Горячие новости

Полтавская мозаика: «Прелестные картинки» на фоне региональных проблем в Украине (Фоторепортаж)

То, что Украина является  многорегиональным формированием, имеющим свои исторические и культурные особенности, сомневаться не приходится. В Полтаву мы собирались давно, но как-то  не случалось. Теперь –  случилось: в Полтаву нас вытолкнула война, поскольку именно сюда пришлось эвакуироваться двум структурным подразделениям Луганского национального университета им. Тараса Шевченко – факультету иностранных языков и  Институту культуры, которые  уже  4-й год арендуют учебные площади  у Полтавского университета экономики и торговли.

И вот город Полтава перед нами –  центрально-украинский - в смысле, город центральной части Украины,  осенний, золотой, листопадный. А еще - гоголевский, креативный, украинский (с его галушками-шкварками-дерунами), культурный (изобилюющий культурными памятниками и  музеями),    двуязычный и с "русским" украинским, а в бытовом плане - абсолютно комфортный для человека путешествующего.

Итак, проспект Соборности (бывшая Жовтневая )  – центральная часть города, на которой,  как на подмостках театра, разворачивается главное действо.

Здесь сегодня  находится Полтавский областной совет

Полтавский драматический театр

 

Памятник Николаю Гоголю в Полтаве

"История как она есть": в этом здании в 1903 г. в торжествах по поводу открытия памятника Ивану Котляревскому присутствовали Леся Украинка, Михаил Коцюбинский, Михаил Старицкий, Панас Мирный, Василь Стефаник, Олена Пчилка. В разное время тут выступали Луначарский, Маяковский, Короленко, Карпенко-Карий, Кропивницкий, Мария Заньковецька

В Полтаве на улице Соборности (бывшая Жовтневая) огромное количество кафешек, ресторанчиков, пиццерий, авторских пекарен и цукерен, буквально состязающихся в оригинальности  и  непохожести своей продукции.

«Этот город максимально приспособлен для нужд человека», - говорили нам харьковчане и луганчане в напутствие, уже побывавшие в Полтаве по системе  кадровой ротации.

Выбор креативных "авторских" кафе с доступными ценами огромен. Есть также кухня французская, японская, итальянская, грузинская, мексиканская, узбекская и т.д. и т.п.

 

 

 

Осенняя Полтава

Памятник галушке

 Сегодня вносит растерянность  в умы не только рьяных активистов, но и интеллигенции города памятник Славы в Корпусном саду. А это, как ни крути, основная достопримечательность центральной части Полтавы.

Памятник был установлен на месте, где после Полтавской битвы 27 июня 1709 года произошла встреча царя Петра I с гарнизоном крепости и местными жителями. Накануне встречи на этом месте была сооружена триумфальная арка. Идея создания памятника принадлежала губернскому архитектору Михаилу Амвросимову. Некоторые изменения в проекте памятника были сделаны знаменитым архитектором французского происхождения Тома де Томоном (1759-1813). 
    

Для постройки памятника было собрано около 135000 рублей, деньги на отливку орла и бронзовых украшений были выделены царем Александром I. Квадратный пьедестал памятника был выполнен в виде крепости, а чугунная ограда - в виде мечей, закрепленных остриями вниз. Чугунная колонна была отлита на Луганском чугунно-литейном заводе, а бронзовые детали пьедестала - в Санкт Петербурге. В основание памятника были вмонтированы восемнадцать 24-фунтовых пушек, которые находились в бастионах крепостей Полтавы и Переволочной. Светло-серый гранит для памятника добывали на каменоломне возле г. Кременчуга. 

 Монумент увенчан позолоченным орлом, который держит в своих когтях стрелы войны, направленные в сторону поля Полтавской битвы, а в клюве - лавровый венок.

