Гарячі новини

Александр Ходаковский о действиях подразделения «Омега»: " Стреляла. Но не по майдановцам, а «в сторону Майдана»"

Приближается третья годовщина кровавых событий на Евромайдане. Украинская и мировая общественность ждет результатов расследования тех событий. ПАСЕ записала это как требование в своей резолюции по ситуации в Украине. Здесь нужно учесть показания обеих сторон конфликта.

В связи с этим интерес представляет интервью Александра Ходаковского информационному агентству Росбалт. Вывший руководитель отдела Центра специальных операций «А» при Управлении СБУ по Донецкой области, затем командир бригады "Восток" "ДНР", бывший председатель "Службы безопасности ДНР", а сейчас днровский оппозиционер, участвовал в составе "Альфы"  в киевских событиях. Приводим отрывки из его интервью.

Журналист Валерия Разина формулирукт вопрос:

"Сейчас я вам покажу скрин видео, которое опубликовало американское издание The Daily Beast, сообщив, что бойцы «Альфа» вывозят оружие с Майдана, которым потом расстреливали людей".

Далее публикуется фотография

Ответ Ходаковского:

"Это действительно «Альфа». Такие бронежилеты были только у нас и тип экипировки наш. Это съемки внутреннего двора с Владимирской, 33.  На одном из фото, кажется, даже есть я".

— Куда вы направлялись с оружием?

 — Нам поступила информация, что Пашинский (Сергей Пашинский, один из организаторов Майдана, в марте—июне 2014 года глава Администрации президента Украины — прим. авт.) заводил на высотные здания   людей, предположительно снайперов. Мы ехали проверить информацию, естественно, ехали и снайперы  с вооружением, но пока мы петляли 40 минут по городу, по прибытию уже никого не обнаружили.

 — Предполагаете это были те самые снайперы, расстрелявшие Майдан?

 — Возможно. Им нужно было раскачать ситуацию. Оппозиционеры организовали провокацию, тем самым получив оправдание своим дальнейшим действиям, отказу от мирного соглашения с Януковичем. Они использовали своих людей как пешки, как расходный материал.

— Есть еще фото, на котором некие бойцы с желтыми повязками стоят с направленными на кого-то автоматами, и вроде бы в кого-то стреляют…

 — «Альфа» вообще задействовалась только один раз, ночью 19 февраля, когда сгорел Дом профсоюзов. Я подчеркиваю: именно в ночь, то есть днем «Альфы» на улицах Киева не было. А те, кто с желтыми повязками — это бойцы спецподразделения «Омега», которое входило в состав внутренних войск.

— Так, может, это «Омега» стреляла по майдановцам?

 — Стреляла. Но не по майдановцам, а «в сторону Майдана». Когда основное подразделение внутренних войск  начало отступать, «Омега» обеспечивала отход, у них единственных было огнестрельное оружие на тот момент, в том числе снайперские винтовки.

Отступление началось после того, как Майдан озверел и оттуда начали стрелять, когда один за одним падали мертвые срочники, у которых не было оружия, а на Майдане его было достаточно. Бойцы «Омеги» были вынуждены открыть огонь, чтобы обеспечить отход тех, кто сам не мог себя защитить. Это снимали журналисты со всех ракурсов и показывали будто правоохранители нападают на Майдан, но все было с точностью до наоборот".

— Вы лично сталкивались с  «Омегой» на Майдане?

 — Они помогали нам попасть в Дом профсоюзов.

— Как проходил его штурм?

 — Мы собрались на Европейской площади в 11 вечера — всего 20 автобусов. Оттуда выдвинулись вслед за бойцами внутренних войск, которые должны были освободить две баррикады, чтобы мы могли подойти ко входу в Дом профсоюзов. Операция началась после двух часов ночи, и закончили мы к пяти утра. Когда внутренние войска, вооруженные дубинками и баллончиками со слезоточивым газом, расчистили для нас одну баррикаду и принялись за вторую, мы поняли, что и до утра они не справятся, тем более несколько окровавленных и раненых бойцов вывезли на скорой помощи. Мы решили проникнуть в Дом профсоюзов через соседнее здание, по крыше.

Вот там мы и увидели бойцов «Омеги» с желтыми повязками. Они обеспечили нам проход, остались на этажах, а мы по крышам перебрались на здание Дома профсоюзов. Там мы столкнулись с двумя майдановскими радикалами, которые приготавливали «коктейли Молотова», чтобы бросать их на головы правоохранителям, но они быстро через шахту лифта сбежали в здание и закрылись за собой изнутри, а нам в «подарок» оставили около 20 бутылок. Мы выломали двери и разными группами постепенно начали спускаться."

"— Какая задача перед вами была поставлена перед штурмом?

 — Разные группы имели разные задачи, но была и общая: оттеснить майдановцев, произвести осмотр помещений и обеспечить проходы. Я шел во главе передовой группы, которая спускалась по основной лестнице. Мы спустились до 8 этажа и заметили какую-то суету. Когда мы осветили этаж фонарями, то увидели, что за стеклянными дверями майдановцы осуществляют поджог. А поджигать было что — они спали там на поролоновых подстилках, так что горючих, в том числе ядовитых материалов, было достаточно. Тогда наш подщитовой через стеклянные двери произвел два выстрела резиновыми пулями, чтобы отогнать человека с зажигательной смесью, но тот успел ее бросить, и началось воспламенение. Мы попытались тушить этаж, но давления в пожарных гидрантах не было, мы использовали огнетушители, которые у нас были с собой, но их не хватило. Кроме того, майдановцы забаррикадировали двери. Мы тушили, сколько могли, пока один из подчиненных не потянул меня за ремень бронежилета и знаками не показал, что уже бесполезно — все здание горит. Заодно вывели двух майдановцев, надев на них собственные противогазы, причем в первую очередь.

— Согласно официальной информации, при штурме Дома профсоюзов погибли минимум двое митингующих и около сотни было ранено. Это так?

 — На этажах было по 3-4 человека, они подожгли здание и ушли. Никто в здании не погиб. Мы были несколько раз проинструктированы, что боевое оружие мы не применяем, у всех перед операцией была установка пользоваться только спецсредствами.

— А как же тот факт, что в здании были обнаружены тела?

 — Это тела людей, которых там удерживали и пытали майдановцы. Я думаю, Дом профсоюзов и подожгли для того, чтобы замести следы.  У нас была информация о пытках и убийствах сотрудников правоохранительных органов, особенно тех, кто под прикрытием поникал в майданную среду, но были раскрыты.  Даже была оперативная съемка о пытках в этих захваченных зданиях: мучили сотрудников «Беркута», убивали людей, не только правоохранителей, но и митингующих, которые стали чем-то неугодны. Но почему-то об этом никто не говорит и виновных не судят."

И вот еще: командиром сводной штурмовой группы, которая зачистила Дом Профсоюзов был Александр Устименко, который сейчас занимает руководящую должность в СБУ. Так если наши действия носили незаконный характер, то почему же его назначили командиром всей «Альфы»? Если к нему нет претензий, значит, нынешнее правительство Украины не имеет претензий ко всей «Альфе»."