешь.
К примеру, горение — один из самых опасных трюков, и очень многое здесь зависит именно от страхующего. Тушить горящего водой из ведер ни в коем случае нельзя! Асбестовый костюм не пропускает пламя, но жар — наоборот. При тушении малым количеством воды вся одежда припаривается к телу. Каскадеру нужно моментально прыгнуть в водоем. Если его нет, надо лечь специальным образом на землю, чтобы страховщики смогли потушить брезентом сначала шею, потом ноги. Их нужно сложить «елочкой» и максимально прижать к земле. В одеяле, которым тушат горящего каскадера, не должно быть ни дырочки — пламя вырывается моментально…
Когда снималась картина «Искусство жить в Одессе», Грошевой трижды (!) ловил прямо в руки падающего с 8-метровой высоты и пролетающего мимо страховки неопытного каскадера.
Эти люди, сообща переживающие опасность на съемочной площадке, пытаются вместе преодолевать и сложности реальной жизни. А их — профессиональных — у каскадеров не счесть.
— Я не сразу пришел в эту профессию, — рассказывает Анатолий Грошевой, — успел поработать водолазом, водителем, мотористом на катерах. Даже циркачом был. Серьезно занимался подводным плаванием, акробатикой. Как-то знакомые ребята предложили «потрюковать» в кино. Попробовал. И уйти уже не смог. Хотя трудностей хватало всегда.
Моя трудовая книжка немного похожа на загранпаспорт заядлого путешественника. Только там отмечаются визы, а мне ставили штампы: работал по договору в картине такой-то, на киностудии такой-то…И так каждые 3-4 месяца. При этом каскадеры не имели совершенно никаких социальных гарантий: не предусматривались страховки, хотя несчастные случаи в нашей профессии, к сожалению, неизбежны, стабильная оплата труда по твердым расценкам, пенсии. В общем, исполнители трюков были своего рода «шабашниками».
И только в 1996 году назрел момент, когда мы решили, что нужно как-то отстаивать свои права, защищать профессию. Именно тогда была создана наша ассоциация. Нам пришлось сделать ее международной, так как представителей нашей профессии из 14 областей Украины, необходимых по закону для создания подобной организации, при наличиии трех киностудий в стране попросту не нашлось. Поэтому в ассоциацию вошли мои ученики, в свое время уехавшие в Прибалтику, Германию, Израиль. Мы по-прежнему работаем вместе, составляя единую команду.
Сейчас нам удалось добиться того, что профессия каскадера «легализована». Именно добиться, ибо наши многократные обращения в Министерство культуры Украины никаких результатов не принесли. Полтора года представители ассоциации стучали в двери кабинетов, где работают люди, ведающие культурой страны. И слышали в ответ: «Зачем вам государственные гарантии? Согласно уставу ассоциации вы можете утвердить свои расценки и работать по ним. Забудьте о нашей структуре».
Вопрос был решен только после нашего обращения в Министерство труда и социальной политики Украины и к специалистам Луганского НИИ социально-трудовых отношений. Буквально с чистого листа готовили его сотрудники соответствующую нормативную базу для нашей профессии: разрабатывали квалификационные характеристики, тарификацию, проводили хронометраж — приезжали на съемочную площадку, смотрели, как работаем, как тренируемся. Специальность каскадера была внесена в классификатор профессий. Создано и утверждено Министерством труда и социальной политики положение об оплате труда каскадеров. С апреля текущего года мы работаем по твердым государственным расценкам. Причем они вполне приличны, даже на уровне мировых стандартов. В проект типового договора со съемочной группой включен пункт об обязательной страховке исполнителя трюковых сцен на период съемок. Решается вопрос о пенсиях, о создании специального курса для получения будущими каскадерами высшего образования.
Представители этой профессии — как немногие — востребованы за рубежом. Киевские каскадеры периодически работают там, но только на гастролях. Они с большим успехом показывали свое шоу в Египте, Польше, Германии. Но жить они хотят только в своей стране, посильно участвуя в возрождении украинского кино. Даже несмотря на еще одну серьезнейшую проблему отечественного кинематографа — безусловно слабое техническое обеспечение трюковых сцен. Самодельные страховочные средства и страховочные костюмы (иногда на уровне примитивного ватника) резко увеличивают опасность травматизма. А что уж говорить о съемках сцен различных автокатастроф… Один из французских автокаскадеров признался, что при отработке различных трюков разбивает в год порядка 700(!) машин, покупая их на автосвалках за гроши. А каскадерам из группы Грошевого неоднократно приходилось — по бедности! — переворачивать машины без двигателя. В общем, на Западе за сохранением жизни и здоровья каскадеров стоит целая индустрия, а у нас — только они сами, со своим мастерством и самодельными страховками. И умудряются при этом оставаться на высоте.
Сейчас каскадеры из команды Грошевого готовы сделать и вовсе невообразимое: прыжок без парашюта с крыла самолета на параллельно летящий самолет. Для этого ребятам необходим год тренировок (нужно совершить более 300 прыжков), специальный костюм (напоминающий одеяние Бэтмена) и, конечно, деньги, чтобы за все это заплатить…
Со школьных лет запомнил Анатолий Грошевой хрестоматийные гоголевские слова о двух — не только русских — бедах. Сегодня жизненный опыт Анатолия Васильевича позволил ему по-своему переосмыслить классическую цитату: «Попробуй сделать нормальную дорогу, и пусть, идя по ней, другие скажут, дурак ли ты». Именно такую дорогу — пусть даже в масштабах своей «немноголюдной» профессии — пытается проложить сегодня президент международной ассоциации профессиональных каскадеров с символическим названием «Украина».
Марина Савинова