Горячие новости

Марина Никонорова: «Когда я творю куклу, то обращаюсь за советом к той девчонке, которая сидит внутри меня»

В Ивано-Франковске художница Марина Никонорова представляет собой  «осколки» русскоязычной советской интеллигенции, родители которой,  а до этого и ее дедушки - бабушки осели здесь   лет 70 назад .  Марина –  русскоязычная франкивчанка, которая создала свой неповторимый мир  – в быту, в личной жизни, педагогике, творчестве, постигая и усложняя его  по мере того, как усложнялся внешний мир,  и по мере того, как стекали листья со ствола ее дерева.

  О себе и своей квартире  в старом австрийском доме по улице Мазепы, что в самом сердце Ивано-Франковска,  где, к слову, теперь должна появиться мемориальная доска ее мужа - известного художника Эдуарда Никонорова (мемориальную доску в его память уже предложили  изготовить польские  поклонники Никонорова), она рассказывает так:

«Есть такой Дом, где сегодня живут мои куклы...

Большой, уютный Дом, заваленный лоскутами и кружевами, где на стенах висят картины, фотографии и стихи, где всегда царит творческая атмосфера, где рады гостям, где напоят чаем с финиками, где зимой температура не поднимается выше +14, зато летом прохладно и комфортно. Идеи там стоят в очереди и ждут своего воплощения…».

 

А в соцсетях Марина Никонорова  сегодня известна под логином Кукломота Марина, куда перемещаются ее герои и героини – яркие, узнаваемые,  чем-то похожие на нее…

От «наивискусства» до кукольных дел мастера

- Твой путь:  от живописи - к кукле. Кое-кто может посчитать, что это путь по нисходящей траектории. Должна признаться, что  и мне поначалу  было страшно жалко, что ты бросила свою живопись и  занялась мотанками. Думаю, что человек непосвященный может так же, как и я, подумать, что эта планка где-то ниже… Что  мир мастера-кукольника – проще, а его «читательская» , нет, «зрительская» аудитория -  менее изысканна…

- Вся моя жизнь как бы на одной кинопленке. Вот я девочка, вот мое детство, вот я – подросток, девушка, женщина… И когда я творю куклу, я становлюсь девочкой. И я обращаюсь за советом к этой моей девочке, которая по-прежнему сидит внутри меня, контролирует меня и помогает мне…

Все зависит от человека. Кто-то , например, считает, что театр –это притворство. Или абстрактные картины – неверное отражение реального мира. Кто-то может прожить  жизнь без классической музыки, а кто-то - без эстрадной Кто ведь может задавать вопрос: зачем украшать свой дом? Блажь?  Зачем вышивать,  плести, вязать, лепить? Что ж, можно и так.

Стремление человека что-то создать, самореализоваться – это очень индивидуально. Если человек думает, что   для взрослого человека кукла – это инфантильность, это его право.

- То есть кукла для тебя  - не мало? Ты занималась  живописью, у тебя много картин, проданных по всему миру, в Европе, в Америке. К счастью, остались фотографии. Давай их покажем.

  -По первой части вопроса отвечу: нет, не мало. Это шаг внутрь себя. Я повспоминаю?

Вот вчера мне голос был из прекрасного далёка - моей молодости. Написала мне Таня Мурова. Сейчас она живёт в Голландии, пишет прекрасные и удивительные картины - волшебные города, где живут счастливо и Коты и Цветы.
А в начале века все мы жили и работали в Праге. Мой стаж 15 лет -это большой кусок жизни. Мы рисовали картинки, продавали их на Гавелаке среди овощей и сувениров и в галереях, которые открывали такие же эмигранты, как мы.
У нас с подружкой тоже была своя, маленькая галерейка на улице Михалской - GaMa gallery - Галина + Марина. Она и сейчас жива, только поменяла адрес. Галина справляется там без меня.