Памятник был открыт 27 июля 1811 года, хотя первоначально планировалось открыть его в 1809 году к 100-летию битвы. В 1852 году вокруг памятника был заложен парк, который является образцом садово-паркового искусства. Позднее вокруг памятника появилась кольцевая дорога, а сам парк был обнесен красивой чугунной оградой. В начале XIX ст. вокруг площади был построен комплекс административных зданий в классическом стиле по проекту известного русского архитектора А.Захарова. 

 

Как оказалось, украинские радикалы, начиная с 2014 года, взяли «под прицел»   памятник Славы.  Дескать, «символизирует российскую империю».  Слава богу, сил  разрушить исторический  памятник   не  хватило. Успокоились на том, что забравшись на   пилон, повесили жовто-блакытный и красно-черный флаги.

За эти годы они уже изрядно поистрепалися ветрами-дождями, а снять и  «поремонтировать» теперь -  некому.

«Кое- кто считает, что таким образом можно бороться с распространением имперских идей, - поясняет нам музейный работник. – А я думаю -  памятники нужно реставрировать и поддерживать. История есть история. И в ней есть место и  Петру и Мазепе. Кроме того, и в истории Российской империи есть разное…».

«После того, как Полтава осталась  верна Петру Первому, не сдалась  Мазепе и шведам, российский самодержец решил ее всячески поддерживать, -  рассказывали нерадикалы. - До  Петровского вмешательства это был маленький заштатный городок,  своявший кроме всего прочего на заболоченной местности.После полтавской битвы сюда потекли  деньги,  как сегодня говорят, инвестиции".

 Как свидетельствует историческая справка, культурно-исторические "слои" регональной идентичности определяются  сначала принадлежностью территории  к литовским владениям - это собственность литовского князя Михаила Глинского, потом за участие в антипольском восстании территория была отобрана  польским королем Сигизмундом Первым (1508 год)».

Далее - по Википедии (если кому-то эта справка покажется слишком длинной - можно ее пропустить. Копируем ее исключительно для того, чтобы было понятно, что полтавская земля множество раз переходила из рук в руки, но наиболее  продуктивная история для нее началась именно в период Российской империи, когда город начал активно развиваться и дал целую плеяду выдающихся  людей. Хочется, чтобы  и сегодняшняя Украина сделала для регионов то же самое): «В 1569 году по Люблинской унии Полтава из состава Великого княжества Литовского была передана в состав Королевства Польского. В 1576 году Стефан Баторийразделил всю Левобережную Украину по земству и по воинству на полки, а полки на сотни. Во второй половине XVI века на Полтавщине значилось около 300 селений, среди которых были города, слободы, села. На территории Полтавщины образовались большие владения литовцев и поляков.

В 1630 году Полтава отдана Бартоломею Обалковскому, в 1641 году она перешла к Станиславу Конецпольскому и впервые названа городом. Примерно в эти годы Полтава получила Магдебургское право, хотя феодалы и продолжали вмешиваться в дела города. В те времена в Полтаве работали гончары, кузнецы, сапожники.

В 1646 году Полтаву захватили отряды Иеремии Вишневецкого. На тот момент по официальным документам в городе числилось 812 хозяйств.

После восстания Хмельницкого Полтава стала военно-административным центром Полтавского полка в составе Гетманщины. Вся территория города была поделена на полки. Во время Русско-польской войны Полтава была одним из главных регионов Левобережной Украины, ставшим надёжным тылом, откуда пополнялись людские резервы и шло снабжение армии Богдана Хмельницкого. Немало выходцев из этих мест проявили себя в ходе войны (Нестор МорозенкоМартын ПушкарьИван Искра и др.В это время Полтава активно развивается в культурно-экономическом аспекте — строится Крестовоздвиженский монастырь, в городе живут и работают создатели казацкого летописания Самуил Величко и Григорий Грабянка, поэт Иван Величковский.

В 1658 году Полтава стала центром восстания против гетмана Ивана Выговского.

В период Руины город несколько раз подвергался нападениям союзных с Выговским крымских татар, в связи с чем вокруг города были сооружены новые укрепления — Полтава была обнесена рвом и окружена валом. Однако в 1658 году Выговский сумел взять город и предал его опустошительному разорению. Многие жители Полтавы были отданы в рабство крымским татарам.

