Нужен ли Гайдн Луганску?
Опубликовано: 12.02.2012. 20:46
В ЛГИКИ прошел концерт, на котором была представлена музыка луганских композиторов, выпускников класса по композиции члена Союза композиторов Украины, декана кафедры теории музыки и композиции Сергея Турнеева .
2007 год – первый выпуск института, а первым композитором этого выпуска стала Екатерина Карпенко.
Как утверждает Сергей Турнеев, более на сегодняшний день «на горизонте» композиторов - не видно. Ни в колледже, ни в институте. «Большой вопрос – будет ли эта специальность существовать дальше» , – говорили участники концерта, который в некотором смысле можно рассматривать как итоговый первый этап существования Луганского отделения НСКУ.
Как относится к этому?
Думаю, мы поторопимся с оценками, придавая черты трагичности или критики – чего угодно - системе образования, самого института культуры, его преподавателей... Хотя , прежде чем говорить «их не будет», нужно сказать о том, что в Луганске «композиторы уже есть», ведь даже это само по себе непривычно.
Как оказалось, на сегодняшний день в Луганском отделении Национального союза композиторов Украины насчитывается 10 человек (что, собственно, и позволило создать это отделение – меньше нельзя). А в 1981 г. в Луганске числился … всего один – сам Сергей Турнеев.
Что же представляет собой сегодня это сообщество?
Безусловно, образы, всплывающие при словах «Австрия, XVIII век», «Бетховен» , «Гайдн» разнятся с сегодняшними представлениями о композиторе. Классика - это симфонии, возвышенное, патетическое , вершины человеческого духа и прорывы и порывы вдохновения. Современность - наверное, эстрадные песенки, максимум – написание музыки к какому-нибудь кинофильму, даром, фильмов снимается меньше, чем выпускается «писцов»…
Однако оказывается, разницы много больше, чем можно было бы предположить.
У Екатерины Карпенко, например, написаны: симфонические произведения – для большого симфонического оркестра, для камерного оркестра, для фортепиано и струнных; одноактный балет «Рожеве і червоне» (либретто автора), концерт для скрипки с оркестром; хоровая музыка. Хоровые ее произведения исполняли хор «Чернигов» и «Благовест», приобрел произведение для своего репертуара и хор им. Веревки.
Надежда Поклад во время приезда ректора Королевской Брюссельской консерватории Рафаэля Дэна и музыкантов из Брюсселя представила произведения камерной музыки. Спустя некоторое время, началось тесное творческое сотрудничество с ведущим европейским кларнетистом, профессором Королевской Брюссельской консерватории Хедвигом Швимбергом. В 2010 году записывается совместный CD. На сегодняшний день ее музыка неоднократно исполнялась в Украине, Бельгии, России, Испании, Польше.
Так почему же мы не знакомы с этой музыкой?
Предлагаю поговорить о содержании данного творчества, а начать , вероятно, следует с того, на каких же «житейских ногах» оно стоит?
Как утверждают люди сведущие, на довольно шатких.
Дескать, вот так просто, как это понимается в мире, «продать» в Луганске симфонию не так-то просто – низзя! Исполнить - уже само по себе «счастье», причем не только для начинающего . Но первоначально - нужно заплатить оркестру за исполнение! В этом, забегая наперед, и состоит один из смыслов существования Национального союза композиторов: союз, дескать, проводит фестиваль Kiev Musik Fest, который является одновременно и «средой», в которой могут существовать музыкальные идеи, и творческой «лабораторией», и «банком произведений» - практически всем…
Платит ли союз что-то , что можно было бы назвать зарплатой?
Оказалось - нет. Почему? А при театрах, оказывается, нет такой штатной единицы - «композитор» . Музыкальный руководитель - есть , и им может стать любой человек с музыкальным образованием. А вот композиторов– нет. Это, как выясняется, во всех смыслах, лишь функция - не профессия.
