Гарячі новини

Русскость и европейскость

Создается впечатление, что киевские, львовские и вообще европейски ориентированные украинские интеллектуалы удивляются: «Почему представители восточно-украинской  культурной элиты зачастую голосуют за Януковича? Неужели им нравится Янукович? Неужели они не понимают, что такое на самом деле лидер партии регионов? ».

Успокойтесь, уважаемые, мы всё прекрасно видим и понимаем. «Я вам не скажу за весь Донбасс», но я лично голосую во втором - решающем - туре президентских выборов за Януковича из-за русского языка. И немало моих друзей европейской ориентации поступают так же. Один из основных принципов электорального поведения украинского избирателя - принцип «меньшего зла» в данном случае звучит так: «По крайней мере, регионалы не будут оказывать давление на русский язык».

Мне кажется, что идеологи демократических кругов украинского общества не совсем правильно понимают остроту языкового вопроса. И они занимают ошибочную тактико-стратегическую позицию в данном вопросе. И это очень обидно, потому что цена за такую ошибку - поражение.

В чем я вижу основные черты этой досадной ошибки?

 Во-первых, в замалчивании и приуменьшении важности языкового вопроса.

Я заметил: как только начинает подниматься вопрос русского языка, со стороны украиноязычных демократических (а особенно - недемократических) кругов звучит стройный хор голосов: «Да зачем вы об этом говорите! Да это вопрос, который искусственно раздувается! Да на самом деле этот вопрос - на …надцатом месте! ».

Думается, что в политике следует обращать внимание не только на то, о чем громко и настойчиво говорят, но и на то, о чем говорят неохотно и даже пытаются замолчать. В политике нередко тем пристальнее надо прислушиваться, чем тише о чем-либо  говорят.

В нежелании обсуждать вопрос статуса русского языка я вижу неприятие и страх. Неприятие русскоязычности и вообще «русскости». И страх, что языковой вопрос может-таки реально расколоть Украину.

Надо преодолеть, прежде всего, этот страх. Надо понимать, что важнейшим принципом успешной социально-политической деятельности является  стремление увидеть истинное положение вещей, нравится оно нам или нет. Я живу в Донбассе: мне не надо проводить социологических опросов, чтобы понять: русский язык является одной из базовых ценностей жителей региона. Вы, господа  «европеисты», можете сколько угодно потрясать данными всевозможных социологических исследований, что, якобы, жителей востока совсем не волнует вопрос статуса русского языка. Но когда кандидаты от демократической оппозиции вновь получат на донбасских участках свои жалкие проценты, задумайтесь над важностью языкового вопроса.

Надо также преодолеть плохо скрытое неприятие «русскости». И здесь мы подходим ко второй существенной ошибки в мировоззрении демократических кругов украинского общества.

Мне очень хотелось бы ошибаться, но складывается впечатление, что для многих украиноязычных поклонников европейского выбора русскость тождественна авторитаризму, тоталитаризму и антиевропейскости. Об этом нигде не говорится, но создаётся впечатление, что такое мнение идеологи европейского пути пытаются внушить через подтекст.

Если это моя субъективная ошибка, я очень рад. Если это интуиция, которая отражает действительную позицию европеистов, то это очень серьезное заблуждение. Я даже назвал бы это убеждение «основным заблуждением» украинских европеистов.

Я могу поклясться на Священном Писании, что я последовательный и принципиальный сторонник европейского вектора развития Украины. Я сторонник европейских ценностей, демократических прав и свобод в их европейском понимании, гражданского общества, правового государства, среднего класса и т. п. Но я русскоязычный и русскокультурный. Русский язык никем не был мне навязан. Это мой родной язык, и я думаю на русском. Но я вовсе не сторонник русской имперскости, евразийского союза и т. п. Мое сознание вообще не имперское. И я, Боже упаси, не ностальгирую по Советскому Союзу. Если я люблю Достоевского, это вовсе не означает, что я должен любить Путина.

