Гарячі новини

Вокруг Донбасса ситуация начала меняться. Но пока изменения происходят "под ковром"

Россия и Украина, столкнувшись с комом проблем, больше не могут позволить себе затягивать урегулирование на Донбассе, полагают российские эксперты.

Ряд, на первый взгляд, не слишком заметных событий последних дней дает некоторые надежды на подвижки в мирном урегулировании на востоке Украины, главную роль в котором играет реализация Минских договоренностей.

Во-первых, это то обстоятельство, что официальным представителем России в трехсторонней контактной группе по Донбассу был назначен не самый последний человек в российском истеблишменте – председатель высшего совета «Единой России», постоянный член Совета Безопасности РФ Борис Грызлов. Во-вторых, его недавний визит в Киев. Пищу для размышлений дал и телефонный разговор президента США Барака Обамы с президентом РФ Владимиром Путиным, в котором Украина была одной из тем, а также встреча того же Грызлова в Минске с главой украинской делегации, ведущей переговоры по урегулированию на Донбассе, Леонидом Кучмой.

Обозреватель «Росбалта» попросил экспертов ответить на вопрос о том, готовы ли основные стороны Минского процесса – Россия и Украина к какому-либо заметному продвижению вперед в переговорах.

Подвижки и компромиссы в реализации Минских договоренностей возможны, они подталкиваются ситуацией в мировой и российской экономике. На это указывают не столько официальные заявления лидеров России и Украины, сколько реальные шаги, которые предпринимают обе стороны в последнее время, полагает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, главный редактор журнала «Современная Европа» Виктор Мироненко.

«Я не считаю, что Кремль (в вопросе реализации Минских соглашений) находится на прежних позициях», - говорит эксперт. По его мнению, «нужно разделять официальную риторику и реальную ситуацию, в которой находится российско-украинский процесс. Мировая экономическая ситуация и ситуация в российской экономике очень быстро меняются. Когда меняется контекст события, не может не меняться и отношение к тому или другому его элементу».

«Для меня очевидно, что контекст изменился. И та, и другая стороны осознают, что не могут позволить себе занимать ту же позицию, которую они занимали даже в конце 2015 года, потому что это сейчас будет гирями на ногах как России, так и Украины, которые не позволяют им двигаться вперед и справляться с нарастающим комом экономических и социальных проблем. Одно дело для России, когда нефть стоила 120 долларов за баррель и другое, когда она стоит 30 долларов. То же и с Украиной, с ее колоссальными расходами на обеспечение войск в зоне АТО. Есть ощущение, что как бы ни было велико желание сохранить лицо и оставаться на прежних позициях, обстоятельства складываются таким образом, что ни та, ни другая сторона делать этого не могут», - уверен Мироненко.

Эту его уверенность подкрепляет и недавний блиц-визит на Украину Бориса Грызлова. Тем не менее, говорит эксперт, вопрос о том, что делать вначале: проводить выборы в районах, удерживаемых ополченцами на востоке Украины, а затем передавать контроль над границей украинской армии, или наоборот, остался камнем преткновения.

В то же время Мироненко видит подвижку со стороны российского руководства в том, что «до сих пор Россия уклонялась от прямого разговора с украинской стороной. Появление Грызлова, имеющего выход на президента РФ, говорит о том, что есть потребность и желание начать прямой диалог. И он фактически начат. Насколько я знаю, Порошенко принял Грызлова, выслушал его предложения».

По мнению политолога, это является показателем того, что в Кремле появляется понимание, что «эту ситуацию нельзя оставлять как есть». По его словам, новое назначение Грызлова, его визит в Киев и переговоры в Минске «однозначно говорят, что заинтересованность в решении этой проблемы, как с российской, так и с украинской стороны возросла на порядок. Совершенно очевидно, что идущие экономические процессы подталкивают стороны к решению конфликта на востоке Украины, поскольку оставлять его замороженным по примеру Приднестровья в этих условиях нельзя».

Политолог Елена Галкина, однако, уверена в том, что позиции России и Украины по урегулированию на Донбассе продолжают оставаться противоположными. «На данный момент я не вижу со стороны РФ никаких сигналов в пользу компромиссного варианта», - говорит эксперт.

По ее словам «рамку РФ в Минском переговорном процессе Владимир Путин начертил в недавнем интервью газете Bild: Украина должна провести конституционную реформу так, как это понравится ДНР и ЛНР (то есть, де-факто России), а после этого, может быть, ополченцы прекратят боевые действия; санкции против РФ абсурдны - ведь это Украина не выполняет соглашения. О вооруженных формированиях, наемниках и технике российские официальные лица предпочитают не вспоминать, будто этого пункта в Минских соглашениях и нет».

«Позицию Украины по Минскому процессу обозначил на своей пресс-конференции в четверг Петр Порошенко: выборы в "отдельных районах" Донбасса могут состояться только по украинскому законодательству, с участием украинских партий, со свободным доступом украинских медиа, обеспечением доступа ОБСЕ к границе с РФ, а главное, - при условии полного выведения оккупационных войск», - сказала политолог.

По мнению Галкиной, «предложения Порошенко полностью соответствуют букве Минска-2. Более того, именно такой порядок прописан в законе Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».

«Согласиться на проведение выборов в этих районах до решения этого вопроса равносильно политическому самоубийству, особенно учитывая нынешний высокий уровень недоверия президенту на Украине. Поэтому вряд ли Порошенко на это пойдет. Но интересно, что вопрос о конституционной реформе президентом Украины не поднимался, и позиция украинской стороны по конфигурации "особого статуса" остается неясной. До конца января изменения в конституцию должны быть вынесены на голосование в Верховной раде. Возможно, России удастся пролоббировать конфигурацию, подобную той, что предлагал Дмитрий Козак в проекте урегулирования приднестровского конфликта в 2003 году (Приднестровье и Гагаузия получили бы особый статус и возможность блокировать законопроекты, нежелательные для автономий). Но вероятность принятия такого проекта Радой я оцениваю как крайне низкую», - прогнозирует Галкина.

Александр Желенин, Росбалт