Вот и получается, что, едва ли не единственная возможность работать «рядом» – это преподавать. В музыкальной школе ,институте. Или найти себе частные уроки. Все это, конечно, тоже - творчество, но скорее в педагогическом смысле. А все, что касается высокого искусства – ad libitum, как сказали бы музыканты; не за то платят.
Вот при таких обстоятельствах в околокультурных кругах давно уже раздаются голоса: а зачем нам союзы композиторов? Что это еще за советский пережиток? Вот в Америке нет никаких союзов.
Не самый удачный образец для подражания, я бы сказал.
«В конце концов, у союза еще остался пансионат, и , если станет особенно тяжело, я могу взять путевку и рвануть туда – закончить партитуру…» , - улыбается Сергей Турнеев.
Как говорится, мелочь, а приятно. А если нужны будут инструменты для исполнения, куда обращаться?
Ну, а Гайдн? Ведь был когда-то вроде лакея при княжеском дворе. А Моцарт? – Зарабатывал музыкальными уроками. А Бах? – Был штатным органистом при соборе.
При этом они писали и писали, не от случая к случаю, а постоянно, интенсивно – как ходить на работу, хотя эта работа денег не приносила; писали великую музыку… Хотя параметрами «величия» они вовсе не думали – это была просто музыка. Симфонии Гайдна предназначались для все того же княжеского оркестра, и звучали для развлечения князя. Он не думал: «Щас вот напишу попсу, чтоб отделаться, - а потом пойду творить «в стол» шедевры для будущих поколений!». Ведь классикой эта музыка стала как раз тогда, когда была выбрана тем поколением за образец - не прежде.
«Кто же будет дальше представлять Луганский осередок композиторов на всеукраинских и международных конкурсах, концертах, фестивалях?» – сетуют участники «итогового» концерта в ЛГИКИ.
Но само по себе «представление» Луганщины на конкурсах и фестивалях не может быть самоцелью. Представительство подтверждает то, что композиторы у нас есть, но на вопрос, нужны ли они нам, оно не отвечает.
– Катерину Карпенко мы «заметили» еще в 1992 году, когда она занималась в музучилище, с ней преподаватели занимались три года, - говорит Сергей Турнеев. – Потом у нее был перерыв до 2002 года – за это время она подняла двоих детей. В 2002-ом вместе с Институтом культуры и искусств открылась композиторская специальность, и мы продолжили с ней заниматься...
Какой длинный и извилистый путь! Но ,шепчет внутренний голос, простым и коротким он не бывает. «Производство» композиторов не может вестись потоковым методом, даже в отличие от исполнителей – пианистов и вокалистов.
Итак, в каких условиях пишется в Луганске музыка - понятно. А какой же мотив движет ее творцами? Может это чисто творческие, совершенно независимые от повседневности мотивы? Как просто и как сложно!
К чему же мы пришли? Первое: готовить композиторов нельзя потоком – для этого нужно отбирать стихийно появляющиеся и проявляющиеся таланты. Однако появление талантов привязано к эпохе, 21-й век, похоже,– не слишком тому способствует. И не только в экономическом плане. Ведь учитывая моду на общественный цинизм, мы шагаем не вперед, а назад – даже по сравнению с дряхлыми европейскими монархиями XVIII в., где пусть не всегда платили, но чаще понимали…
Специальность существовать будет, если будут абитуриенты, говорять чиновники. Пожалуй, таков и есть промежуточный итог. И все же, настойчиво мучит вопрос: сумеем ли вовремя разглядеть и поддержать то, что дает как бы авансом жизнь? Как сложится судьба у молодых композиторов в сегодняшнем изменчивом культурном пространстве. Это - вопросы уже не только Луганщины, но и всей Украины. Хотя в каждом конкретном случае больше все-таки Луганщины…
Виталий Дорофеев, специально для «Остров Лугань»
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
- Версия для печати