Горячие новости

«Украинское бессознательное». ВІДДАНА

  • C 16 января  в Украине в широком прокате шагает по городам и весям романтично фантазийный фильм "Відданна», снятый по роману Софии Андрухович "Феликс Австрия" - книге, к слову, написанной  незадолго до военных действий на Донбассе, творению, созданному благодаря  полькой грантовой программе, предполагавшей изучение архивных материалов для реконструкции австро-угорского исторического прошлого Ивано-Франковска (Станислава), и в итоге  выигравшей конкурс «Книга року BBC-2014». Специальная награда Форума издателей Львова(2014г.), «ЛітАкцент року»(2014г.)Премия Фонда Леси и Петра Ковалевых (США)2015г.,Visegrad Eastern Partnership Literary Award (Словакия, Польша, Чехия, Венгрия)2016г.

Ленту уже назвали одним из самых грандиозных украинских кинопроектов.

Адель и Стефа

 Отец  Софии,  известный франкивчанин и писатель Юрий Андрухович, которому в фильме досталась маленькая эпизодическая роль сказал: «Я очень рад, что роман Софии находит свое экранное воплощение, и мне было интересно принять предложение сняться в фильме. Роман «Феликс Австрия» очень кинематографический, он «видимый»: текст прописан во многих очень зримых деталях. В центре вечная тема - любовь и ненависть. А вторая тема - это потерянный рай. Роман по-своему утопия - нам показывает мир, каким он был в провинциальном городе(Станиславове, ныне – Ивано-Франковске – ред) в окрестностях Австро-Венгерской империи, и изображает его как завершенный райский сад. В этом раю происходит катастрофа, и он исчезает …».

Подзаголовком фильма, может быть ее вторым названием, мог бы стать таковой: « Хочу у Відень!» - фраза, произнесенная где-то в начале фильма, энергетика которой проходит через весь любовно драматический сюжет этой картины.

«Утопия», розовая мечта, безысходная и нескончаемая ностальгия по ….  Австро-Угорской империи.

На презентации фильма, режиссер Кристина Сиволап уточнила стоимость фильма - 60 млн грн. из госбюджета, из них 25 млн грн. профинансировало Министерство культуры в рамках программы производства патриотических фильмов.

Что же за патриотический продукт получился?

О его создании рассказывали продюсер Надежда Зайончковская , режиссер Кристина Сиволап , автор романа София Андрухович , исполнители главных ролей Олеся Романова , Роман Луцкий и Марианна Янушевич.

Сюжетная история начинается в Станиславе  (Ивано-Франковске) в конце 19 века. Завязка привязана  к так называемой «Мармулядовій пожежі», которая случилась в    городе 28 сентября  1868  г. После этого пожара город фактически изменил свое лицо. По официальной версии «мармулядовый» пожар начался с подворья вдовы Ханны Двойра. Во дворе ее дома, которая располагалась примерно на месте дома по современной улице Шевченко двое наемных работников вдовы Юзеф Лиховник и Петр Погвизд в большом котле на костре варили сливовое варенье - мармуляду. По свидетельствам очевидцев, огонь унес угли от костра на конюшни, которая принадлежала соседу Ханны - Гергшу Лотрингеру. Батраки не заметили, как занялась просмоленная крыша хибарки, а дальше огонь распространился во двор тогдашнего бургомистра Станислава, который забором был отделен от вдовы.

Поскольку погода была сухой, а значительное количество зданий тогдашнего Станислава была деревянной, то огонь начал очень быстро распространяться по городу. Через час горел весь центр, захватив шесть улиц, Вечевую и Рыночную площади. Полностью выгорели 260 домов, Ратуша, в которой упали перекрытия и сильно пострадал армянский костел. Быстрое распространение огня по городу было вызвано тем, что на многих дворах крыши домов были не просто деревянными, но и пропитанными нефтью, чтобы не протекали. К счастью, несмотря на огромные финансовые убытки, «мармулядовый» пожар в Станиславе обошелся почти без жертв. Согласно официальным сообщениям, в огне погибла только старенькая мать господина Пинтергофера, которая жила на левой стороне улицы Сапежинской. Сгорела также корова сапожника Фидлера, которая находилась в сарае, что занялся от углей, вылетевших из-под котла с повидлом.