 

Пражские куклы - отдельная тема. Самые популярные - марионетки. В районе Карлова моста есть магазин -мастерская, где делают марионеток. Рядами лежат головы, руки-ноги,мастера умело соединяют детали и вот . кукла оживает и бодро прыгает, притоптывает ножкой и выкидывает коленца.
Есть антикварные лавки со старинными куклами. Куклы эти немного чопорные и очень дорогие.
И, наконец,китайские куклы -всевозможных размеров с фарфоровыми лицами, в доступной ценовой категории. Их почему -то покупать не хотелось... Моя же кукольная тема переросла в мои картинки.Вот такиеВторое дыхание моей кукольной истории... После 15-летней работы в Праге, картинок и галерей, мы с мужем вернулись в Украину. Это был 2010 год и было непросто в третий раз начинать всё заново. Мой муж стал готовить свою персональную выставку, я продолжала рисовать картинки, которые никто не покупал.
И вот за три месяца до выставки я наткнулась в интернете на куклу Тильду. Что -то встрепенулось во мне, и я пошила свою первую куклу.
За три месяца я пошила их 50 штук, вставая в 5 утра и просиживая за машинкой до самого вечера. Было лето, дни были длинные...
И мы сделали совместную выставку. Итогом её во-первых стала моя убеждённость, что я нашла свое ДЕЛО,
Во-вторых я приобрела замечательную подружку и ученицу в одном лице, готовую "носить за мной мою корзину",
и в-третьих я поняла, что мои куклы нравятся людям и нужны им.
С этого дня передо мной уже не стоял вопрос, чем же заняться. Меня ждали куклы.

  - Давай  все -таки поговорим о сложности. Трудно сделать хорошую куклу?

-Картины мои не были серьезными. Да, они были красивыми, милыми, но, если ты заметила, они ведь тоже были «кукольными» в стиле «наивного искусства». В моем случае -  это плоскостное решение замысла. Поэтому для меня они были следующим  шагом в развитии творчества - они как бы сошли с моих картин.  Кроме того, должна сказать, что для меня сделать выразительную композицию  проще, чем хорошую куклу. Ее нужно делать, как бы это правильнее сказать, комплексно. Создавая куклу, очень непросто правильно подобрать  цвет, фактуру, плотность. Поэтому, как правило, я долго ищу нужную ткань. Все ткани  как бы должны «подружиться» между собой и прийти в гармонию.

Кроме того, картину мы смотрим глазами, а куклу можно осязять,  взять за ручку, прижать к себе, пообщаться…

- Я знаю, что иногда ты  шьешь куклы и с сюрпризом…

- Да,   иногда я включаю фантазию и люблю делать сюрпризы: была, например, у меня кукла «Кот в мешке» - кота я поместила в мешочек, а его лапка торчала наружу через художественную заплатку. Если продавец разрешал, то можно было заглянуть заранее. На тогда уже не было сюрприза.  И этот кот, должна сказать, пользовался спросом.  Вот и получается, что  кукла – творение неожиданное, хитрое, почти живое. А скоро у меня появится «Кукла-кофе»: в волосы я положу кофейные зерна.  И  кукла будет иметь особый аромат.

Воспоминания уместны, должна же я рассказать каким путём я шла к своей кукле.
2011 год, 2012, 2013 - я продолжала шить куклы. Я придумывала разные образы. Внутрь куклы, в область туловища я вкладывала маленькое сердечко из жёлтого металла - "золотое".
Технологически куклы были пошиты двумя способами - либо по принципу Тильды - голова , шея и туловище цельнокройные, длинные руки-ноги. (Тильду придумала норвежская художница и дизайнер Тоне Финнангер в 1999 году).Либо по принципу Вальдорской куклы, где все части тела шьются отдельно, наполняются холлофайбером (можно синтепоном) и пришиваются к туловищу.
Куклы прекрасные , но не МОИ.
Стало понятно, что мне нужно придумать МОЮ собственную Куклу.

И в этом мне помогла кукла –мотанка.

Среди множества оберегов стоит выделить самый, наверное, магический - куклу-мотанку. Подобные куклы встречаются у многих народов мира. Наши предки верили, что куклы без лиц - вещь неодушевленная, что такие обереги защищают человека, принимают на себя его болезни, несчастья, помогают в делах.

Моя авторская кукла родилась позднее. В ней соединились элементы мотанки и  традиционной куклы. Кроме внешней узнаваемости, появился еще один элемент: в туловище я вматывала  сердечко из красной ткани. Сегодня я люблю делать волосы из ткани.

Беседовала Наталия Кононова , Ostrovok