После Андрусовского перемирия 1667 года Полтава вместе с Левобережной Украиной вошла в состав Русского царства.

В 1693—1695 гг. в результате набегов крымских татар город был разграблен. В конце XVII века начинается восстановление и развитие города. На рубеже XVII—XVIII вв. Полтава становится одним из ремесленных и торговых центров Левобережной Украины.

Важное значение для города имела Северная война 1700—1721 годов между Россией и Швецией. Во время похода короля Карла XII на Москву через Украину гарнизон Полтавы (4200 солдат и 2,5 тысяч вооружённых горожан) в течение трёх месяцев удерживал город до подхода основных сил русской армии. 27 июня (8 июля1709 год у стен города состоялось генеральное сражение Северной войны — Полтавская битва[9]. В составе обеих армий были украинские казацкие полки, в русской армии — во главе с Семеном Палием, в шведской — во главе с Иваном Мазепой. Результатом боя стало полное поражение Карла XII, после которого тот вместе с Мазепой сбежал в Османскую империю.

После Северной войны город стал известен на всю Российскую империю как город воинской славы. Полтава начала активно застраиваться, вскоре город стал одним из главных торгово-ремесленных центров Украины.В 1775 году Полтава вошла в состав Новороссийской губернии, в 1784 — в состав Екатеринославского наместничества.

В начале XIX века на Полтавщине действовало 35 промышленных предприятий, среди которых: селитряные, мыловаренные, суконные фабрики, кирпичные заводы и другие.

"После того, как в 1802 году Полтава стала административным центром Полтавской губернии, в 1803 году был утверждён первый генеральный план города, в соответствии с которым в 1803—1805 годы был создан городской сад, спроектирован и застроен центр города — архитектурный ансамбль вокруг Круглой площади, от которой лучами исходили 8 улиц. В 1811 году в центре площади был открыт монуент Славы.Во время Отечественной войны 1812 года Полтава стала центром формирования ополчения Полтавской губернии", - свидетельствует историческая справка.

В дальнейшем, Полтава стала центром культурной и духовной жизни Украины.

"С 1818 года здесь действовала масонская ложа «Любовь к истине», в которой состояли Иван Котляревский, В. Лукашевич, В. Тарновский и другие. В 1818—1819 годы в училище учился Николай Гоголь . В полтавской гимназии обучались драматург и театральный режиссёр Михаил Старицкий, историк и общественный деятель Михаил Драгоманов, математик Михаил Остроградский. Здесь практически всю жизнь проработал Иван Котляревский. В 1844 году в город приезжал Тарас Шевченко. Здесь работали и творили Иван Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, Василий Докучаев  и его ученик Владимир Вернадский, врач Николай Склифосовский".

В 1818 году были открыты институт благородных девиц и духовное училище при Крестовоздвиженском монастыре, в 1820 году — школа садоводства.

В 1835 году в городе была создана губернская публичная библиотека, с 2 апреля 1838 года началось издание газеты — «Полтавские губернские ведомости». В 1840 году был открыт кадетский корпус.

Сегодня подлинным украшением Корпусной площади, что в самом центре города, по-прежнему является заброшенное, находящееся в аврийном состоянии здание Петровского Кадетского корпуса.  

Указ об основании  Кадетского корпуса в Полтаве вышел 1 февраля 1830 года. Корпус получил название «Петровского» в честь Петра I и его победы в Полтавской битве над шведами в 1709 году. Открытие произошло 6 декабря 1840-го года.  В 1844 году здесь уже обучалось 400 кадетов (максимальное число достигало 500 и более человек).

Главный корпусный дом построен в 1835-1840 годах в стиле позднего классицизма под руководством архитектора М. И. Бонч-Бруевича.