Справедливости ради скажу, что таких, как я, в Луганске немного, думаю, не очень много и вообще в восточной Украине. Но русскоязычные европеисты на востоке Украины есть, возможно, их не так уж и мало. И их нужно не отталкивать, а всячески поддерживать и привлекать в общий европейский поток украинского общества.

Чем же их, прежде всего, отталкивают из этого потока? Неопределенностью в отношении русского языка и русской культуры. Пожалуй, не столько  отталкивают, сколько оставляют растерянными в одиночестве посреди волн «совкового» сознания.

Культурно-языковая идентичность для человека важнее геополитической идентичности. Я настаиваю на том, что можно продвигаться в Европу, будучи русскоязычным и русскокультурным. Но если окажется, что это не так? Предположим, что мне неопровержимо докажут, что европейскость и русскость - взаимоисключающие вещи, то есть, что возможно или быть русским, или продвигаться в Европу. Что я тогда выберу? Увы, русскость. Культурно-языковая идентичность является почти сокровенной сутью человека, и тот, кто покушается на культурно-языковую идентичность, в некотором смысле, покушается на самого человека. Но я снова хотел бы со всей возможной силой подчеркнуть, что альтернатива «или европейскость - или русскость» является ложной.

При  обсуждении языкового вопроса со стороны украиноязычных европеистов часто можно слышать следующий тезис: «На самом деле никто в Украине русский язык не притесняет. Все разговоры об ущемлении русского языка - это искусственно раздуваемая тема ».

Я считаю, что это не совсем так, но пусть это будет так. Примем, что это так. И все равно, даже если действительно нет угрозы русскому языку, украинским партиям европейской ориентации целесообразно дать публичные гарантии ее неприкосновенности, особенно в восточных регионах. Целесообразно будет официально продекларировать свою позицию относительно неприкосновенности русского языка. Следует понять, что в действительности позиция многих представителей восточно-украинской интеллектуальной элиты относительно русского языка скорее оборонительная, чем наступательная. Они несколько опасаются ущемления русского языка, следует их просто успокоить. И тогда в решающие моменты политического поведения они без особых колебаний осуществят выбор в сторону европейскости. Политической элите умеренно националистических партий европейской ориентации следует переступить через обиду и гордость и продекларировать неприкосновенность русского языка для русскоязычных граждан Украины. Это должно быть символическим действием.

Проводники «украинскости» любят в драматически-кризисные моменты напряженного взаимодействия между востоком и западом Украины делать акцент на необходимости взаимных компромиссов. Такие компромиссы, мол, необходимы для сохранения целостности государства. И это вполне правильная и разумная позиция. Да, давайте искать компромиссы, да здравствуют компромиссы! Но хотелось бы напомнить и подчеркнуть, что компромисс является взаимной уступкой взаимодействующих сторон. Настоящий компромисс предусматривает, что сторона А поступается чем-то, возможно, для нее важным, продвигаясь в направлении стороны Б, и сторона Б поступается чем-то, возможно, для неё важным, продвигаясь в направлении стороны А. Если сторона А требует от стороны Б уступок, а сама ни в чем не согласна уступить, - какой же это компромисс! Пусть декларирование неприкосновенности русского языка будет важнейшим компромиссом со стороны умеренных партий европейской ориентации. Следует отдать русскоязычность взамен европейского выбора.

Александр Еременко, доктор филофских наук, специально для ОстровЛугань










 

Комментарии

Аватар пользователя Гость

Толково, понятно, исчерпывающе откровенно. но станут ли читать до крнца. те к кому, собственно, автор и обращается? Это и есть главный вопрос. "Мы не слышим" и "Мы не хотим слушать", согласитесь, не одно и тоже...

Аватар пользователя Гость

"...об этом нигде не говорится, но создаётся впечатление"
То есть аргументация основана на впечатлении от якобы существующего подтекста.

"Я живу в Донбассе: мне не надо проводить социологических опросов"
Смелое такое заявление, разухабистое. Хотя, конечно, зачем философам какие-то исследования.