Но для фильма,  как известно, нужна была завязка. В «Відданій» она эффектна, даже  захватывающа: некто доктор Анґер, поляк по национальности  запускает сюжет -  из окна больницы он видит полыхающие дома, бежит к своему, а тот уже полностью охвачен пламенем и дымом. Доктор теряет в этом пожаре жену, но  под ковром находит… чудесным образом спасенных  двух малышек -  это его родная белокурая дочь Адель, роль которой исполняет  украинская актриса Олеся Романова, и смуглая  дочка прислуги Стефания, которую играет  польская актриса Марианна Янушевич. Доктор воспитывает их вместе, а умирая, когда девушкам уже исполняется 25 лет, завещает Стефании служить его дочери Адели «до конца», сравнивая их с деревьями, стволы которых плотно переплелись в один, одновременно являясь и опорой, и погибелью друг для друга – в такой «неразрывной связи, которая не дает ни жить, ни дышать, ни остаться, ни уйти…».

Стефа со злорадством сообщает священнику, другу семьи, в которого тайно влюблена, что «бог не дает Аделе детей», как кару.

Но вот в мастерскую Петра, мужа Адели, «приблуждается» худой, истощенный, гуттаперчевый мальчик, которого назовут Феликсом -  воришка, ворующий ценности из церквей и богатых домов через вентиляционные  люки и форточки.

Где-то мы это уже не раз видели?

В доме Адели, Стефы и Петра по поттеровски разговаривают картины,  а за окном дома – шагаловские сюжеты летающих рыб.

Может они спасут положение?

Прекрасный саундтрек с участием Тины Кароль?

Или великолепные костюмы героев,  богатые столы,  красивая фактура, прелестное женское обнаженное тело?

Адель

Стефа

«Актеров мы отбирали около четырех месяцев, - рассказала продюсер фильма Надежда Зайончковская. - Прежде определились с Романом Луцким - все сошлось, он франкивчанин ( актер  Ивано-Франковского областного академического драматического театра – ред.) Со второй главной героиней, или вернее первой, так как это рассказ в первую очередь о ней,  Стефой, никак не получалось,так как для  актрис было много критериев. Тогда мы расширили поиски и нашли Марианну в Польше. Для баланса Адель искали в Украине. По иронии судьбы, украинку играет полька и наоборот». Эпизодические роли в фильме сыграли  Юрий Андрухович, Ирма Витовская, Ада Роговцева, Екатерина Кухар, Наталья Васько, Александр Кобзарь и другие. Всего в съемках задействовано 34 актера и более 500 статистов. В съемках приняли участие актеры  девяти городов Украины (Киева, Ивано-Франковска, Харькова, Львова, Днепра, Херсона, Тернополя, Чернигова и Ровно), а также Польши и Грузии.

 Специально для эпизода с танцовщицей была приглашена прима-балерина Екатерина Кухар, для которой был поставлен постановочных-танцевальный трюк с помощью каскадеров, который она полностью выполнила сама, без дублеров. В проекте приняли участие трое детей-актеров. Десятилетних Стефу и Адель сыграли Роксолана Пяташ и Карина Мушта, а Феликса - Ясин Фараджаллах. Для выполнения трюков героя Феликса - «гуттаперчевого мальчика» - были приглашены двое детей-дублеров: акробат Дарья Забара и каскадер Дмитрий Крезуб. В эпизодических ролях снялись Мисс Украина-2018 Леонила Гузь, Мисс Украина International-2018 Богдана Тарасик и финалистка конкурса «Мисс Украина-2018» Карина Олих.

Впечатляет?

Да.

Но вернемся к главным героям. Страдающая, утомленная, неудовлетворенная своим положением и всей своей несостоявшейся  жизнью  Стефа под капризные указания Адели моет полы,  стирает, готовит, бегает на базар, выносит  ее ночные горшки  и горшки ее мужа Петра Сколика ( актер Роман Луцкий), проклинает и любит, любит и проклинает. Падает с лестницы  из-за воплей Адели, обливая себя и окружающее пространство фекалиями и вызывая искреннее сострадание зрителей.

 Эдакая Золушка.

Но … без тонких вибраций.

Без счастливого конца.

Без  надежды стать свободной .

И без обретенной свободы.