Из Википедии также видно, что  заведение выпустило много хамечательно образованных людей: «У Полтавському кадетському корпусі навчалися: генерал Микола Холодовський, генерал, український художник Микола Ярошенко, українські художники Михайло Холодовський та Микола Бутович, композитор і диригент Микола Казанлі (автор опери «Міранда», «Симфонії», оркестрової балади «Ленора»), український музичний діяч, скрипаль-соліст, організатор симфонічного оркестру в Полтаві і Полтавському музичному училищі Дмитро Ахшарумов; електротехнік і метеоролог Філадельф Величко, керівник повстання саперів у 1905 році у Києві поручик Борис Жаданівський; професор М. П. Потоцький; автор підручників з артилерії, історії артилерії, генерал-майор Олексій Пащенко, учасник російсько-японської війни 1904–1905 років, один з піонерів вітчизняного повітроплавання В. Л. Ельяшевич, генерал-майор Михайло Домонтович(батько радянського дипломата Олександри Коллонтай), зоолог Є. Л. Шестопьоров та інші непересічні особистості.

·         Абаза Костянтин Костянтинович, військовий історикписьменник і педагог.

·         Ахшарумов Дмитро Володимирович, скрипаль, диригент, педагог.

·         Балясний Василь Олександрович, фізик, астроном, громадський діяч, редактор газети «Полтавський вісник».

·         Березовський Олександр Іванович, генерал-значковий Армії Української Держави.

·         Бобровський Борис Павлович, генерал-поручник Армії Української Народної Республіки.

·         Бобровський Павло Павлович, військовик, контррозвідник, мандрівник, благодійник, засновник міжнародного народознавчого відділу Природничо-історичного музеюПолтавського губернського земства.

·         Бутович Микола Григорович, живописець, графік, письменник-мемуарист, автор епіграм; старшина Армії Української Народної Республіки.

·         Бутовський Олексій Дмитрович, один із засновників та член МОК, спортивний функціонер.

·         Бутовський Микола Дмитрович, теоретик і практик військового навчання та виховання, відомий публіцист.

·         Величко Філадельф Кирилович, електротехнік і метеоролог.

·         Домонтович Михайло Олексійовичгенерал від інфантерії, військовий історик.

·         Дядюша Сергій Івановичгенерал-поручник Армії УНР.

·         Казанлі Микола Іванович, композитор і диригент.

·         Лукомський Олександр Сергійович, діяч Білого руху, мемуарист.

·         Малама Яків Дмитровичнаказний отаман Кубанського козацького війська.

·         Пащенко Василь Григорович, визначний військовий діяч Російської імперії, генерал-лейтенант, генеральний значковий Армії Української Держави.

·         Пащенко Олексій Григорович, генерал-майор артилерії.

·         Потоцький Павло Платонович, військовий історик, громадський та культурний діяч, меценат, засновник історико-мистецької колекції «Музей України».

·         Рашевський Сергій Олександрович, інженер-полковник, герой оборони Порт-Артура.

·         Романовський Микола Олександрович, генерал РІА та УД.

·         Холодовський Микола Іванович, генерал-лейтенант, генерал від артилерії.

·         Холодовський Михайло Іванович, пейзажист, художник.

·         Чижевський Павло Іванович, громадсько-політичний та державний діяч, публіцист.

·         Ярошенко Микола Олександрович, маляр-жанрист, за званням генерал-майор.

та багато інших.

После Октябрьской революции учреждение закрывается, однако в советский период здесь обосновалось Полтавское высшее зенитное ракетное училище, которое расформировывается в 1995-м г. И с тех пор здание  пустует.

Правда, после расформирования училища  оно переходит в собственность частного лица из Израиля,  но  о  здании никто не заботится, долгие годы идет судебный процесс с ЧП «Авна Трейдинг», и оно приходит во все больший упадок.

Большой вклад в возвращение исторического памятника городу сделал краевед Юрий Тристанов, который даже организовал общественные дебаты, организацию  «Комітет з порятунку будівлі Кадетського корпусу» . Однако с 1995 года строение без надлежащего ухода пришло в  аварийное состояние и теперь требует огромных вливаний. Кроме того, в последние годы в здании, как заявляют активисты, неоднократно специально организовывались пожары.

К слову, здание кадетского корпуса  предлагалось эвакуировавшемуся из Луганска Луганскому национальному университету им.Тараса Шевченко, но суммы для восстановления здания оказались для университета просто неподъемными. 

"История как она есть": в Полтавском краеведческом музее есть несколько экспозиций, посвященных Петровскому Кадетскому корпусу. На первом стенде - имена выпускников, всего около 500 человек.

Оружие и личные вещи кадетов

""Наші українські  церкви стрункі, -   поясняла екскурсовод   школьникам особенности полтавских  архитектурных стилей . -  А полтавські - присідкуваті, це - московський стиль".

Свято-Успенский собор всегда считался главным храмом на территории Полтавской крепости. Строился 22 года — с 1748 по 1770 год. Руководил постройкой  архитектор С. Стабанский, а строили собор полтавские мастера. Собор был полностью разрушен в 1934 году в антирелигиозную компанию. Плностью отстроен в 2000—2004 годах  при Кучме.

Сегодня его внешние формы и элементы декора несут черты барокко и классицизма.

Ниже и правее по проспекту Соборности привлекает внимание великолепный трехметровый памятник Тарасу Шевченко скульптора И.П. Кавалеридзе в  его узнаваемом стиле  конструктивизма. На памятник, как оказалось, также покушались "радикалы".

Пьедестал представлен как асимметричное накопления плоскостей и объемов, из которых будто появляется фигура поэта - образ борца за свободу . Открыт памятник 12 марта 1926 года. По этому случаю на месте открытия состоялся митинг жителей Полтавы, окрестных сел и гостей из других городов. Когда сняли покрывало,  запели «Завещание» Т. Шевченко.

Однако не так давно, увлеченные идеей «декоммунизации», безграмотные,  радикально настроенные  активисты (какие-то они "убогие", "бессмысленные", говорили нам музейные работники) вознамеривались разрушить памятник. К счастью,  эта беда пока его миновала. 

Полтавский краеведческий музей - один из старейших музеев Украины, основанный в 1891 году по инициативе профессора Докучаева как музей природы и истории Полтавской губернии. Основу коллекции составили экспонаты музея и библиотеки Е. Скржинской, коллекция восточных древностей П. Бобровского.

Сегодня экспозиция музея состоит из отдела природы, археологии, этнографии, отделов истории XIV -нач. XX века, а также истории XX - нач. XXI века. Отдельного внимания заслуживает «Сокровищница», где представлены самые уникальные экспонаты, общее количество которых составляет 300 тыс.экз, среди  которых раритеты, которые  привозились путешествующими  полтавчанами , передававшими сокровища музею.

Музей находится в здании бывшего губернского земства, построенном на протяжении 1903-1908 годов по проекту архитектора В. Кричевского

Здание оформлено в стиле украинского модерна .

Национальная одежда жителя Полтавской губернии  серед. 19 в.

"История как она есть": с Полтавой связаны имена около 40 декабристов

"История как она есть": ест и стенд, посвященный  Кирилло-Мефодиевскому обществу

 

"Истрия как она есть":  в Полтаве  по инициативе Просвиты установлен  и памятник Мазепе, фигуре   достаточно неоднозначной.

 

"Что ж,- говорят историки, - история есть история. В ней объективно есть место и Петру, и Мазепе".

Семиметровый Памятник  Петру I  установлен на месте дома казака  Магденко, в котором останавливался он на отдых на второй день после Полтавской битвыв  1709 г.  Краеведы считают этот памятник одной из главных достопримечательностей центра  Полтавы.

Это трехъярусный чугунный обелиск, установленный на гранитном стилобате, который имеет три уступа. Пьедестал выполнен из металлических листов и увенчан военными символами - шлемом, лавровым венком, мечем, положенным на щите, двуглавым орлом . На нижней части пьедестала помещено горельефное изображение спящего льва. 