Между Аделей и Стефой весь фильм возникают конфликты, но выписывается идеальный образ «відданої», которая обречена прислуживать и отказаться от своей жизни и своего счастья. Ее странная любовь к «названной сестре» полна желчи и обид.  Она ее называет «противной теткой», не против  уничтожить в глазах мужа.  Счастье ее обходит стороной, и она упорно  возвращается в статус прислуги, по-другому  она как бы и не может.

В один из кульминационных моментов еврейский парень предлагает Стефании  свой кошелек и приглашение бежать с ним за границу, «чтобы открыть свое маленькое кафе». Вот она, возможность! Сценаристы хором предлагают ей то же – но героиня  не подвластна им, она не из когорты героинь Жорж Санд или Тургенева, Остен или Шарлотты Гранде. Она – произведение ностальгирующего украинского бессознательного.

Она согласна быть «відданою», как производное Австро-Угорской империи,  как сама ностальгия по Вене и месту прислуги, уготовленному ей «счастливой Австрией». 

Тонкие вибрации, которые природны  для художетвенного произведения, гаснут. Их нет. Не спасают красивые лица, костюмы, шагаловские сюжеты и гарри-поттеровские приемы.

Накануне премьеры в Ивано-Франковске творческая группа рассказывала о съемках фильма, рассказывает Курс.

Несмотря на то, что события ленты разворачиваются более 100 лет назад в Станиславе, современный Ивано-Франковск для съемок не подошел.

«Тот Франковск, который есть сейчас, он прекрасен, но он совсем не похож на Станиславов 1900 года. Мы ездили со съемочной группой в Франковск с командировкой и настойчиво искали локации. Но не нашли ни одной, которая бы нам идеально подходила. Потому что множество атрибуций современного города никак нельзя стереть. И здесь сложно было снимать историческое кино. Поэтому мы решили Станислав восстановить под Киевом », - рассказала режиссер фильма Кристина Сиволап.

Съемки проходили в павильонах Film UA под Киевом, некоторые сцены снимали в театре в Черновцах. К слову, дом Сколикив, говорит продюсер Надежда Зайончковская, строили дважды.

Чтобы передать дух Станислава, художники, создававшие декорации, приезжали надышаться в Ивано-Франковск.

«Они вдохновлялись виллами на Липовой (сейчас Шевченко - ред.), На других улицах и брали конкретные архитектурные элементы, которые они видели. Поэтому это не выдумки какие-то. Мы хотели максимально воссоздать мир Станислава у нас », - говорит Зайончковская.

Режиссер признается, что ее больше всего пугало то, что фильм исторический.

«Где я, а где Станиславе 1900-х, что я о нем знаю? И единственное, что спасало - это знания: я просто сидела, читала статьи, материалы. И с новыми знаниями приходила уверенность, что я немного понимаю этот мир », - говорит она.

Вот только Станиславова  конца 19 века зритель все -таки так и не увидел. 

Богатые столы с явствами- да, красивые одежды – несомненно. Но сюжетной линии не хватило, чтобы показать город в его аутентичности, еврейско-польско- украинско- немецком переплетении судеб.

Впрочем, съемочная группа рассказывала, что пришлось немало поработать  с костюмами. По старым черно-белых фотографиях можно было разглядели фасон одежды тех времен, а уже с цветом работали режиссер и оператор, во время съемок в Черновицком театре в массовке участвовало 300 человек, для 150 из них шили одежду.

Примитивный, маленький сюжет оказался слишком мелок, герои – слишком простоваты.Без особых талантов и запросов.

Достаточно ли одной «відданості»? Куда  она заведет и это ли сегодня нужно нашему зрителю?

Наталия Кононова, Ostrovok

  • P.S.
  • За мотивами бестселеру Софії Андрухович “Фелікс Австрія” (“Видавництво Старого Лева”) та його екранізації — фільму “Віддана” компанії FILM.UA Production  вже створений кулінарний записник «Галицькі смаколики» створено, пише Фіртка.
  • У ньому читач відшукає рецепти страв галицької кухні від відомої кулінарної блогерки пані Стефи, атмосферні фотографії та кадри з фільму. Також книгу можна буде доповнити власними рецептами, ідеями та записами – для цього у ній окремо відведені сторінки. Кулінарний записник “Галицькі смаколики” вийде друком у “Видавництві Старого Лева” на початку грудня.