В верхней части обелиска надпись: «Петръ I покоился здесь после подвиговъ своихъ 27 Июня 1709 года».

"История как она есть": а в этом доме останавливалась Надежда КрупскаяЮ в связи с чем имеется мемориальная доска, облитая "патриотами"краской.

Вандалы разбили и часть мемориальной доски генералу-фельдмаршалу Ивану Паскевичу, участнику Русско-турецкой войны (1806—1812)Отечественной войны 1812 года и т.д.Происходил из Паскевичей — малороссийского потомственного казацкого рода Полтавского полка, ведущего начало от казака Пасько, старшины в армии гетмана Богдана Хмельницкого. Это единственный в истории полный кавалер одновременно двух орденов — Св. Георгия и Св. Владимира. Один из четырёх полных кавалеров ордена Св. Георгия.

 

Еще далее, вниз  по площади Соборности,  к южной части города  -    и вот знаменитый музей-усадьба великого полтавчанина Ивана Котляревского, который по праву считается отцом новой украинской литературы.

Шевченко был его учеником.

В 1969 году, объявленным по решению ЮНЕСКО Годом И. Котляревского, по случаю 200-летнего юбилея поэта с помощью акварельного эскиза Шевченка, была возобновлена  усадьба  Котляревского.

 На территории бывшего городского кладбища, возле Кобеляцкого чумацкого шляха (ныне — ул. Ивана Мазепы) — могила поэта 1838 года  и парк им. И.Котляревского.

За свою жизнь Иван Котляревский написал всего три крупных произведения, но каждое из них стало классикой украинской литературы: «Энеида», «Наталка Полтавка» и «Москаль-чарівник». Из шести частей «Энеиды» были изданы в разные годы только четыре, а драматические произведения так и не увидели свет при жизни автора. 

Как неоднократно писалось, будучи человеком веселым, энергичным и самоироничным, он прожил полную приключений жизнь малороссийского дворянина, театрала и любителя красивых женщин. Но при этом так и не женился.

Интересна история "Энеиды", с которой новая украинская литература началась - она была написана как бы между прочим, исключительно для развлечения молодым кавалерийским офицером русской императорской армии и поначалу вообще не предназначалась к печати.

А первое издание ее было… пиратское. Позднее, убедившись, что на его таланте успешно наживаются другие, Иван Петрович и сам решил себя издать.

Остается добавить, что в Ивано-Франковском академическом областном музыкально-драматическом театре имени Ивана Франка не так давно "Энеиде" дали ему новое дыхание. 

Жанр нового спектакла "Энеїда" определили как "феерия-бурлеск", наполнили его новыми голосами, юмором, песнями  и молодыми голосами - в постановке задействовали всю младшую труппу театра, а также студентов Института искусств Прикарпатского национального университета им. В. Стефаника. Теперь спектакль с успехом проходит и  за рубежом. В этом году спектакль возили в США, в частности в Чикаго.

Давно замечено: город, как и любой другой живой организм,  в ответ на любую  агрессию способен вырабатывать антитела - солидарность, мужество, отвагу. Эта энергия концентрируется в усилиях   образованных людей , которым не всегда просто противостоять  булыжнику, автомату, физической силе, вандализму.  

Но они продолжают делать свое дело:  пишут книги, преподают, творят, создают. 

Борются против убогости и  бессмысленности.

 

 

С полтавским разгоном проспектом Соборности

с кадетским напором Петра

пришла и поет карамельная осень

полтавский романс.

 

В полтавской палитре осенние краски

роскошны, воздушны, легки.

Майданной и давней разгульной историей

Наполнены ночи и дни.

 

Кадетскую площадь с победной колонной

луганские пушки хранят.

Над стелой – ее открывал Котляревский

желто-блакитный флаг.

 

«Шаленая шкварка» дополнит палитру

запахов,звуков,шагов

И чашечку кофе в конце стометровки

подносит полтавский гарсон.

 

Наталия Кононова, Ostrovok